Основные подходы к определению метода бухгалтерского учёта в отечественной и зарубежной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение метода бухгалтерского учета. Задачи курсовой работы - проанализировать сущность документации, выяснить, какова её роль и положение в работе предприятия (организации) и каковы принципы составления документации в бухгалтерском учёте; что такое инвентаризации, каковы принципы инвентаризации, как и в какие сроки, она проводится, какова роль счетов в деятельности предприятия, сущность двойной записи, роль и значение бухгалтерского баланса и отчётности в управлении предприятием в современных условиях; сравнить метод бухгалтерского учета США и Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение______________________________________________________2
Общая характеристика метода бухгалтерского учёта____________________5
Характеристика составных частей метода бухгалтерского учёта__________6
Документация и инвентаризация________________________________6
Оценка и калькуляция________________________________________13
Счета и двойная запись_______________________________________14
Баланс и отчётность_________________________________________18
Основные подходы к определению метода бухгалтерского учёта в отечественной и зарубежной литературе_____________________________26
3.1 Особенности метода бухгалтерского учета в Республике Беларусь и США______________________________________________________________26
Заключение___________________________________________________32
Список использованных источников______________________________3

Файлы: 1 файл

курсовая по бух учету.doc

— 657.50 Кб (Скачать файл)

Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь:

1) Активные счета соответствуют  активу баланса; пассивные счета  - пассиву баланса. 

2) Отдельные наименования  статей баланса соответствуют наименованию счетов.

3) Начальный остаток  в балансе соответствует начальному  остатку в счете. 

4) На основании конечных  остатков по счетам составляется  баланс.

5) Остаток в балансе  соответствует начальному остатку  в счете. 

 

 

    1.  БАЛАНС И ОТЧЁТНОСТЬ

Имущество организации  и её обязательства непрерывно участвуют в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщенными данными о её имуществе и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату.Он делиться на разделы и статьи и представляется в установленные адреса и сроки. По своему строению он представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой - актив - отражает состав и размещение хозяйственных средств (имущества), а правая - пассив - отражает источники (долги) образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В переводе с латинского слова “баланс” означает “двухчашечный, весы”, поэтому в нём должно присутствовать обязательное равенство итогов: сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива баланса. Его данные необходимы для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, для анализа финансового состояния и платёжеспособности предприятия, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.

 Существуют различные  виды бухгалтерских балансов:

  • периодический (месячный, квартальный);
  • годовой;
  • вступительный – составляется при создании новой или при преобразовании ранее действующей организации;
  • соединительный – составляется при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо;
  • разделительный – составляется, когда из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций;
  • санируемый – составляется при приближении организации к банкротству;
  • ликвидационный – составляется с начала ликвидационного периода;
  • сводный – составляется путем объединения отдельных заключительных балансов организаций; в основном им пользуются министерства, ведомства и концерны;
  • сводно-консолидируемый – составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически; такими балансами пользуются холдинговые компании (владеющие контрольными пакетами акций других компаний), головные организации со своими дочерними и зависимыми обществами;
  • баланс-брутто – бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи ;
  • баланс-нетто – бухгалтерский баланс без регулирующих статей.

Бухгалтерский баланс - важнейший  источник информации о финансовом положении  организации за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и другие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, с состоянием организации, показывает, чем владеет собственник, т.е. каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ей угрожают финансовые затруднения. Разумеется, бухгалтерский баланс не в состоянии охватить весь объем информации о деятельности организации, поэтому недостающая часть информации представляется в других формах отчетности. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекциями , кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.

По своему строению баланс представляет собой двухстороннюю  таблицу. Левая часть, в которой  отражается предметный состав, размещение и использование имущества организации, называется активом баланса. В бухгалтерском балансе актив признается тогда, когда в будущем вероятно получение организацией экономических выгод от этого актива и когда их стоимость может быть измерена с достаточной степенью надежности. Правая часть называется пассивом баланса и показывает величину средств, вложенных в хозяйственную деятельность организации, форму его участия в создании имущества. Эта величина рассматривается как обязательства за полученные ценности или ресурсы. Обязательства признаются в бухгалтерском балансе тогда, когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способного принести организации экономические выгоды, и когда величина этих выгод может быть измерена с достаточной степенью надежности. В свою очередь, обязательства группируются по субъектам на обязательства, возникающие перед:

  • собственниками за счет первоначального взноса в уставный капитал и за счет последующего отчисления от прибыли в собственный капитал;
  • сторонними юридическими и физическими лицами в результате получения заемных средств (привлеченный капитал) – кредитов, займов и кредиторской задолженности.

