Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать международные стандарты учета и отчетности, рассмотреть основные направления реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами, выявить недостатки и проблемы перехода России на МСФО.
Исходя из цели, в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
Определить сущность бухгалтерского учета и необходимость реформирования системы в России;
Рассмотреть классификацию международных стандартов и их сущность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Значение бухгалтерского учета в рыночной экономике…………..…….6
1.1. Понятие, сущность, специфика бухгалтерского учета……………………6-10
1.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета………….10-12
Глава 2. Понятие и сущность международных стандартов……………………..13
2.1. Классификация систем бухгалтерского учета. Международная работа по гармонизации и стандартизации бухгалтерского учета и отчетности………13-15
2.2. МСФО: понятие, сущность, характеристики…………………………….16-19
Глава 3. Направления реформирования бухгалтерского учета в России в прошлом, настоящем и будущем………………………………………………….20
3.1. Необходимость реформирования бухучета в России. Основные этапы реформирования и первые итоги………………………………………………20-32
3.2. Основные направления реформирование бухучета в современной России……………………………………………………………………………32-38
3.3. Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО……………….39-40
Заключение……………………………………………………………………...41-43
Список использованной литературы……………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России..doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

На основании данных, зафиксированных в бухгалтерском отчете, организация принимает различные управленческие решения, анализирует свою хозяйственную деятельность. Информация бухучета полезна всем уровням управления, поэтому она должна отвечать ряду требований [7]:

    1. понятность информации: информация доступна для понимания пользователям, обладающим достаточными знаниями в области бухгалтерского учёта;
    2. требование уместности означает, что данная информация будет влиять на экономические решения пользователей;
    3. требование полноты: абсолютно все хозяйственные операции организации за отчетный период должны быть зафиксированы;
    4. требование достоверности: признание в бухгалтерском учете, наряду с доходами и активами, расходов и обязательств. То есть недопущение ошибок и искажения информации. Например, возникновение скрытых резервов является недопустимым. Проявлением данного требования является тот факт, что прибыль отражается в учете с момента ее получения (т.е. после совершения хозяйственной операции), а убыток отражается с момента возникновения предположения о возможности его появления;
    5. требование своевременности: своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности организации;
    6. требование приоритета содержания перед формой предполагает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания, а также условий хозяйствования;
    7. требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
    8. требование нейтральности: недопущение нацеленности информации на определенные группы пользователей;
    9. требование рациональности: бухучет должен вестись рационально и экономично, исходя из условий хозяйственной деятельности, величины организации и объема информации для принятия решений;
    10. требование осмотрительности. Это одно из самых важных требований, оно означает, что активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы недооценены, т.е. активы отражаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательства - по наибольшей.

Подводя черту, можно сделать вывод, что ведение бухгалтерского учета на предприятии необходимо, во-первых, для предоставления всей необходимой информации о финансово-хозяйственном состоянии предприятия учредителям и иным пользователям, а во-вторых, данная информация необходима для эффективного принятия решений управленческим персоналом.

 

 

 

1.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Во многих странах бухгалтерский учет неофициально называют деловым языком бизнеса. В любой организации этот язык испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей страны, в которой действует данное предприятие.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Законодательство Российской Федерации своими основными задачами в вопросе бухгалтерского учета видит:

  • обеспечение унифицированного ведения учета обязательств, имущества и хозяйственных операций, которые осуществляет предприятие;
  • достижение сопоставимой и достоверной финансовой отчетности организаций, необходимой заинтересованным пользователям.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета была разработана Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ и состоит из четырех уровней: законодательного, нормативного, методического и организационного.

Рассмотрим, что включает каждый из вышеперечисленных уровней [8]:

  • Законодательный уровень. К данной группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. В федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» прописаны основные принципы ведения бухучета на территории нашей страны. Более подробно о содержании данного документа будет говориться далее;
  • Нормативный уровень. К этой группе относятся нормативные документы, которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Данные документы разрабатываются Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и другими ведомствами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Примером документа данного уровня может служить разработанное Минфином России по поручению Правительства Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н. Действие Положения распространяется на все организации на территории Российской Федерации, за исключением Банка России и кредитных организаций. Стоит отметить, что именно на основании данного нормативного документа Минфином РФ разрабатываются стандарты по бухучету. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), также как и документы первого уровня носят строго обязательный характер;
  • Методический уровень. К третьей группе относятся всевозможные инструкции, рекомендации, методические указания и разъяснения по применению ПБУ и пр. Методические документы данной группы разрабатываются и утверждаются федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы третьего уровня носят рекомендательный характер;
  • Организационный уровень. Этот уровень объединяет рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации. Подобные документы утверждает руководитель предприятия, а разрабатывает бухгалтерский, экономический и финансовый отдел. Названия документов данного уровня, их статус и содержание, принципы построения, взаимодействия между собой, порядок подготовки и утверждения организация определяет самостоятельно.

Систему нормативного регулирования бухгалтерского учета России, представленную в схематичном виде, можно посмотреть в Приложении 2.

Глава 2. Понятие и сущность международных стандартов

2.1. Классификация систем бухгалтерского учета. Международная работа по гармонизации и стандартизации бухгалтерского учета и отчетности

Для того чтобы понять суть международных стандартов, необходимо прежде всего рассмотреть какие же системы учета существуют вообще.

Как уже говорилось в первой главе, система бухгалтерского учета — это упорядоченная система сбора, регистрации, обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В настоящее время существует международная система учета, которую принимают в качестве стандарта многие страны, — Международные Стандарты Финансовой Отчетности или, сокращенно, МСФО. Основная задача МСФО – привести к единой форме отчетности компаний разных стран. Идея стандартизации реализуется Советом по международным стандартам финансовой отчетности: именно он разрабатывает и публикует стандарты (до 2001 года СМСФО именовался Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности). МСФО представляют собой унифицированный набор стандартов, который можно применить в любой ситуации и в любой стране. Именно поэтому нет необходимости разрабатывать собственный набор национальных стандартов.

