Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать международные стандарты учета и отчетности, рассмотреть основные направления реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами, выявить недостатки и проблемы перехода России на МСФО.
Исходя из цели, в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
Определить сущность бухгалтерского учета и необходимость реформирования системы в России;
Рассмотреть классификацию международных стандартов и их сущность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Значение бухгалтерского учета в рыночной экономике…………..…….6
1.1. Понятие, сущность, специфика бухгалтерского учета……………………6-10
1.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета………….10-12
Глава 2. Понятие и сущность международных стандартов……………………..13
2.1. Классификация систем бухгалтерского учета. Международная работа по гармонизации и стандартизации бухгалтерского учета и отчетности………13-15
2.2. МСФО: понятие, сущность, характеристики…………………………….16-19
Глава 3. Направления реформирования бухгалтерского учета в России в прошлом, настоящем и будущем………………………………………………….20
3.1. Необходимость реформирования бухучета в России. Основные этапы реформирования и первые итоги………………………………………………20-32
3.2. Основные направления реформирование бухучета в современной России……………………………………………………………………………32-38
3.3. Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО……………….39-40
Заключение……………………………………………………………………...41-43
Список использованной литературы……………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России..doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Однако главная задача на сегодняшний день – это обеспечение стабильности развития системы бухучета и рационального, последовательного, успешного выполнения ею присущих функций в конкретной экономической среде.

Для решения вышеперечисленных задач в Программе предлагается проведение следующих мероприятий (актуальных на сегодняшний день):

  1. Подготовить:
    • Необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные нормативные акты;
  2. Разработать:
    • Новые стандарты по бухучету в соответствии с МСФО;
    • Методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в соответствии с разработанными новыми стандартами и пересмотренными старыми;
    • Типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;
    • Нормы профессиональной этики;
  1. Пересмотреть:
    • Ранее разработанные стандарты на основе МСФО;
    • Планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;
    • Регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;
    • Первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов;
    • Программы обучения специалистов разных уровней, системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов. Ввиду положительной динамики развития системы бухгалтерского учета в нашей стране (в соответствии с МСФО) необходимо постоянно пересматривать программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб, разрабатывать учебно-методическую литературу, осуществлять аттестацию профессиональных бухгалтеров и пр.

Международное сотрудничество – важная составляющая перехода к международным стандартам бухгалтерского учета. Важно как сотрудничество с международными специализированными организациями, так и с национальными. Главное, чтобы подобное взаимодействие носило не эпизодический характер, а производилась постоянная целенаправленная работа. Планируется долгосрочное сотрудничество со следующими организациями: Советом по международным стандартам финансовой отчетности, Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ, Международной федерацией бухгалтеров, Организацией экономического сотрудничества и развития и др. Главная роль в вопросе международного сотрудничества отводится действующему в нашей стране с 1998 года Международному центру реформы системы бухгалтерского учета. В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать активное участие Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.

Следует также учитывать направления реформирования бухгалтерского учета, изложенные в концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом министра финансов от 1 июля 2004 года №180). Главной целью на среднесрочную перспективу является формирование информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями. Соответственно, основными направлениями в данной концепции будут следующие:

      1. повышение качества изложенной в бухгалтерской отчетности и формируемой в процессе учета информации;
      2. обеспечение свободного доступа к ней всем заинтересованным пользователям;
      3. дальнейшее внедрение МСФО в практику бухучета и отчетности (возможно, создание специальной инфраструктуры применения МСФО);
      4. повышения контроля над соблюдением правил оформления документации в соответствии с МСФО;
      5. пересмотреть систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
      6. существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности;
      7. помощь пользователям бухгалтерской отчетности в понимании информации, предоставленной в отчетности (через обучение на бесплатных он-лайн курсах, доступных семинарах и пр.), так как именно пользователи являются рычагом всех преобразований в данной сфере.

К сегодняшнему дню практически все из вышеперечисленных направлений реализованы на практике.

