Основные направления и оценка учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучения порядка бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
исследовать вопрос нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
определить цель, задач и источники информации аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
осуществить планирование аудита;
исследовать методику проведения аудита;
сформулировать основные выводы и рекомендации по итогам аудиторской проверки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 2
1.1. Нормативное регулирование учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками 2
1.2. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Информационная база аудита расчетов с покупателями и заказчиками 2
1.4 Краткая характеристика предприятия
2. Оценка системы бухгалтерского учета и контроля на предприятии
2.1. Документальное обеспечение расчетов с покупателями и заказчиками Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками 2
2.3 Изучение системы внутреннего контроля
3. Методические подходы к аудиту расчетов с покупателями и заказчиками Ошибка! Закладка не определена.
3.1. Планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками 2
3.2. Проведение проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками по существу 2
3.3. Результаты и выводы аудиторской проверки учета с покупателями и заказчиками 2
4. Основные направления и оценка учета расчетов с покупателями и заказчиками
4.1. Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками
4.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ.docx

— 164.04 Кб (Скачать файл)

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» определяет, что в бухгалтерской отчётности должна отражаться информация по задолженности покупателей, устанавливает требования к бухгалтерской отчётности, состав  бухгалтерской отчётности, сроки её представления, публичность.

ПБУ 9/99 «Доходы организации» в части учета расчетов с покупателями и заказчиками устанавливает порядок определения доходов от обычных видов деятельности, условия признания выручки организации от реализации товаров, порядок раскрытия информации о доходах от реализации товаров в бухгалтерской отчётности.

ПБУ 10/99 «Расходы организации» устанавливает порядок определения расходов от основной деятельности, условия их признания,  порядок раскрытия информации о расходах при продаже товаров в бухгалтерской отчётности.

Документы разъяснительного уровня (см. табл. 2) рассматривают возможные  варианты постановки бухгалтерского учёта  в организации. Они разрабатываются  и вводятся в действия в соответствии с документами первого и второго  уровней регулирования бухгалтерского учёта.

План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению определяет счета и типовую корреспонденцию  для учёта расчетов с покупателями. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия для учета расчетов с покупателями и заказчиками предусмотрен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».  В инструкции приведен порядок использования данного счета, то есть раскрывается информация о корреспондентских счетах, отражаемых по дебету и по кредиту счета («План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010)).

На счете 62 учет может осуществляться двумя  способами. Первый вариант – когда  расчеты осуществляются с покупателями без аванса, то есть заключается  договор, отгружается продукция, после  чего по дебету счета 62.1 и кредиту  счета 90 «Продажи» отражается выручка  от продаж. Поступление денежных средств  отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 62.1.

Второй  вариант предполагает осуществление  расчетов при получении аванса от покупателя. Сначала покупатель перечисляет  аванс (Дт 51 Кт 62.2), начисляется НДС  с аванса (Дт 62.2 Кт 68), затем ему  отгружается продукция, отражается выручка от реализации, производится зачет аванса по дебету счета 62.2 (Авансы полученные) и кредиту счета 62.1, восстанавливается  НДС (Дт 68.1 Кт 62.2). Если аванс был частичным, то после отгрузки производится полная оплата продукции.

Порядок безналичных расчетов определен  Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П. Все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банке. Расчеты осуществляются только через банк. Для осуществления безналичных расчетов предприятия открывают в банках расчетные, валютные и другие счета на основании заключенного договора банковского счета. Банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет денежные средства, перечислять и выдавать суммы со счета, проводить другие операции по счету.

На сегодняшний  день в Российской Федерации действует  несколько форм безналичных расчетов:

а) расчеты  платежными поручениями;

б) платежными требованиями;

в) расчеты  по аккредитиву;

г) расчеты чеками;

д) расчеты по инкассо [19].

Следующим документом, регулирующим расчеты с покупателями и заказчиками  на предприятии является Указание Центрального Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» устанавливает, что максимальный размер расчета наличными денежными средствами составляет 100 тысяч рублей (Указание ЦБ «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»).

«Методические указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств», утвержденными  приказом Министерства Финансов РФ от 13.06.95 №49 раскрывают порядок подготовки к инвентаризации, устанавливается  порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организаций и оформление ее результатов [7].

Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету кассовых операций» утверждает формы документов по учёту операций по кассе.

Постановление Госкомстата РФ «Об утверждение  унифицированных форм первичной  учётной документации по учёту торговых операций» утверждает формы документов:

  • по учёту денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин;
  • по учету торговых операций;
  • по учету торговых операций при продаже товаров в кредит;
  • по учету торговых операций в комиссионной торговле.

Положение о правилах организации наличного  денежного обращения на территории РФ, утвержденное ЦБ РФ от 5 января 1998г. № 14-П, определяет порядок осуществления  операций с наличными денежными  средствами. Все организации,    предприятия,    учреждения   независимо   от организационно - правовой формы должны хранить свободные  денежные  средства  в учреждениях  банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы  предприятий, подлежат сдаче в учреждения  банков  для  последующего  зачисления  на счета этих предприятий.

Письмо  ЦБ РФ от 04.10.93 № 18 (в ред. от 26.02.96 № 247) «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» устанавливает основные требования к оборудованию кассы, помещению, порядок ведения кассовых операций, оформление кассовых документов, порядок оформления лимита денежной наличности в кассе организации.

Документы внутрихозяйственного уровня (см. табл. 1.2) разрабатываются хозяйствующим субъектом при формировании учётной политики и определяют способы ведения учёта исходя из  особенностей хозяйственной деятельности организации.

