Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать международные стандарты учета и отчетности, рассмотреть основные направления реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами, выявить недостатки и проблемы перехода России на МСФО.
Исходя из цели, в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
Определить сущность бухгалтерского учета и необходимость реформирования системы в России;
Рассмотреть классификацию международных стандартов и их сущность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Значение бухгалтерского учета в рыночной экономике…………..…….6
1.1. Понятие, сущность, специфика бухгалтерского учета……………………6-10
1.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета………….10-12
Глава 2. Понятие и сущность международных стандартов……………………..13
2.1. Классификация систем бухгалтерского учета. Международная работа по гармонизации и стандартизации бухгалтерского учета и отчетности………13-15
2.2. МСФО: понятие, сущность, характеристики…………………………….16-19
Глава 3. Направления реформирования бухгалтерского учета в России в прошлом, настоящем и будущем………………………………………………….20
3.1. Необходимость реформирования бухучета в России. Основные этапы реформирования и первые итоги………………………………………………20-32
3.2. Основные направления реформирование бухучета в современной России……………………………………………………………………………32-38
3.3. Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО……………….39-40
Заключение……………………………………………………………………...41-43
Список использованной литературы……………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России..doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, которые основаны на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Стандарты МСФО основаны на 2 основных допущениях [10]:

    • Метод начисления (accrual basis): хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. То есть операции будут учтены в том отчётном периоде, в котором они были совершены. Данный принцип даёт возможность получить необходимую информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств;
    • Непрерывность деятельности (going concern): это допущение основывается на предположении, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и не имеет намерения ликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности. Именно поэтому активы данного предприятия будут отражаться по первоначальной стоимости без учёта ликвидационных расходов. В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта. Следствием нарушения данного принципа может служить отказ банков в предоставлении организации кредитов, банкротство крупных дебиторов, отказ поставщиков в предоставлении отсрочки платежа и т.д.

Требования, предъявляемые к МСФО, аналогичны общим требованиям, перечисленным в первой главе. Однако международные стандарты, в дополнение, имеют три уникальные характеристики [10]:

  1. Своевременность (timeliness). С одной стороны, для соответствия требованию уместности необходимо полностью собрать информацию по всем имевшимся фактам хозяйственной деятельности. С другой стороны, получение полной и надёжной информации может привести к задержке при предоставлении МСФО и, соответственно, повлиять на уместность информации. Поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание между этими двумя требованиями;
  2. Соотношение между выгодами и затратами (balance between benefit and cost) означает, что выгоды от информации не должны превышать затраты на её получение, причём процесс соотнесения выгод и затрат требует профессиональной оценки;
  3. Соотношение между качественными характеристиками (balance between qualitative characteristics) должно быть предметом профессиональной оценки бухгалтера и подчиняться задаче удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчётности.

Одни страны применяют МСФО без изменений вообще, другие – как основу для разработки собственных национальных стандартов (например, так поступает Российская Федерация).

МСФО ориентированы на крупные коммерческие организации (на составление консолидированной финансовой отчетности группы организаций), деятельность которых признана общественно значимой и (или) которые размещают свои ценные бумаги на финансовом рынке. В случае если средние и небольшие предприятия решат составлять отчетность в полном соответствии с принципами МСФО, то их расходы на подобное мероприятие будут несопоставимо высоки относительно масштабов их деятельности. В настоящее время СМСФО проводит работу по разработке стандартов адаптированных к особенностям функционирования среднего и малого бизнеса. Таким образом, МСФО не распространяются и на деятельность государственных (бюджетных), некоммерческих, общественных, благотворительных организаций и фондов.