30.11.2011г приказом Минфина России утвержден План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО (в редакции приказа Минфина России от 30.11.2012 № 455). В соответствии с данным документом основные этапы реформирования должны завершиться к 2015г. Направления реформирования до 2015 года будут выглядеть следующим образом:

  • Повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

Начиная с даты принятия данного нормативного документа, применение МСФО разрешено на территории всей Российской Федерации. Так же расширена сфера их обязательного использования. К 2015 году отчитываться по МСФО будут профессиональные участники рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевые инвестиционные фонды, клиринговые организации и брокеры, государственные корпорации и компании. До 2015 года значительно расширится перечень тех организаций и компаний, которые обязаны предоставлять и публиковать консолидированную и/или квартальную финансовую отчетность. Так же продолжится совершенствование национальных стандартов в соответствии с МСФО. Следует отметить, что наконец-то международные стандарты начали активно переводить на русский язык. Первый международный стандарт, переведенный на русский язык, был опубликован в ноябре 1998 года. Помимо всего вышеперечисленного, для некоторых категорий процедуры бухучета и отчетности. Разрабатываются предложению по организации централизованного сбора, хранения и публичного раскрытия консолидированной финансовой отчетности в сети Интернет.

  • Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Планируется создать национальный Совет по стандартам бухгалтерского учета (предусмотренного Федеральным законом от 6.12.2011г №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Также в рамках данного направления решен вопрос о контроле над составлением, предоставлением и публикацией бухгалтерской (финансовой) отчетности: отныне, помимо государственного контроля, сами организации будут контролировать ведение бухучета и составление бухгалтерской отчетности. А за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской информации и за ее недостоверность теперь предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

  • Развитие профессии;

До 2014 года планируется разработать предложения по развитию системы профессиональной аттестации, подготовки и переподготовки бухгалтеров на основе МСФО. Кроме того, до 2012/2013 года углубленное изучение МСФО планировалось ввести в программы высшего профессионального образования по экономическим направлениям, что и было сделано.  Изменены требования к кандидатам на должность руководителя, специалиста и служащего (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленные на отражение современных требований в отношении применения МСФО.

  • Международное сотрудничество.

Планируется постоянное участие в деятельности Фонда МСФО, а также сотрудничество с международными организациями в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

3.3. Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО

Самая большая проблема при внедрении международных стандартов в практику ведения бухгалтерского учета в нашей стране – нарушение сроков разработки ПБУ и выполнений мероприятий, предложенных в программах и планах Минфина РФ.

На сегодняшний день известны две наиболее распространенные системы МСФО – IAS (именно на основе данных стандартов происходит реформирование в большинстве стран) и GAAP (данная система используется в основном странами Северной Америки).

Обе эти системы совместимы, то есть в своей основе имеют единые требования и подходы к организации бухгалтерского учета и составлению отчетности. Единственное различие заключается в том, что стандарты IAS содержат обобщенные сведения, и, значит, нуждаются в разработке пояснений и инструкций по организации бухучета на конкретном участке (основные средства, расчеты и пр.), а GAAP более детализированные, поэтому могут применяться без дополнительных разъяснений. Данный факт можно объяснить тем, что систему IAS используют практически все страны мира и большинство корпораций, а GAAP – лишь некоторые. Социально-экономические, политические, культурные особенности стран и традиционные подходы к организации бухучета и отчетности обуславливают различия в применении конкретных приемов и методов учетной работы.

Получается, что разработка ПБУ должна сопровождаться разработкой соответствующих указаний или рекомендаций. Основная идея подобных инструкций – унифицировать, стандартизировать и гармонизировать  учетные процессы в масштабах государства. В нашей стране на сегодняшний день действует только один подобный документ, утвержденный приказом Минфина РФ от 20.03.98 №33 н – Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.

Еще один факт, который, возможно, объясняет причину торможения внедрения МСФО в национальную практику – неопределенная позиция Минфина РФ. Официальный перевод МСФО на русский язык, который широко регламентировался Минфином в публикациях и выступлениях, выпущен тиражом всего в 1000 экземпляров, когда, по различным оценкам, количество работников, связанных с бухгалтерским делом, составляет от 3 до 5 млн. чел. Причем стоимость издания неоправданно высока, что затрудняет широкое распространение стандартов. Другой интересной особенностью является то, что перед текстом перевода международных стандартов стоит запись об охране авторских прав и запрете использования какой-либо части издания в какой-либо форме. Данный факт является любопытным, так как в соответствии с Федеральным законом «Об авторском праве и смежных правах» (ст.8) все официальные документы, а также их официальные переводы не могут быть объектом авторского права.

