Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:03, дипломная работа
Радикальная перестройка промышленного производства на основе введения нового хозяйственного механизма ориентируют промышленную организацию на экономически обоснованное использование всех элементов производства, четкое взаимодействие которых при рациональной структуре средств производства позволяет обеспечивать нормальную хозяйственную деятельность предприятий. Составной частью средств производства является основной капитал, который занимает наиболее высокую долю в структуре имущественного комплекса
Введение ………………………………………………………...........................
1 Роль основных средств, их учета в условиях становления социально-ориентированной национальной экономики……………………......................
1.1 Сущность основных средств как экономической категории и их роль в процессе производства……………………..……................................................
1.2 Классификация и оценка основных средств в современных условиях…………………………………….…………...........................…..........
1.3 Значение и задачи учета основных средств в период становления
социально-ориентированной национальной экономики……………………...
2 Учет основных средств в организации……………………………..………...
2.1 Краткая характеристика организации………...………..…………………...
2.2 Учетная политика организации…...………………………………………...
2.3 Учет поступления и наличия основных средств……………..……............
2.4 Организация синтетического и аналитического учета основных средств……………………………………………………………………………
2.5 Совершенствование учета поступления и наличия основных средств с применением электронно-вычислительных машин………………...................
Заключение………………………………...……………………….....….............
Список использованных источников……..…………………
Балансовая стоимость – стоимость, по которой, основные фонды учитываются в балансе предприятия по данным бухгалтерского учета об их наличии и движении. На балансе предприятия стоимость основных фондов числится в смешанной оценке: объекты, по которым производилась переоценка, учитываются по восстановительной стоимости на установленную дату, а новые средства труда, приобретенные (или возведенные) после переоценки, – по первоначальной стоимости. В практике работы предприятий и в методических материалах балансовая стоимость нередко рассматривается как первоначальная, так как восстановительная стоимость на момент последней переоценки совпадает с первоначальной стоимостью на эту дату.
Переоценка основных фондов может производиться двумя методами: экспертным и посредством системы индексов цен. При экспертном методе на предприятиях и в отраслях создаются специальные комиссии из числа наиболее опытных и квалифицированных инженеров и экономистов.
При индексном методе переоценка осуществляется путем умножения балансовой стоимости объекта на индекс цены, установленный для данной группы основных фондов. Система индексов цен утверждается Министерством статистки Республики Беларусь.
В условиях
рыночной экономики, когда цена на любые
блага, в том числе и средства
труда, определяется под влиянием факторов
спроса и предложения, директивное
управление переоценкой основных фондов
вступает в противоречие с общей
направленностью реформ, В условиях
свободных цен нелогично
По международному стандарту рыночная стоимость объекта определяется как цена, на которой на определенный момент времени должны сойтись покупатель и продавец, при условии, что у каждого из них было достаточно времени для исследования других рыночных возможностей и альтернативных вариантов. Понятие рыночной стоимости предполагает, что уровень цены определяется путем переговоров на открытом и конкурентном рынке. Рыночная оценка лежит в основе определения восстановительной стоимости основных фондов. Вместе с тем в стандартах предусматривается использование оценок, основанных на нерыночных методах расчета, таких, как стоимости при существующем использовании, оценки собственности специального назначения, собственности с ограниченным рынком и др. Определяется содержание и порядок применения рекомендуемой системы оценок (стоимости): инвестиционная, страховочная, налогооблагаемая, утилизационная, ликвидационная, амортизационная, специальная, эффективная, справедливая и др.
2. Учет основных средств в организации
2.1 Краткая характеристика организации
Организационная структура Завком Минского моторного завода создана в 1962 году. 17 ноября 1961 г. Минским областным советом профсоюзов определены показатели финансовой сметы на 1962 год.
В 1996 году организация включена
в реестр организационных структур
Белорусского профсоюза работников
автомобильного и сельскохозяйственного
машиностроения и переименована
в Первичную профсоюзную
В декабре 2003 года профком
ОАО «ММЗ» перешел в
Основные цели: защита трудовых, социально-экономических прав и законных интересов своих членов.
На 1 января 2011 года профком ОАО «ММЗ» объединяет 36 цеховых комитетов. Состав профкома 21 человек.
По состоянию на 01.01.2011 г. число работающих на предприятии – 4756 человек, из них членов профсоюза 3908 человек, что составляет 82,2%.
В члены профсоюза работники предприятия принимаются на основании заявления, профсоюзные билеты хранятся на руках у членов профсоюза, профсоюзные карточки – в профкоме.
Бухгалтерский учет ведется в соответствии с учетной политикой принятой 25.01.2010г. приказ № 34.
Годовая смета составляется в соответствии с рекомендациями Инструкции по бухгалтерскому учету в профорганизациях, не осуществляющих хозяйственной деятельности, с учетом данных ФОТ, количестве работающих и количестве членов профсоюза и утверждается профкомом (приказ №34 от 25.01.2010г.). Такое право дано отчетно-выборной конференцией профкома ОАО «ММЗ».
Штатное расписание профкома на 01.01.2010г. в количестве 7,5 единиц утверждено на заседании профкома 28.12.2009 г. приказом №33.
Основные годовые показатели работы профкома ОАО «ММЗ» за 2009-2010 гг. представлены в годовом отчете (Приложение А).