В нашей стране в соответствии с проектом закона «О консолидированной финансовой отчетности» составлять отчетность согласно МСФО обязаны те группы организаций, головные общества которых относятся к открытым акционерным обществам, а ценные бумаги допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Направления реформирования бухгалтерского учета в России в прошлом, настоящем и будущем

3.1. Необходимость реформирования бухучета в России. Основные этапы реформирования и первые итоги

С началом процесса формирования рыночных отношений российские компании начали активно сотрудничать с зарубежными фирмами и организациями. Смена экономических и политических приоритетов, международное сотрудничество, увеличение числа собственников, а, соответственно, и пользователей бухгалтерской информации, изменение системы общественных отношений – все это привело к увеличению роли бухгалтерского учета и отчетности в финансово-хозяйственной жизни организации. Внедрение российской экономики в международную систему хозяйствования способствовало возникновению новых требований к ведению бухучета и отчетности.

Цель реформирования российской системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухучета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО (Международными стандартами финансовой отчетности) [4].

Мнения по поводу даты начала реформирования бухгалтерского учета в России расходятся. Одни считают, что это 1 ноября 1991 года, когда Минфином РФ был принят План счетов (введен в действие 01.01.1992г), другие – 1992 год, когда была разработана и принята к реализации Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (утверждена постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 г. № 3708-1). Данная программа предусматривала определенный набор мероприятий для более быстрого перехода на международную учетную практику в целях вхождения в рыночную экономику. Также были рассмотрены вопросы, касающиеся приватизации государственной собственности и более эффективного использования международного опыта в образовавшихся хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм (таких как государственных, муниципальных, полных товариществах, товариществах с ограниченной ответственностью (акционерных обществах закрытого типа), акционерных обществах открытого типа, арендных предприятиях, филиалах, представительствах и других).

Однако логичнее все-таки считать началом реформирования первую дату, так как это стало стартовой точкой унификации российской системы бухучета и международной.

С принятием Плана счетов (принят приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. N 56) были введены новые объекты учета (нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.). Так же к приказу была приложена инструкция по применению Плана, в соответствии с которой методология учета многих объектов учета (основных средств, капитальных вложений, прибыли и убытков и др.) подверглась существенному изменению.

Условно можно обозначить четыре этапа реформирования национальной системы бухгалтерского учета. Весь процесс реорганизации и стандартизации разделен в соответствии с принятием каких-либо значимых нормативных документов и имеет чисто условное деление на этапы.

В период с 01.01.1992 по 01.01.1998 год в процессе реализации Государственной программы (от 23.10.1992г. № 3708-1) по унификации системы бухучета в соответствии с международными стандартами были приняты многие нормативные документы, но особое значение имели:

  • Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (принято постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552): бухучет и налогообложение рассматриваются теперь как единая система;
  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ): сформулированы основы бухучета в Российской Федерации в соответствии с развивающимися и увеличивающимися потребностями рыночной экономики (а, значит, и рыночных отношений) и необходимость постепенной адаптации к международным стандартам. Например, согласно данному закону общее методическое руководство бухучетом в России осуществляется по поручению Минфина РФ (Министерство Финансов отныне подготавливает нормативные акты, которые регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, занимается вопросом организации аттестации главных бухгалтеров и других специалистов, которые непосредственно связаны с оказанием бухгалтерских услуг);
  • Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (1/94, 2/94, 3/95, 4/96, 6/97), которые закрепляли правила отражения доходов и расходов, оценки активов, движения денежных средств в национальной и иностранной валюте и пр. В данных документах перечислены принципы и правила ведения бухучета в соответствии с международными стандартами, содержится перечень основных понятий, используемых в бухгалтерском учете, а также приведены бухгалтерские приемы;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н): положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета; порядок составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений); определяет взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации;
  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994г. N 170 "Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" и приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997г. N 8 "О квартальной бухгалтерской отчетности организации";
  • Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997г): прописана необходимость реформирования системы учета и основ ее построения и причины данной необходимости; концепция содержит мнения специалистов в области бухучета и освещает многие вопросы, которые теперь, по мнению этих ученых, должны быть обязательно введены.

Таким образом, Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России содержала теоретические основы учета, опирающиеся на передовой международный опыт, и явилась документом, определившим задачи по реорганизации российской системы бухгалтерского учета на длительный период.