Обычно при анализе российских стандартов, в основе которых лежат МСФО, появляются два непонятных обстоятельства. Первое из них заключается в том, что стандарты с меньшим порядковым номером имеют дату ввода в действие меньшую, нежели стандарты с большим номером. Это объясняется постоянным процессом доработки, пересмотра и совершенствования, а, значит, и внедрением новых редакций ранее действовавших стандартов. Другое обстоятельство – более половины вопросов, регулируемых МСФО, раскрыты в других нормативных документах Министерства финансов РФ и Министерствам по налогам и сборам РФ. Стоит отметить полное отсутствие ссылок на другие законодательные акты, регулирующие процесс бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

 

 

 

Заключение

Процесс перехода РФ на международные стандарты в части бухгалтерского учета и отчетности – важный шаг для привлечения иностранных инвестиций. Как заметил аналитик британского банка «Морган Стэнли» Д.-П. Смит, иностранные инвесторы «не готовы всерьез прийти на российский рынок, до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности». Составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, по мнению которых, если компания не имеет требуемой отчетности, то она не заслуживает доверия.

С началом реформирования системы бухгалтерского учета в Российской Федерации увеличилось число иностранных инвестиций в отечественные компании, а, соответственно, и в страну. Возможность оценить объект возможных вложений – важный шаг на пути сближения России с международным сообществом, ведь снижение рисков при инвестировании означает, что инвестиции станут более дешевыми. Однако нецелесообразно ожидать, что после завершения процесса перехода на МСФО Россию накроет поток иностранных инвестиций: качество финансовой информации – важный, но не решающий фактов инвестиционного климата.

Переход на систему международных стандартов позволит сгладить или вовсе устранить недостатки и недоработки отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с запросами рыночной экономики. Бухгалтерская отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, содержит более концентрированную, упорядоченную и понятную информацию, что значительно повысит эффективность управления компанией, даст возможность грамотно общаться с акционерами, рынком и т.д.

Следует учитывать, что внедрение МСФО – это процесс, требующий постоянного, плавного и целенаправленного перехода от национальной системы к международной. Основная и самая сложная задача данного процесса заключается в последовательном устранении недостатков и несоответствий отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности без нарушений ее целостности.

Процесс внедрения МСФО в нашей стране претерпевал ряд мероприятий, направленных на постепенный переход, сглаживание «острых углов» и адаптацию к условиям рыночной экономики. Однако Россия в процессе реформирования бухгалтерского учета и отчетности добилась многих результатов: было заимствовано множество принципиально новых понятий из международных стандартов; пересмотрена система бухгалтерского учета; Россия стала признаваться международным профессиональным сообществом; были созданы специальные профессиональные учреждения, занимающиеся разработкой новых ПБУ, систем аттестации, подготовки и переподготовки бухгалтеров и пр.; в последние годы более 80% крупных организаций перешли на МСФО; объем инвестиций в наши компании постоянно растет. Однако бухгалтерские отчетности, составленные по российским правилам, все-таки существенно отличаются от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО. Главная причина данного факта – различие в понимании основополагающих принципов постановки и ведения бухгалтерского учета.

На сегодняшний день Минфином РФ разработан и внедрен план реформирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым данный процесс должен завершиться в 2015 году. Двумя основными направлениями реформирования до 2015 года являются: улучшение качества информации, предоставляемой в бухгалтерских отчетах, и совершенствование систем обучения, переподготовки и аттестации бухгалтеров в соответствии с МСФО. Стоит также выделить такое направление, как разработка и внедрение системы (возможно, в сети Интернет), позволяющей бухгалтерам быстро получить справку по интересующему вопросу.

Информация о работе Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России