2.2 Учетная политика организации
Организация бухучета строится на общих принципах, основными из которых являются:
- ведение бухучета с
момента создания, образования предприятия
до его реорганизации или
- государственное регулирование бухучета и отчетности;
- полнота, осмотрительность,
приоритет содержания перед
- строгое документальное
оформление и отражение в
- оценка и учет имущества,
финансовых вложений, требований, обязательств
и других операций в
- систематизация, группировка
полученной информации и
- обеспечение сопоставимых
данных аналитического учета
с данными синтетического с
целью формирования полной и
оперативной информации, своевременного
предупреждения негативных
- инвентаризация активов
и пассивов с целью
- независимая проверка
и подтверждение финансовой
Бухгалтерский учет ведется в соответствии с:
1) разработанным на базе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий рабочим планом счетов;
2) типовыми формами
3) нормативными правовыми
актами, регламентирующими учет
операций и стандартами
Бухгалтерский учет осуществляется главным бухгалтером. В компетенцию главного бухгалтера входит:
- постановка и ведение бухучета;
- формирование учетной политики;
- составление и своевременное
представление полной и
Денежные и расчетные
документы, финансовые и кредитные
обязательства без подписи
Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Прием и сдача дел при его назначении и освобождении от должности оформляются актом.
В случае возникновения разногласий
между руководителем и главным
бухгалтером по вопросам совершения
отдельных хозяйственных
Объектами бухучета являются имущество, обязательства, хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.
Под хозяйственной деятельностью понимается каждая совершаемая операция, вызывающая изменения в финансовом состоянии, составе средств (активов) и /или источников (пассивов).
Бухучет осуществляется в денежной единице, эмитируемой Национальным банком Республики Беларусь в качестве официального платежного средства.
Факт совершения хозяйственной
операции подтверждается первичным
учетным документом, имеющим юридическую
силу, который составляется в установленном
порядке в соответствии с актами
законодательства ответственным исполнителем
совместно с другими
Первичные учетные документы
принимаются к учету, если они
составлены по типовым формам, утвержденным
Министерством финансов Республики
Беларусь (для Национального банка
Республики Беларусь, банков – Национальным
банком Республики Беларусь), по формам,
утвержденным республиканскими органами
государственного управления, подчиненными
Совету Министров Республики Беларусь,
осуществляющими
Предприятие использует в
своей финансово-хозяйственной
Первичные учетные документы
должны содержать следующие
- наименование, номер документа, дату и место его составления;
- содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.
Перечень форм первичных учетных документов, применяемых на предприятии отражен в «Альбоме форм первичных учетных документов профкома «ОАО ММЗ».
Первичные учетные документы могут быть изъяты в соответствии с законодательством Республики Беларусь только органами дознания и предварительного следствия, прокуратурой, судами, налоговыми органами и органами финансовых расследований на основании предоставленных ими постановлений с ведома генерального директора. Выемка производится с оформлением акта выемки с указанием даты выемки и подписей на нем лица, произведшего выемку, и главного бухгалтера.
При этом главный бухгалтер обеспечивает наличие в делах копий изъятых документов.
Регистры бухгалтерского
и налогового учета предназначены
для систематизации и накопления
информации, содержащейся в принятых
к учету первичных документах,
отражения ее на счетах бухгалтерского
учета и в бухгалтерской
Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажных или машинных носителях информации по типовым формам регистров бухгалтерского учета журнально-ордерной формы счетоводства в соответствии с Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной Министерством Финансов СССР от 8 марта 1960 г. № 63, с учетом изменений актов законодательства.
Допускается составление регистров бухгалтерского учета по формам, отличающимся от типовых, если они разработаны с соблюдением общих методических принципов бухгалтерского учета. Перечень форм регистров по ведению бухгалтерского учета, применяемых на предприятии отражен в «Альбоме регистров по ведению бухгалтерского учета профкома ОАО ММЗ.
Для обеспечения налогового
учета в регистры бухгалтерского
учета может вноситься
При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предусматривается возможность их вывода на бумажные носители.
Основными регистрами бухгалтерского учета являются:
- главная книга;
- журналы-ордера;
- оборотные ведомости;
- группировочные ведомости.
Хозяйственные операции
отражаются в регистрах
Регистр бухгалтерского учета на бумажном или машинном носителе информации содержит название, период (начало и окончание) регистрации хозяйственных операций, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за его ведение.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают бухгалтера, составившие и подписавшие их.
Соответствие данных аналитического
и синтетического учета проверяется
на 1-е число каждого месяца лицами,
должностными обязанностями которых
предусмотрено ведение
Указанные лица своей подписью подтверждают правильность оборотов за месяц и сальдо главной книги и несут ответственность за их достоверность.
Исправление ошибки в регистре
бухгалтерского учета должно быть обосновано
и оформлено бухгалтерской
Налоговый учет ведется в соответствии с Инструкцией о порядке ведения налогового учета, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам РБ от 16.12.2003 г. № 173/114. Информация об объектах налогообложения и элементах налогового учета систематизируется и накапливается в регистрах налогового учета в соответствии с действующим законодательством.
Налоговым учетом признается
осуществление плательщиками (иными
обязанными лицами) учета объектов
налогообложения и определение
налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам)
путем расчетных корректировок
к данным бухгалтерского учета, если
иное не установлено налоговым
Основаниями для проведения
расчетных корректировок к