Основные направления и оценка учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучения порядка бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
исследовать вопрос нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
изучить теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
определить цель, задач и источники информации аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
осуществить планирование аудита;
исследовать методику проведения аудита;
сформулировать основные выводы и рекомендации по итогам аудиторской проверки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 2
1.1. Нормативное регулирование учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками 2
1.2. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Информационная база аудита расчетов с покупателями и заказчиками 2
1.4 Краткая характеристика предприятия
2. Оценка системы бухгалтерского учета и контроля на предприятии
2.1. Документальное обеспечение расчетов с покупателями и заказчиками Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками 2
2.3 Изучение системы внутреннего контроля
3. Методические подходы к аудиту расчетов с покупателями и заказчиками Ошибка! Закладка не определена.
3.1. Планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками 2
3.2. Проведение проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками по существу 2
3.3. Результаты и выводы аудиторской проверки учета с покупателями и заказчиками 2
4. Основные направления и оценка учета расчетов с покупателями и заказчиками
4.1. Основные направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками
4.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ.docx

— 164.04 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в учете отражены основные принципы ведения учета  на предприятии. Рассмотрим более подробно, как организован учет на каждом участке.

В учетной  политике ЗАО «Связной Логистика» указано, что бухгалтерский учет ведется бухгалтерией. Структура бухгалтерии представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Структура бухгалтерской службы

 

Бухгалтерская служба выполняет следующие функции:

  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности Общества;
  • обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • осуществление (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления мобилизации внутрихозяйственных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка системы бухгалтерского учета и контроля на предприятии

2.1. Документальное обеспечение расчетов с покупателями и заказчиками.

Документация  – это способ оформления хозяйственных  операций соответствующими документами. Бухгалтерские документы используются для передачи распоряжений от распорядителя  исполнителю, для управления деятельности. Документация выполняет роль импульса, дающего начало движению учетной  информации. Она обеспечивает бухгалтерскому учету цельное и непрерывное  отражение хозяйственной деятельности предприятия. С помощью документации контролируется правильность осуществления  операций, ведется текущий анализ выполненной работы.

Первичные документы – документы, состоящие  в процессе ведения хозяйственной  операции или тот час после  ее завершения.

Первичные документы должны иметь обязательные реквизиты: название, код формы, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, должности  лиц, ответственных за осуществление  хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи.

Основанием  для осуществления расчетов с  покупателями и заказчиками является договор, в котором определяется обязанности сторон по выполнению условий  договора и ответственность сторон в случаи нарушения принятых обязательств.

Кроме договора обязательным условием отражения операций в бухгалтерском учете является наличие первичных документов.

На суммы  оплаты за отгруженную продукцию, выполненные  работы и оказанные услуги предприятие  – покупатель  обязано получить от поставщика расчетные документы (рис.5)

Первичные документы по расчетам с покупателями и заказчиками

 

 

 


 

 


 

 

 


 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

Под постоянным контролем работников бухгалтерии  должно находиться подписание договоров  о материальной ответственности; соответствие документов оприходованию, расходам материальных ценностей; наличие на предприятии  соответствующих нормативных актов, норм расхода сырье на производство; первичные документы на перевозку  материальных ценностей.

 

2.2. Организация учета расчетов  с покупателями и заказчиками.

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций [5].

Основными задачами бухгалтерского учета являются [5]:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность  процесса производства и своевременность  отгрузки и реализации продукции. В процессе  своей деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них материалы и другие товарно-материальные ценности, с покупателями за реализованную продукцию. Четкая организация расчетов с покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных активов. Покупатель - физическое или юридическое лицо, которое приобретает необходимый ему товар. Заказчик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее работы подрядным способом.

Расчеты с покупателями и заказчиками  могут осуществляться как в наличной, так и безналичной форме в  зависимости от специфики деятельности предприятия. Например, если это крупное  производственное предприятие, то, как  правило, расчеты за реализуемую  продукцию осуществляются безналичным  путем, но покупатель также может  внести оплату за продукцию в кассу  предприятия, соблюдая все требования и ограничения законодательства. Если предприятие осуществляет розничную торговлю, то практически все расчеты с покупателями осуществляются за наличный расчет, а также в розничной торговле широкое распространение для осуществления расчетов получили расчетные карты.

На предприятиях учет расчетов с покупателями и заказчиками согласно рабочему плану счетов ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому открыты субсчета могут быть открыты субсчета:

62.1 –  Расчеты с покупателями и заказчиками

62.2 –  Расчеты по авансам полученным.

Основными задачами учета расчетов с покупателями и заказчиками является:

  • точный, полный и своевременный учет средств в расчетах и операций по их движению;
  • контроль за целевым использованием денежных средств, их сохранностью при расчетах с покупателями и заказчиками;
  • контроль за соблюдением кассовой дисциплины и порядка выдачи денежных средств;
  • выявление возможностей более рационального использования денежных средств и проведения расчетов с покупателями и заказчиками;
  • контроль за объемами и перемещением денежной массы;
  • своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств и расчетов с покупателями и заказчиками;
  • контроль за  правильностью договорных расчетов с покупателями продукции, поваров, работ, услуг;
  • контроль за расчетными операциями с целью предупреждения образования кредиторской и дебиторской задолженности.

Рассмотрим  типовые операции и их документальное оформление, осуществляемые предприятием (см. табл. 3).

Таблица 3

Бухгалтерские записи по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Дт

Кт

Содержание хозяйственных операций

Первичные документы

62.1

90.1

Отражена задолженность покупателей  за отгруженную продукцию

Договор купли-продажи, 
№ 1-Т «Товарно-транспортная накладная».