Очевидно, что, начиная с момента принятия Программы реформирования, проводилась активная работа по модернизации, реформированию и преобразованию национальной системы бухучета. Все вышеперечисленные документы определили общие правила организации и ведения бухгалтерского учета на начальном этапе реформирования. Эти правила были распространены на все предприятия вне зависимости от форм собственности, вида деятельности и подчиненности. Однако процесс перехода на международные стандарты значительно отставал от реформ, проводимых в экономике РФ. Это важно, так как развитие учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма.

Следующий этап начинается с 01.01.1998 и продолжается до 01.01.2004 года. В этот промежуток времени постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В ней была прописана необходимость модернизировать систему бухучета, чтобы она отвечала всем требованиям рыночной экономики и гражданско-правовой среды. Для выполнения намеченных целей был разработан и принят во исполнение План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету (распоряжение Правительства РФ от 22.05.1998 N 58-р). К 1998-1999 году предполагалось разработать и внедрить 22 стандарта. До 2013 года разработано, принято и используется 24 положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Данные положения и есть национальные бухгалтерские стандарты, в основе которых лежат некоторые МСФО.

В соответствии с Программой реформирования одним из направлений развития является создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений.

В 1998 году был открыт Международный центр реформы бухгалтерского учета (МЦРБУ). МЦРБУ – это неправительственная некоммерческая организация, которая координирует предоставление международной технической помощи для специальной Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, составленной из представителей Минфина России, Центрального банка РФ, Федеральной комиссии по ценным бумагам, Госналогслужбы, Госкомстата России и других ведомств. В России МЦРБУ является неким связующим звеном между КМСФО и российскими профессиональными организациями и регулирующими органами.

В этом же году был создан Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России), учрежденный высшими учебными, научными и общественными организациями. ИПБ является некоммерческой организацией и объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов, представляющих руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб организаций, аудиторских и консалтинговых организаций, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита высших учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. В 2001 году ИПБ России принят в Международную федерацию бухгалтеров, а в Наблюдательном комитете Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) сформировано представительство России. Институт предоставляет своим членам уникальные материалы по наиболее актуальным профессиональным проблемам от ведущих мировых специалистов. Так же данное объединение принимает активное участие во  всемирных форумах и конференциях. Миссия ИПБ России — создание в нашей стране высококвалифицированного профессионального сообщества; представление и защита интересов членов этого сообщества на национальном и на международном уровне; разработка методологий и методик бухгалтерского учета и аудита.

ИПБ России (при участии Минфина РФ) разработал Положения об аттестации профессионального бухгалтера, Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера. Данные документы используются для организации специальных экзаменов, с помощью которых бухгалтера могут подтвердить свой профессиональный уровень в соответствии с практикой развитых стран.

В 2003 году создан Фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (НСФО). Фонд, как и вышеперечисленные организации, является негосударственной некоммерческой организацией и объединяет представителей профессий, имеющих отношение к составлению, аудиту и использованию данных финансовой отчетности, и представителей регулирующих органов. Основная цель НСФО – помочь различным организациям внедрить в практику признанные и широко применяемые в мире стандарты финансового учета и отчетности, таких как МСФО. НСФО часто разрабатывает предложения по оптимизации законодательства РФ с целью устранения препятствий для внедрения МСФО, а также уменьшения непроизводительной нагрузки на организации, участвует в разработке МСФО через КМСФО, предоставляет необходимую информацию по различным международным стандартам, интересующимся российским организациям.

Стоит отметить, что Министерством Финансов Российской Федерации были приняты дополнения к Программе "О мерах по реализации в 2001-2005 годах Программ реформирования бухгалтерского учета" (от 26.03.2001), где еще раз подчеркивается, что глобализация рынка капитала требует сопоставимости представляемой информации, в связи, с чем национальная система будет разрабатываться на основе МСФО.

Информация о работе Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России