Рабочий план счетов организации – это систематизированный  перечень синтетических и аналитических  счетов, необходимых для ведения  бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности. Рабочий план счетов разрабатывается  в организации в соответствии с единым Планом счетов с учетом особенностей финансово-хозяйственной  деятельности, отраслевой принадлежности предприятия. В графике документооборота определяется круг лиц ответственных  за оформление документов и указывается  порядок, место и время прохождения  документа с момента составления  до сдачи в архив.

Таким образом, все вышеперечисленные документы  прямо или косвенно регулируют постановку учета расчетов с покупателями на предприятии.

Что касается нормативного регулирования аудита, то аудитор при проведении аудиторской проверки руководствуется:

  • нормативными документами по бухгалтерскому учёту, которые были представлены ранее;
  • Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, в котором определены понятие, цели, задачи аудита, аудиторской деятельности;
  • федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, в частности:
  • Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» раскрывает порядок составления аудиторского заключения;
  • Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» определяет порядок отражения модифицированного мнения;
  • Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» устанавливает цель, общие принципы, объем аудита;
  • Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита» раскрывает форму и содержание рабочих документов, определяет требования к конфиденциальности, сохранности информации;
  • Правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита» определяет порядок планирования работы, раскрывает понятие и содержание плана  и программы аудита и порядок внесения изменений в эти документы;
  • Правило (стандарт) № 4 «Существенность в аудите» определяет понятие существенности, взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском, порядок оценки последствий искажений;
  • Правило (стандарт)  № 5 «Аудиторские доказательства» определяет понятия достаточности и надлежащего характера аудиторских доказательств, раскрывает процедуры получения аудиторских доказательств;
  • Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» определяет процедуры оценки рисков и источники информации о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, порядок понимания деятельности аудируемого лица;
  • Правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка» раскрывает основные определения, подходы к выборочной проверке, порядок построения выборки, требования к объему выборки, порядок проведения аудиторских процедур, порядок и причины ошибок;
  • правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора. Внутрифирменные стандарты аудита формируют документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией для обеспечения эффективности практической работы, ее адекватности требованиям внешних правил (стандартов) аудиторской деятельности. Целью разработки внутрифирменных стандартов является унификация принципов и подходов аудиторской фирмы и аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, к порядку организации оказания аудиторских и сопутствующих услуг, организации и применению внутрифирменного контроля качества аудита в соответствии с федеральными и международными стандартами. Аудиторская организация должна сформировать пакет внутрифирменных стандартов, отражающих ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

 

2.2. Цель, задачи, источники информации аудита  расчетов с покупателями и  заказчиками

 

 

 

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого  лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности1.

Целью аудита расчетов с покупателями и заказчиками  является установление соответствия применяемой  в организации методики бухгалтерского учёта (и налогообложения) товарных операций действующим в РФ в проверяемом  периоде нормативным документам и формирования мнения о достоверности  бухгалтерской отчётности в части  учета расчетов с покупателями и  заказчиками во всех существенных аспектах.

К   числу   основных  комплексов  задач,  которые  необходимо проверить  при аудите расчетов с покупателями и заказчиками относятся следующие:

  • оценка системы внутреннего контроля по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
  • оценка состояния синтетического и аналитического учета в проверяемом периоде;
  • подтверждение законности  производимых расчетов;
  • оценка правильности, полноты и своевременности отражения в учете операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
  • проверка соблюдения норм действующего законодательства в части учета расчетов с покупателями и заказчиками;
  • проверка правильности оформления первичных документов;
  • проверка качества проведения инвентаризации, проверка соблюдения организацией налогового законодательства.

Объектом  аудита расчетов с покупателями и  заказчиками являются операции по учету  расчетов с покупателями и заказчиками. Основными источниками информации для аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются:

1. Юридическая  документация:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • учетная политика.

2. Первичные  учётные документы:

  • договор;
  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • счет-фактура;
  • приходный кассовый ордер (КО-1);
  • расходный кассовый ордер (КО-2);
  • платежное поручение;
  • выписка банка и др.

3. Регистры  учёта:

    • Карточки и анализ счета 62;
    • Оборотно-сальдовая ведомость.

4. Бухгалтерская  отчётность:

  • «Бухгалтерский баланс»;
  • «Отчет о прибылях и убытках»..

Что касается отчетности, то рассмотрим ее боле подробно (см. таблица 5).

Таблица 5

Объект  бухгалтерского учета (аудита) Расчеты с покупателями и заказчиками

Проверяемый счет бухгалтерского учета

Формы бухгалтерской отчетности, в  которых приведена информация, содержащаяся на проверяемом счете бухгалтерского учета

Наименование

Номер

Форма № 1

Форма № 2

Наименование

Наименование

Расчеты с покупателями и заказчиками

62.1

Дебиторская задолженность

Выручка

 

62.2

Кредиторская задолженность

   

 

Аудиторские процедуры, применяемые  при аудите расчетов с покупателями и заказчиками:

  • инвентаризация – проверка фактического состояния расчетов с данными учета;
  • инспектирование – представляет собой проверку записей и документов;
  • осмотр – проверка соответствия требованиям законодательства, внутренним приказам.

Документальные  процедуры:

  • просмотр документов – определение наличия, правильность и полнота заполнения;
  • сравнение документов – проверка на соответствие законодательству (сравнение с образцами), сравнение оформления документов;
  • пересчет расчетов бухгалтерии – представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях;
  • аналитические процедуры – оформляется таблица, в которой отражается, что должно быть и чего нет;
  • Опрос – проведение опроса, тестирования с целью получения сведений о предприятии, его деятельности, квалификации персонала и другие сведения.

Информация о работе Основные направления и оценка учета расчетов с покупателями и заказчиками