Продолжение таблицы 3

(62.1)

(90.1)

Сторнирована взысканная покупателем  сумма недостач и потерь, выявленных при приемке продукции- сторно

Документы о взыскании сумм недостач и потерь, 
№ ТОРГ-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей»

62.1

76-2

Отражена взысканная покупателем  сумма недостач и потерь

Бухгалтерская справка

62.1

91-1

Отражена задолженность покупателей  за проданные: 
- объекты основных средств,

Договор купли-продажи, 
№ 1-Т «Товарно-транспортная накладная»,

62.1

91-1

- нематериальные активы,

- объекты незавершенного строительства  и оборудование,

- материалы,

- ценные бумаги и другие финансовые  вложения.

Акты приема-передачи

незавершенного строительства, оборудования, ценных бумаг.

51

62.1

Поступили денежные средства от покупателей  и заказчиков

Выписка банка по расчетному счету

51

62.2

Поступили авансовые платежи в  счет предстоящей поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг)

Выписка банка по расчетному счету

62.2

68

Начислен НДС с авансовых платежей

Бухгалтерская справка-расчет

68

62.2

Зачтена сумма НДС с авансовых  платежей при отпуске оплаченной продукции (выполнении работ, оказании услуг)

Бухгалтерская справка.

62.2

62.1

Зачтен авансовый платеж в счет оплаты отгруженной продукции (выполненных  работ, оказанных услуг).

Бухгалтерская справка.

51

62.1

Поступили денежные средства в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг).

Выписка банка по расчетному счету

51

62.1

Возвращены от покупателей и заказчиков средства, излишне полученные в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг).

Выписка банка по расчетному счету

62.2

51

Возвращены авансы покупателям и  заказчикам

Выписка банка по расчетному счету


 

Рассмотрим, как документально оформляются  данные расчеты на предприятии. Основные этапы расчетов с покупателями и заказчиками за безналичный расчет:

  1. Заключается договор;
  2. При необходимости покупатель осуществляет предоплату;
  3. Осуществляется отгрузка продукции или товаров;
  4. Покупатель оплачивает полученную продукцию в сроки указанные в договоре (может устанавливаться фиксированный день, может период времени, может предоставляться рассрочка платежа);

Основные  этапы расчетов с покупателями и  заказчиками за наличный расчет:

  1. Покупатель выбирает необходимую продукцию;
  2. Оплачивает товар (либо наличными деньгами в кассу, либо с помощью расчетной карты или оформляет покупку в кредит) (фактом, подтверждающим заключения договора купли-продажи, является кассовый чек);
  3. Забирает оплаченный товар.

Представим  в виде схемы порядок расчетов с покупателями и заказчиками (см. рис. 1).

Рисунок 1. Схема документооборота

 

Таким образом, основным документом является договор, после его заключения начинаются производиться расчеты с покупателями и заказчиками. Договор должен содержать  в себе все обязательные реквизиты.

На следующем  этапе в зависимости от условий  договора покупателю либо выставляется счет на оплату аванса, либо начинаются выполняться работы по договору. Что  касается счета на оплату, то это  может быть либо собственное платежное  поручение, либо документ, в котором  содержатся все реквизиты предприятия  для оформления платежного поручения.

После выполнения работ покупателю производится отгрузка продукции, для этого оформляется  накладная, акт выполненных работ  и счет-фактура. После этого покупатель производит окончательные расчет, то есть либо оплачивает остающуюся часть  суммы по договору (при наличии  аванса), либо оплачивает всю стоимость  по договору (при отсутствии авансовых  платежей).

В последнее  время учет расчетов с покупателями и заказчиками автоматизирован. Для формирования данных о расчетах с покупателями и подрядчиками в программе формируется карточка счета 62.1 и 62.2, отражающие дебетовые и кредитовые обороты по счету. Карточка счета отражает движение средств по выбранному счету за определенный интервал. В карточке счета можно увидеть каждую хозяйственную операцию с суммированными оборотами за каждый день. Для карточки счета существует возможность ее просмотра в разрезе каждой хозяйственной операции.

Также составляется оборотно-сальдовая ведомость по данному счету в разрезе субсчетов. В общем виде данные по счету 62 находят  свое отражение в оборотной ведомости  за месяц, квартал, в зависимости  от периода составления. Также данные по счету 62 находят свое отражение  в бухгалтерской отчетности, в частности в бухгалтерском балансе.

Бухгалтерский баланс построен в соответствии с  классификацией хозяйственных средств, то он состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, касса и т.д.), а в другой - по источникам формирования (уставный капитал, ссуды банка, задолженность поставщикам и т.д.).

Первая  часть баланса называется активом, а вторая — пассивом. Актив от латинского activus — деятельный, действующий; пассив от латинского passivus - страдательный, недеятельный. Применительно к балансу данные термины утратили первоначальный смысл и имеют условное значение.

Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса  является равенство итогов актива и  пассива, поскольку и в активе, и в пассиве отражается одно и то же - хозяйственные средства организации, но с разных сторон; в активе показывается состав средств, а в пассиве — источники, за счет которых они сформированы. Каждый элемент актива и пассива (вид средств или источников) называют статьей баланса. Статьи баланса, как в активе, так и в пассиве разделены на разделы. Связь структуры бухгалтерского баланса с классификацией хозяйственных средств ясно видна из таблицы 4.

Таблица 4

Связь баланса  с классификацией хозяйственных  средств

Состав

В каком разделе

Источники

В каком разделе

хозяйственных

актива баланса

формирования

пассива баланса

средств

отражаются

Средств

отражаются

Внеоборотные

I

Собственные

III

Оборотные

II

Привлеченные:

 
   

а)долгосрочные

IV

   

б)краткосрочные

V

Информация о работе Основные направления и оценка учета расчетов с покупателями и заказчиками