Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение метода бухгалтерского учета. Задачи курсовой работы - проанализировать сущность документации, выяснить, какова её роль и положение в работе предприятия (организации) и каковы принципы составления документации в бухгалтерском учёте; что такое инвентаризации, каковы принципы инвентаризации, как и в какие сроки, она проводится, какова роль счетов в деятельности предприятия, сущность двойной записи, роль и значение бухгалтерского баланса и отчётности в управлении предприятием в современных условиях; сравнить метод бухгалтерского учета США и Республики Беларусь.
Введение______________________________________________________2
Общая характеристика метода бухгалтерского учёта____________________5
Характеристика составных частей метода бухгалтерского учёта__________6
Документация и инвентаризация________________________________6
Оценка и калькуляция________________________________________13
Счета и двойная запись_______________________________________14
Баланс и отчётность_________________________________________18
Основные подходы к определению метода бухгалтерского учёта в отечественной и зарубежной литературе_____________________________26
3.1 Особенности метода бухгалтерского учета в Республике Беларусь и США______________________________________________________________26
Заключение___________________________________________________32
Список использованных источников______________________________3
Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь:
1) Активные счета соответствуют
активу баланса; пассивные
2) Отдельные наименования статей баланса соответствуют наименованию счетов.
3) Начальный остаток
в балансе соответствует
4) На основании конечных
остатков по счетам
5) Остаток в балансе
соответствует начальному
Имущество организации и её обязательства непрерывно участвуют в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщенными данными о её имуществе и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса.
Бухгалтерский баланс, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату.Он делиться на разделы и статьи и представляется в установленные адреса и сроки. По своему строению он представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой - актив - отражает состав и размещение хозяйственных средств (имущества), а правая - пассив - отражает источники (долги) образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В переводе с латинского слова “баланс” означает “двухчашечный, весы”, поэтому в нём должно присутствовать обязательное равенство итогов: сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива баланса. Его данные необходимы для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, для анализа финансового состояния и платёжеспособности предприятия, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.
Существуют различные виды бухгалтерских балансов:
Бухгалтерский баланс - важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и другие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, с состоянием организации, показывает, чем владеет собственник, т.е. каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ей угрожают финансовые затруднения. Разумеется, бухгалтерский баланс не в состоянии охватить весь объем информации о деятельности организации, поэтому недостающая часть информации представляется в других формах отчетности. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекциями , кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.
По своему строению баланс представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая часть, в которой отражается предметный состав, размещение и использование имущества организации, называется активом баланса. В бухгалтерском балансе актив признается тогда, когда в будущем вероятно получение организацией экономических выгод от этого актива и когда их стоимость может быть измерена с достаточной степенью надежности. Правая часть называется пассивом баланса и показывает величину средств, вложенных в хозяйственную деятельность организации, форму его участия в создании имущества. Эта величина рассматривается как обязательства за полученные ценности или ресурсы. Обязательства признаются в бухгалтерском балансе тогда, когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способного принести организации экономические выгоды, и когда величина этих выгод может быть измерена с достаточной степенью надежности. В свою очередь, обязательства группируются по субъектам на обязательства, возникающие перед:
Каждый отдельный вид имущества в активе и пассиве является статьей баланса. Так, в активе размещены статьи: «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный счет», «Незавершённое производство» и т.д., а в пассиве – «Уставный фонд», «Прибыль», «Расчеты с поставщиками» , «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.
Итоги актива и пассива должны быть абсолютно равны, так как обе части баланса показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе – по вещественному составу и их функциональной роли, т.е. в чем оно размещено (основные средства, нематериальные активы, оборудование, капитальные вложения, материалы, готовая продукция, денежные средства и т.д.) и какую они функцию выполняют в организации; в пассиве – по источникам образования имущества, т.е. от кого и сколько получено средств: от учредителей, от своей организации в виде капитала и прибыли, из бюджета (кредиты от банков и займы от других организаций), от поставщиков и т.д. Таким образом, каждый вид имущества поступает в организацию за счет какого-то источника. Поэтому общая сумма имущества по составу и размещению (актив баланса) обязательно равняется общей сумме источников имущества (пассиву баланса). Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса.
При составлении баланса следует исходить из требования:
Согласно законодательным
документам, все организации, осуществляющие
предпринимательскую
Актив баланса включает 2 раздела:
1.Внеоборотные активы – включает следующие счета: «Основные средства», «Амортизация основных средств», «Нематериальные активы», «Амортизация нематериальных активов», «Доходные вложения в материальные ценности», «Оборудование к установке», «Вложения в нематериальные активы». Объединение их в одном разделе обусловлено принадлежностью к наименее мобильным (внеоборотным) активам.
2.Оборотные активы – содержит сведения об остатках запасов, призванных обслуживать процессы производства и обращения, затратах в незавершенное производство, а также готовой продукции и товарах. Ведущее место занимают материальные ресурсы, учитываемые на счете 10 «Материалы» (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части и др.). Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, характеризующие величину налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, состояние дебиторской задолженности организации, ее краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и прочие доходные активы, а также наличие денежных средств на счетах в банках и других оборотных активов, расходы будущих периодов.
Наибольший удельный
вес здесь составляют денежные
средства и дебиторская
Пассив баланса состоит из двух разделов:
1. «Капитал и резервы»Источники собственных средств – отражает состав и структуру собственного капитала, включающего различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов организации: «Уставный фонд», «Резервный фонд», «Добавочный фонд», «Собственные акции», «Целевое финансирование», а также «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль», «Резервы по сомнительным долгам», «Доходы будущих периодов».
2. Обязательства – отражает все обязательства предприятия - «Краткосрочные кредиты и займы», «Долгосрочные кредиты и займы», «Кредиторская задолженность».
Бухгалтерская отчётность как метод бухгалтерского учёта является завершающим этапом учётного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение предприятий, результаты хозяйственной деятельности за отчётный период. Информация, содержащаяся в бухгалтерских отчётах и балансах, основывается на данных синтетического и аналитического учета.
Основными нормативными документами, регламентирующими составление отчётности являются:
Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены:
Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность
организаций (за исключением организаций,
финансируемых из бюджета, а также
некоммерческих организаций, не осуществляющих
предпринимательскую
Организации, достоверность
годовой бухгалтерской
Состав бухгалтерской отчетности организаций, финансируемых из бюджета, определяется Министерством финансов Республики Беларусь.
Некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, представляют бухгалтерскую отчетность по итогам отчетного года в упрощенном составе: