Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать международные стандарты учета и отчетности, рассмотреть основные направления реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами, выявить недостатки и проблемы перехода России на МСФО.
Исходя из цели, в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
Определить сущность бухгалтерского учета и необходимость реформирования системы в России;
Рассмотреть классификацию международных стандартов и их сущность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Значение бухгалтерского учета в рыночной экономике…………..…….6
1.1. Понятие, сущность, специфика бухгалтерского учета……………………6-10
1.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета………….10-12
Глава 2. Понятие и сущность международных стандартов……………………..13
2.1. Классификация систем бухгалтерского учета. Международная работа по гармонизации и стандартизации бухгалтерского учета и отчетности………13-15
2.2. МСФО: понятие, сущность, характеристики…………………………….16-19
Глава 3. Направления реформирования бухгалтерского учета в России в прошлом, настоящем и будущем………………………………………………….20
3.1. Необходимость реформирования бухучета в России. Основные этапы реформирования и первые итоги………………………………………………20-32
3.2. Основные направления реформирование бухучета в современной России……………………………………………………………………………32-38
3.3. Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО……………….39-40
Заключение……………………………………………………………………...41-43
Список использованной литературы……………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России..doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Именно на втором этапе (1998-2004гг) была сформулирована понятийная база согласно международным стандартам, выделены новые объекты бухгалтерского учета и созданы методики формирования информации о них. Деятельность общественных, негосударственных организаций, сформированных в этот период, помогает российским предприятиям адаптировать свою систему учета в соответствии с МСФО. А главное, что наконец-то была выявлена целесообразность составления бухгалтерской отчетности отдельных юридических лиц и консолидированной отчетности групп организаций согласно МСФО, так как информация в подобного вида отчетах была более концентрированная, прозрачная и доступная. Однако практика показала, что попытки использования МСФО породили, с одной стороны, непонимание их преимущества и незначительную потребность в информации финансовой отчетности на основе МСФО для практической деятельности, с другой, - избирательный характер применения МСФО и рекомендаций к ним, что привело к непониманию базовых методологических основ формирования данных, методик исчисления показателей, составляющих отчетность, техники получения необходимых сведений.

Третий период (01.01.2004-01.01.2013) ознаменовался введением Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 1.07.2004-3180). На основании данного документа были поставлены следующие задачи:

  1. на период 2004-2007гг.:
    • обязательность составления консолидированной финансовой отчетности крупными организациями (кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно-признаваемым стандартам) в соответствии с МСФО;
    • утвердить перечень российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности, составленных на основе МСФО;
    • утвердить и, при необходимости, усовершенствовать перечень требований к организации учетного процесса, утвердить базовые правила бухгалтерского учета, которые обеспечивают формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности;
    • создать основные элементы инфраструктуры применения МСФО;
    • мотивировать профессиональные общественные объединения участвовать в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;
    • усилить контроль над раскрытием консолидированной финансовой отчетности значимыми хозяйствующими субъектами;
    • усовершенствовать систему подготовки и повышения квалификации кадров и пользователей бухгалтерской отчетности;
    • развитие международных связей для повышения опыта нашей стране в части бухгалтерского учета, отчетности, аудиторской деятельности.
  2. на период 2008-2010гг:
    • обязательность составления консолидированной финансовой отчетности остальными хозяйствующими субъектами в соответствии с МСФО, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют отчетность по другим международно-признаваемым стандартам;
    • повысить роль профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;
    • дальнейшее развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности;
    • обеспечить контроль над качеством информации в отчетах, подготовленной в соответствии с МСФО.

Особый вклад в реформирование бухучета в РФ внесло принятие следующих нормативных документов:

    1. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 №43н, от 18.09.2006 №115н);
    2. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 11.03.2009 №22н).

Теперь организация сама выбирает среди вариантов оценки и учета соответствующих объектов учета именно те, которые подходят именно ей. Вся ответственность за организацию и осуществление бухучета отныне лежит на плечах руководителей. Однако у предприятий теперь появилось право поручать ведение бухгалтерского учета и отчетности сторонним организациям и лицам (минуя бухгалтерию), а на предприятиях малого бизнеса теперь можно одновременно совмещать функции бухгалтера и кассира. Существенно изменены состав, содержание, сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности. Формы отчетности все в большей мере соответствуют международной практике. Сама бухгалтерская отчетность  стала публичной и доступной для всех сторонних пользователей.

В настоящее время процесс реформирования бухгалтерского учета продолжается на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (от 6 марта 1998г. N 283). Программа предусматривает календарный план выполнения мероприятий, направленных на ее реализацию, который постепенно выполняется, хотя и с колоссальным сдвигом сроков. Простейшим примером может послужить тот факт, что данным проектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", а срок реализации обозначен как декабрь 1999, - но принципиальные изменения будут внесены только в 2013 году. Начиная с текущего года, начал действовать Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете». Данный закон был разработан с целью устранения устаревших норм, неэффективных положений и пробелов, выявленных при анализе действующей системы регулирования бухгалтерского учета. Основная задача – приближение национальной системы бухгалтерского учета к международной. Новый закон закрепляет основы рыночного бухгалтерского учета. Новое определение бухучета теперь выглядит так: «Бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями данного закона, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности». Уточнены объекты бухучета: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Нововведения, в соответствии с данным законом:

  1. Расширен круг лиц, на которых распространяется действие закона о бухгалтерском учете. Помимо организаций, филиалов, предпринимателей и адвокатов данный закон обязаны соблюдать государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, ЦБ РФ;
  2. Исключена норма о том, что компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухгалтерский учет. Теперь субъектам малого бизнеса необходимо вести упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  3. Разъяснен порядок ведения бухгалтерского учета. Закон разрешает лишь руководителю субъекта малого и среднего предпринимательства принять ведение бухгалтерского учета на себя, остальные должны возложить обязанности на бухгалтера. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение учета на главного бухгалтера;
  4. Введены требования к главному бухгалтеру;
  5. Скорректирован порядок действий при разногласиях между руководителем и главным бухгалтером;
  6. Отменено обязательное применение унифицированных форм первичных документов. Формы первичных документов утверждаются руководителем организации. Их соответствие утвержденным унифицированным формам не требуется. При этом необходимо, чтобы первичный документ содержал перечень обязательных реквизитов. Кроме того, теперь «первичка» может быть составлена не только на бумажном носителе, но и (или) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП;
  7. Новый закон не устанавливает сроки для представления в налоговую инспекцию годовой и квартальной отчетности. Таким образом, в случае принятия нового Федерального закона "О бухгалтерском учете", появится необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Иначе обязанность представлять отчетность налоговым органам будет не осуществима.

Стоит отметить, что Федеральным законом № 402-ФЗ введен принципиально новый механизм регулирования бухгалтерского учета, который будет осуществляться через стандарты бухгалтерского учета. Систему регулирования составит взаимодействие государственных органов (Минфин РФ и ЦБ РФ) и некоммерческих структур. К полномочиям государственных органов закон относит выработку государственной политики, утверждение национальных, федеральных и отраслевых стандартов бухучета и их разъяснение, утверждение программы разработки национальных стандартов бухучета. Некоммерческие структуры выступают инициаторами и разработчиками проектов стандартов бухучета, которые должны соответствовать международным нормам, и представляет их в уполномоченный орган на рассмотрение. Стандарты разрабатываются и утверждаются на основе специальной программы разработки федеральных стандартов, которая с этого года будет ежегодно обновляться в соответствии с потребностями пользователей, международными стандартами и уровнем развития системы бухучета и отчетности в целом.

Порядок принятия стандартов предусматривает обязательные публичные обсуждения, которые должны длиться не менее трех месяцев, а принять участие в них смогут абсолютно все заинтересованные лица. Стандарт должен быть опубликован в официальном печатном издании и на официальных сайтах государственного органа и негосударственного, который занимается разработкой. Все замечания и предложения, пришедшие с обсуждений, должны быть учтены в конечной редакции проекта разработчиком. Далее проект будет переслан в специально созданный при государственном органе Совет, состоящий из пяти членов от государственного органа и десяти от негосударственного, где он (проект) подвергнется экспертизе на соответствие законодательству, международным стандартам и уровню бухгалтерской практики. Если проект будет одобрен, то он направится непосредственно в государственный орган, который либо утвердит, либо отклонит его.

Уровень развития системы бухгалтерского учета и отчетности находится в прямой зависимости от количества заинтересованных потребителей. И, пока в РФ не появится многочисленная группа внешних пользователей в лице юридических и физических лиц, реформирование системы бухучета и отчетности будет протекать с трудом.

Таким образом, с 2013 года начинается новый, четвертый, этап реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности. Вступление в силу нового закона способствует повышению качества и эффективности регулирования сферы бухгалтерского учета. Он освободит государство от выполнения ряда лишних функций, будет способствовать развитию саморегулирования в Российской Федерации, укреплению бухгалтерской и аудиторской профессии.

 

 

 

3.2. Основные направления реформирование бухучета в современной России

Как говорилось выше, в настоящее время процесс реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности продолжается в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в России учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (от 6 марта 1998г. N 283). Данная Программа призвана уравновесить процесс реформирования бухучета и экономического реформирования в России. Основными задачами реформы, согласно Постановлению Правительства РФ, являются следующие:

  • формирование системы стандартов учета и отчетности, которые бы обеспечивали полезной информацией внешних пользователей, а в первую очередь – инвесторов;
  • обеспечение увязки данной реформы бухучета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи организациям при освоении реформированной модели бухгалтерского учета.

Для того чтобы привести национальную систему бухгалтерского учета и отчетности в соответствие международным стандартам, реформирование планируется проводить по следующим направлениям:

    1. совершенствование нормативного правового регулирования;
    2. формирование нормативной базы (стандарты);
    3. методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
    4. кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
    5. международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Рассмотрим подробнее каждое из направлений, перечисленных выше.

Главная задача нормативного регулирования – предоставление прозрачной, актуальной, достоверной информации всем заинтересованным пользователям. Совершенствование по данному направлению, согласно Программе реформирования, предполагает:

  • переориентацию нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
  • регулирование финансового учета;
  • органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
  • взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.

Формирование нормативной базы предполагает создание адаптированных национальных стандартов в соответствии с МСФО. Цель этого направления – обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета. Что касается правовой составляющей, то здесь главной задачей является сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета. Также важно ввести процедуры корректировки в бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией и пересмотреть допустимые способы оценки имущества и обязательств.

Подготовка и переподготовка кадров в соответствии с новыми правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности – одно из базовых направлений реформирования. Роль профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастает. По мнению многих специалистов из подобных организаций, важно, чтобы при реформировании были приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.

Информация о работе Основные направления программы реформирования бухгалтерского учета в России