Цель, по которой ученые-экономисты из разных стран стараются классифицировать системы бухгалтерского учета, — выявление различий (как положительных, так и отрицательных) среди данных систем и возможность их описания. Например, классификация помогает выявить схожие системы учета в разных странах, что важно для обмена опытом, или определить страны, которым удалось наилучшим образом внедрить ту или иную систему, и т.д. Как показывает практика, при смене одной системы бухгалтерского учета (например, менее эффективной для данной страны) на другую, меняется экономическая и политическая ситуация в стране.

Системы учета классифицируют по организационному построению, по составу объектов и субъектов учета, а также по их количеству, по видам, типу и силе взаимосвязей между объектами и субъектами учета, по сферам действия, по уровню семантической совместимости учетной информации, по характеру взаимодействия с внешней средой.

Существует множество различных классификаций, разработанных Муэллером (конец 1960-х гг.), американской ассоциацией бухгалтеров (1977) и другими исследователями данной области.

Особое признание в конце 90-х годов получили следующие пять классификаций [9]:

  1. британская, американская, континентально-европейская;
  2. британская, франко-испано-португальская, германо-нидерланская, американская;
  3. британская, латиноамериканская, континентально-европейская, американская;
  4. англо-американская, континентально-европейская, южноамериканская, смешанной экономики (страны Восточной Европы и государства бывшего Советского Союза);
  5. англо-американская, европейская, голландская, латиноамериканская, исламская, постсоциалистическая, МСФО.

На сегодняшний день современные экономисты выделяют всего три модели (системы) бухучета: англо-американскую, континентальную, южноамериканскую. Характеристики каждой из данных систем можно посмотреть в Приложении 1. Однако отдельно стоит выделить МСФО, так как данная система бухгалтерского учета существенно отличается от трех вышеперечисленных и носит более унифицированный характер.

Следует сразу отметить, что невозможно однозначно отнести ту или иную страну к определенной классификационной группе, так как не существует стран с идентичными системами бухучета.

Разнообразие классификаций систем учета породило актуальную задачу – гармонизацию учета. Начиная с 1961 года, ведется работа в области этой проблемы в странах-членах Европейского союза, для чего создана исследовательская группа (она занимается выявлением особенностей эффективного ведения бухгалтерского учета и отчетности и оказанием помощи странам-членам ЕС, у которых возникают проблемы с внедрением и применением той или иной системы). Основная идея данной концепции заключается в том, что каждая страна может применять свою собственную модель организации и ведения учета и систему стандартов, которые регулируют данную модель. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах – членах сообщества, т. е. находились как бы в «гармонии» друг с другом. Результаты данной работы по гармонизации внесены каждым членом ЕС в виде нормативных документов в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Так как МСФО не привязаны к правовой системе определённой страны, финансовая отчётность, подготовленная в соответствии с требованиями МСФО, часто содержит дополнительную информацию, включение которой обусловлено требованиями национального законодательства или правилами листинга.

Как считает Евросоюз, подобная работа, а также ведение МСФО позволит, хоть и не сразу, устранить барьеры при международной торговле ценными бумагами, обеспечить единообразие, достоверность, прозрачность и сравнимость финансовой отчетности в странах ЕС.

 

 

 

2.2. МСФО: понятие, сущность, характеристики

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) – это система документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия; это термин, который используется для обозначения всей совокупности официальных документов, разрабатываемых советом по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). МСФО носят рекомендательный характер, поэтому страны самостоятельно принимают решение об их использовании.

Основное назначение МСФО – гармонизация нормативной базы, учетных стандартов и принципов подготовки и представления  финансовой отчетности в разных странах. Стоит заметить, что главная цель всех стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности.

К МСФО относятся [10]:

  1. Международные стандарты финансовой отчётности (IFRS), изданные СМСФО;
  2. Международные стандарты финансовой отчётности (IAS), изданные предшественником СМСФО, т.е. КМСФО, или их пересмотренные версии, выпущенные СМСФО;
  3. Разъяснения (интерпретации) к МСФО (IFRS и IAS), подготовленные к ним КР МСФО (Комментарии руководства МСФО) и утверждённые к выпуску СМСФО;
  4. Разъяснения (интерпретации) к МСФО (IAS), подготовленные предшественником КР МСФО, т.е. ПКР (Постоянным комитетом по разъяснениям), и утверждённые к выпуску СМСФО либо КМСФО.

Первый стандарт МСФО был разработан в 1974 году и вступил в силу уже со следующего года. В настоящее время действуют более 40 стандартов.

Структура каждого стандарта включает несколько обязательных элементов:

  1. номер стандарта;
  2. название стандарта;
  3. цель – эта часть содержит краткое изложение учетной проблемы и раскрытие цели выпуска стандарта;
  4. сфера применения – в этой части определяются конкретные объекты учета, границы действия стандарта и оговариваются условия, при которых стандарт не применяется;
  5. порядок учета – это наиболее емкая часть стандарта, может включать несколько разделов, излагаются конкретные условия признания объектов учета, варианты оценок, методы учета, способы отражения в отчетности;
  6. основные определения – даются понятия основных терминов, применяемых в тексте стандарта;
  7. раскрытие информации – приводится состав информации, подлежащей раскрытию в ФО;
  8. дата вступления в силу;
  9. *приложения – иногда стандарт имеет приложения, где приводятся сведения об опыте различных стран по данному вопросу, приводится формат табличных форм и прочие сведения. Это необязательный элемент структуры стандарта.

Информация о работе Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России