Каждый отдельный вид  имущества в активе и пассиве  является статьей баланса. Так, в  активе размещены статьи: «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный счет», «Незавершённое производство» и т.д., а в пассиве – «Уставный фонд», «Прибыль», «Расчеты с поставщиками» , «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

Итоги актива и пассива  должны быть абсолютно равны, так как обе части баланса показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе – по вещественному составу и их функциональной роли, т.е. в чем оно размещено (основные средства, нематериальные активы, оборудование, капитальные вложения, материалы, готовая продукция, денежные средства и т.д.) и какую они функцию выполняют в организации; в пассиве – по источникам образования имущества, т.е. от кого и сколько получено средств: от учредителей, от своей организации в виде капитала и прибыли, из бюджета (кредиты от банков и займы от других организаций), от поставщиков и т.д. Таким образом, каждый вид имущества поступает в организацию за счет какого-то источника. Поэтому общая сумма имущества по составу и размещению (актив баланса) обязательно равняется общей сумме источников имущества (пассиву баланса). Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса.

При составлении баланса  следует исходить из требования:

  • правдивости баланса – все показатели должны быть подтверждены соответствующими документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией;
  • реальности баланса – оценка его статей соответствует действительности;
  • единства баланса – построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;
  • преемственности баланса – каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего;
  • ясности баланса – баланс должен быть представлен в форме, доступной для понимания внутренними и внешними пользователями информации.

Согласно законодательным  документам, все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности (включая  организации с иностранными инвестициями), составляют бухгалтерский баланс по единой форме. Статьи баланса заполняются на основании данных Главной книги. Ряд статей баланса составляется с привлечением данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров). Счета, отражающие состояние расчетов, показываются в балансе в развернутом виде: дебетовое сальдо по субсчетам представлено в активе, а кредитовое – в пассиве. Все статьи баланса отражаются на начало и на конец отчетного периода.

Актив баланса включает 2  раздела:

1.Внеоборотные активы – включает следующие счета: «Основные средства», «Амортизация основных средств», «Нематериальные активы», «Амортизация нематериальных активов», «Доходные вложения в материальные ценности», «Оборудование к установке», «Вложения в нематериальные активы». Объединение их в одном разделе обусловлено принадлежностью к наименее мобильным (внеоборотным) активам.

2.Оборотные активы – содержит сведения об остатках запасов, призванных обслуживать процессы производства и обращения, затратах в незавершенное производство, а также готовой продукции и товарах. Ведущее место занимают материальные ресурсы, учитываемые на счете 10 «Материалы» (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части и др.). Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, характеризующие величину налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, состояние дебиторской задолженности организации, ее краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и прочие доходные активы, а также наличие денежных средств на счетах в банках и других оборотных активов, расходы будущих периодов.

 Наибольший удельный  вес здесь составляют денежные  средства и дебиторская задолженность  по покупателям и заказчикам.

Пассив баланса состоит  из двух разделов:

1. «Капитал и резервы»Источники собственных средств – отражает состав и структуру собственного капитала, включающего различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов организации: «Уставный фонд», «Резервный фонд», «Добавочный фонд», «Собственные акции», «Целевое финансирование», а также «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль», «Резервы по сомнительным долгам», «Доходы будущих периодов».

2. Обязательства – отражает все обязательства предприятия - «Краткосрочные кредиты и займы», «Долгосрочные кредиты и займы», «Кредиторская задолженность».

Бухгалтерская отчётность как метод бухгалтерского учёта  является завершающим этапом учётного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение предприятий, результаты хозяйственной деятельности за отчётный период. Информация, содержащаяся в бухгалтерских отчётах и балансах, основывается на данных синтетического и аналитического учета.

Основными нормативными документами, регламентирующими составление отчётности являются:

  1. Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в ред. от 25.06.2001 № 42-З) ;
  2. Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчётности. Формы бухгалтерской отчётности Утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 14 02 2008  N 19

 

Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и  полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим  итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

При составлении бухгалтерской  отчетности должны быть обеспечены:

    • полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов и обязательств;
    • тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей
    • бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Несоблюдение этих условий  рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность организаций (за исключением организаций, финансируемых из бюджета, а также  некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) состоит из:

    • бухгалтерского баланса (Приложение 2);
    • отчета о прибылях и убытках (Приложение 3);
    • отчета об изменении капитала (Приложение 4);
    • отчета о движении денежных средств (Приложение 5);
    • приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности;
    • пояснительной записки.

Организации, достоверность  годовой бухгалтерской отчетности которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.

Состав бухгалтерской  отчетности организаций, финансируемых  из бюджета, определяется Министерством  финансов Республики Беларусь.

Некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, представляют бухгалтерскую отчетность по итогам отчетного года в упрощенном составе:

Информация о работе Основные подходы к определению метода бухгалтерского учёта в отечественной и зарубежной литературе