Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение метода бухгалтерского учета. Задачи курсовой работы - проанализировать сущность документации, выяснить, какова её роль и положение в работе предприятия (организации) и каковы принципы составления документации в бухгалтерском учёте; что такое инвентаризации, каковы принципы инвентаризации, как и в какие сроки, она проводится, какова роль счетов в деятельности предприятия, сущность двойной записи, роль и значение бухгалтерского баланса и отчётности в управлении предприятием в современных условиях; сравнить метод бухгалтерского учета США и Республики Беларусь.
Введение______________________________________________________2
Общая характеристика метода бухгалтерского учёта____________________5
Характеристика составных частей метода бухгалтерского учёта__________6
Документация и инвентаризация________________________________6
Оценка и калькуляция________________________________________13
Счета и двойная запись_______________________________________14
Баланс и отчётность_________________________________________18
Основные подходы к определению метода бухгалтерского учёта в отечественной и зарубежной литературе_____________________________26
3.1 Особенности метода бухгалтерского учета в Республике Беларусь и США______________________________________________________________26
Заключение___________________________________________________32
Список использованных источников______________________________3
Введение______________________
3.1 Особенности метода бухгалтерского
учета в Республике Беларусь и США___________________________
Заключение____________________
Список использованных
источников____________________
Приложения____________________
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерский учёт охватывает все стороны экономической и хозяйственной деятельности как внутри учреждений и организаций, так и в их взаимоотношениях с другими хозяйственными организациями и с финансово-кредитной системой.
Хорошо поставленный бухгалтерский учёт позволяет не только выявлять скрытые резервы, обнаруживать нарушения режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты. Бухгалтерский учёт в процессе деятельности организаций и учреждений, создаёт для них экономическую необходимость максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств в соответствии с установленными нормами и открытыми кредитами.
Совершенствование бухгалтерского учёта, усиление его контрольных функций за хозяйственной и финансовой деятельностью организации - основа укрепления финансово- бюджетной дисциплины. Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций предприятия, бухгалтерский учёт позволяет не только систематически сопоставлять их с утверждёнными нормативами и сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утверждённых нормативов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом. Чем точнее учёт, тем выше качество планирования.
Используя информацию бухгалтерского учёта, руководители и коллективы учреждений могут оперативно принимать меры по устранению расчётов и отклонений от утверждённых нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности. С помощью бухгалтерского учёта в каждом учреждении устанавливаются систематическое наблюдение за наличием и сохранностью материальных и денежных средств, контроль за их рациональным использованием с учётом хозяйственной целесообразности.
По данным бухгалтерского учёта можно вскрыть факты бесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании средств, принять меры к сбережению живого и овеществлённого труда. Следовательно, бухгалтерский учёт - это важнейшее звено системы управления учреждениями и организациями.
Основой процветания любой организации является бухгалтерский учёт, вне зависимости от организационно-правовой формы организации, её структуры, строения и рода деятельности, так как основная цель бухгалтерского учёта - обеспечение аналитиков предприятия информацией, необходимой для принятия решений. Эти решения касаются распределения и использования ограниченных экономических ресурсов: денег, земли, рабочей силы и т.д. От распределения и использования этих ресурсов зависят цены, заработная плата, производство товаров и услуг, количество запасов материалов, качество транспортных систем. И в конечном итоге, какие страны процветают, а какие переживают спад, так как фактически любое предприятие влияет на экономическую ситуацию в области, регионе, стране.
Трансформация хозяйственного механизма в Республике Беларусь требует эффективного ведения хозяйства, активного и последовательного внедрения всего нового и прогрессивного. В этих условиях возрастает роль бухгалтерского учета, поскольку требуется не только соизмерять произведенные затраты с полученными доходами, но и вести активный поиск эффективного использования каждого вложенного рубля в производственную, коммерческую и финансовую деятельность организаций.
Не мало важную роль здесь играют методы бухгалтерского учёта, такие как документация, инвентаризация счета, двойная запись, баланс, отчётность, оценка и калькуляция. В настоящее время знание методов бухгалтерского учета необходимо не только профессиональным учетным работникам, но и специалистам всей системы управления для эффективного ведения хозяйства.
Рассмотрение международного опыта бухгалтерского учёта исключительно актуально, так как многое из него может быть с пользой перенято для использования в Республике Беларусь. Естественно, заимствование не должно носить слепой характер, а должно учитывать специфику белорусской деловой среды. Рассмотрение системы финансового учета США, с их более чем столетним опытом развития, имеет смысл не только для заимствования методик, но и для избегания ошибок, которые были допущены в процессе становления учета. Знание метода бухгалтерского учёта США необходимо белорусским менеджерам, предпринимателям, руководителям предприятий, бухгалтерам и экономистам для успешного ведения переговоров и сотрудничества на равных с американскими партнерами, подготовки предложений и отчетов по американскому образцу.
Целью курсовой работы является изучение метода бухгалтерского учета. Задачи курсовой работы - проанализировать сущность документации, выяснить, какова её роль и положение в работе предприятия (организации) и каковы принципы составления документации в бухгалтерском учёте; что такое инвентаризации, каковы принципы инвентаризации, как и в какие сроки, она проводится, какова роль счетов в деятельности предприятия, сущность двойной записи, роль и значение бухгалтерского баланса и отчётности в управлении предприятием в современных условиях; сравнить метод бухгалтерского учета США и Республики Беларусь.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
Метод - способ познания того или иного явления.
Метод бухгалтерского учета - это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов. Метод представляет собой сплошное документально обоснованное отражение объектов бухгалтерского учета и экономическое обобщение их в денежной оценке по качественно однородным, внутренне связанным между собой признакам для получения результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Диалектический метод является одним из основных методов познания во многих отраслях знаний, в том числе экономических. Он служит основой научного мировоззрения во всех областях экономической науки. На его основе разработаны совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, использование которых позволяет регистрировать и обобщать отдельные факты хозяйственной жизни.
В бухгалтерском учете используются также дедуктивный и индуктивный методы исследований. Причем область применения последнего в учете намного шире. Это связано с тем, что в бухгалтерском учете сначала отражаются отдельные хозяйственные операции, а уже затем производится их группировка и обобщение.
2.ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
Наряду с основополагающими методами в бухгалтерском учете есть свои специфические приемы и способы, обусловленные его особенностями.
К основным слагаемым (элементам) метода бухгалтерского учета относятся: способы первичного наблюдения за объектами учета (документация и инвентаризация) ; способы стоимостного измерения объектов учета (оценка и калькуляция) ; способы текущей группировки данных об объектах учета (система счетов и двойная запись) ; способы итогового обобщения данных учета (баланс и отчетность).
Использование каждого
из данных элементов оговорено в
соответствующих положениях, инструкциях,
разработанных и утверждаемых в
установленном
Кратко рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета.
2.1 ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Наиболее существенная особенность бухгалтерского учёта - это сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций. Это достигается при помощи документации.
Документ (с лат. - доказательство, свидетельство) - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или право на ее совершение. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их.
Документация - это совокупность документов, с помощью которых оформляют хозяйственные операции в организациях. Документация служит целям контроля, даёт возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:
Выполнение этих задач напрямую зависит от полноты и своевременности отражения на счетах бухгалтерского учёта хозяйственных операций, осуществляемых организацией в процессе своей деятельности, что в свою очередь является следствием документального оформления совершённых операций. От правильности его выполнения зависит достоверность учётной информации, предоставляемой бухгалтерией организации её пользователям. Поэтому в организациях процессу документирования хозяйственных операций должно уделяться большое внимание со стороны не только работников бухгалтерских служб, но и работников других структурных подразделений, так как эффективность ведения бухгалтерского учёта в организациях зависит от правильной организации работы с документами, являющимися письменным подтверждением факта совершения хозяйственных операций (их юридическая доказательность).
Документ является основой для бухгалтерских записей в регистре и может использоваться в качестве доказательств при спорах возникающих между организациями, а также юридическими и физическими лицами, их также используют органы суда и арбитража.
Бухгалтерские документы
подразделяются по назначению, способу
отражения хозяйственных
По назначению документы подразделяются на распорядительные, оправдательные (исполнительные), комбинированные и документы бухгалтерского оформления.
Распорядительные документы содержат в себе приказ, распоряжение или дают право на совершение операции (платежное поручение, доверенность, распоряжение о проведении инвентаризации и др.). Эти документы не подтверждают факта совершения операции и не являются основой для отражения ее в учете,
Оправдательные документы оформляют уже совершенную операцию (инвентаризационная опись, различные акты и др...) и служат основанием для отражения хозяйственной операций в учете,
Комбинированные документы содержат в себе распоряжение и одновременно оформляют уже совершенную операцию (приходные и расходные кассовые ордера, накладные и др.). Использование в учете комбинированных документов сокращает их обще количество, ускоряет обработку и уменьшает расходы предприятия на приобретение документов.
Документы бухгалтерского оформления составляются и используются для нужд бухгалтерии (справки об ошибках, обнаружении в учетных записях, расчет реализованной торговой надбавки и др.).
По способу отражения хозяйственных операций документы подразделяются на первичные и сводные,
Первичный документ составляется в момент совершения операции и является первым свидетельством хозяйственной операции (накладные, кассовые ордера, акты и др.). Их название определяется тем, что они служат основанием для первичного этапа в учете.
Сводный документ составляется на основании первичных документов и обобщает сведения, содержащиеся в них (товарные, кассовые отчеты и др.), что позволяет осуществлять контроль; сохранностью материальных ценностей и денежных средств.
Сводные документы широко распространены в практике бухгалтерского учета, так как они сокращают количество записей и значительно упрощают и облегчают учетную работу.
По месту составления документы подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние документы составляются и имеют юридическую силу только на самом предприятии (платежная ведомость, инвентаризационная опись и др.).