Основы бухгалтерского учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение элементов организации бухгалтерского учета на современном предприятии в условиях новых законодательных изменений, а также отражение хозяйственных операций на примере отдельного предприятия. Цель работы обусловила решение следующих задач:
характеристика основных элементов постановки бухгалтерского учета;
рассмотрение функций бухгалтерии как структурного подразделения и форм организации ученых работ;
анализ актуальных вопросов формирования учетной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Основные принципы организации бухгалтерского учета 5
1.2 Организация работы бухгалтерской службы 10
1.3 Формы бухгалтерского учета как способ организации учетной системы 14
1.4 Содержание организации бухгалтерского учета в учетной политике 15
2 УЧЕТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «АКТИВ» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ОАО «АКТИВ»
НА 31.12.2011 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Организация бухгалтерского учета на предприятии.doc

— 726.50 Кб (Скачать файл)

Стоимость бухгалтерского аутсорсинга зависит, в основном, от вида деятельности и количества совершаемых хозяйственных операций. При решении вопроса о целесообразности аутсорсинга бухгалтерии сопоставляется его договорная стоимость с затратами по содержанию бухгалтерии или бухгалтера: заработная плата, страховые взносы на социальные нужды, расходы на повышение квалификации, техническое оснащение, программное обеспечение и т.д. При заключении договора на бухгалтерский аутсорсинг следует четко прописать обязанности, сроки их выполнения и ответственность сторон, особенно в плане составления оперативной и бухгалтерской отчетности [17, с. 38].

Учитывая указанные  критерии, руководитель каждой организации  самостоятельно определяет способ ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, ориентируясь на финансовые возможности и объемы учетной работы.

1.2 Организация работы бухгалтерской службы

Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия – самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения [25, с. 5]. Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы. В объединениях и на крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд отделов, как приведено для примера на рис. 1.

 

 

 

 






 

 


 

Рисунок 1. Структура бухгалтерского аппарата

В состав бухгалтерии  могут входить отделы капитального строительства или отделы (технического) учета капитального строительства (ОКС) и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКО).

Главный бухгалтер  является руководителем бухгалтерии  и отвечает за работу этого структурного подразделения. В его важнейшие функции входит:

  1. Обеспечение рациональной организации учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, программного обеспечения форм и методов бухгалтерского учета и контроля.
  2. Формирование учетной политики, исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации.
  3. Руководство формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечение предоставления информации внутренним и внешним пользователям.
  4. Организация работы по ведению регистров бухгалтерского учета, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых обязательств, издержек производства и обращения, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.
  5. Обеспечение своевременного и точного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов, выполнения обязательств.
  6. Обеспечение контроля за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов.
  7. Организация информационного обеспечения управленческого учета, учета затрат на производство работ, услуг, формирование внутренней управленческой отчетности [19, с. 81-84].

На каждом предприятии  должна иметься должностная инструкция главного бухгалтера, включающая отдельные  требования, предъявляемые к данной должности.

В настоящее  время Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ предъявляет ряд требований к главному бухгалтеру, однако Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ заменяет данные требования с 01.01.2013 на квалификационные требования к должности главного бухгалтера, которые в настоящее время в законодательстве носят лишь рекомендательный характер [20]. Данные требования рассмотрены выше и содержатся в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Заместитель главного бухгалтера подчиняется главному бухгалтеру и получает от него приказы и распоряжения, дает распоряжения и методические указания работникам бухгалтерии в пределах компетенции отдела.

Касса как отдел  бухгалтерии осуществляет прием и выдачу наличных денег, их хранение и пересчет в полном соответствии требованиям Банка России.

Отдел капитального строительства осуществляет планирование, организацию, контроль и учет проведения работ по капитальному строительству и реконструкции объектов.

Задачами отдела жилищно-коммунального хозяйства являются планирование и контроль, а также обеспечение функционирования инженерной инфраструктуры объектов жилищно-коммунальной сферы.

В состав бухгалтерии, как правило, входят следующие группы:

Материальный  отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары, проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.

Группа по учету  оплаты труда осуществляет учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятия, бюджетом и внебюджетными фондами.

Группа учета  готовой продукции учитывает наличие и движение готовых изделий на складах. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью поступления платежей от них.

Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого отдела бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.

Общий отдел  бухгалтерии предприятия ведет  учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

Рассмотренная структура организации аппарата бухгалтерии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных предприятий и носит название вертикальной. На небольших предприятиях, как правило, применяется линейная структура, при которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. На крупных предприятиях используется комбинированная система организации аппарата бухгалтерии, при которой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производства). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах их полномочий [25, с. 7, 8].

1.3 Формы бухгалтерского  учета как способ организации учетной системы

Организация бухгалтерского учета неразрывно связана с его формами, которые подразумевают сочетание различных учтенных регистров и технических средств [18, с. 90]. В настоящее время выделяются следующие формы бухгалтерского учета:

  1. простая форма – для малого бизнеса;
  2. журнал-Главная – для малого бизнеса;
  3. журнально-ордерная;
  4. автоматизированная [22, с. 108].

Простую форму  учета используют, как правило, только субъекты малого бизнеса, у которых отсутствуют процессы производства и число операций незначительно. Использование данной формы базируется на Приказе Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства». Данные первичных документов записываются в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (по форме № К-1). Для учета расчетов по заработной плате малому предприятию необходимо вести ведомость учета заработной платы по форме № В-8. По итогам записей в Книге по форме № К-1 можно составить бухгалтерскую отчетность. Приказ Минфина от 21.12.1998 № 64н содержит подробные предписания о правилах заполнения Книги по форме № К-1, а также о порядке ее ведения [7].

На крупных  предприятиях ранее широко использовалась журнально-ордерная форма, регламентированная Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, содержащейся в Письме Минфина СССР от 08.03.1960 № 63 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства». Регистрами учета являлись журналы-ордера – таблицы, в которые вносились данные из первичных документов [12]. Данная форма учета, особенно выполняемая вручную, является трудоемкой в значительной степени.

В связи с  этим в современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. Организационные формы механизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, ее размещения, степени оснащенности ею отрасли, объема обрабатываемой информации и сферы обслуживания. В настоящее время подавляющее большинство организаций ведет бухгалтерский учет автоматизированным способом.

При автоматизированной форме учета в программе формируются первичные документы, устанавливаются параметры учета, настройки, задается учетная политика. Пользователь в любой момент может получить любой предусмотренный программой регистр – журнал-ордер, карточку счета, оборотную ведомость по счету и в целом по счетам, провести анализ счета и др. Автоматизированную форму учета можно представить в виде рис. 2.





 

Рисунок 2. Автоматизированная форма бухгалтерского учета

При использовании  автоматизированной формы бухгалтерская  работа сводится к вводу сведений из первичных документов в систему. Остальные операции автоматизированы. Кроме того, первичные документы, как правило, подготавливаются с помощью программы по бухгалтерскому учету.

Таким образом, организация бухгалтерского учета на предприятии включает в себя: принципы ведения финансового учета, способ его ведения – самостоятельно, отдельным (отдельными) работниками или специализированным специалистом или организацией, структуру бухгалтерского аппарата и формы организации финансового учета, нормативное регулирование и порядок формирования учетной политики.

1.4 Содержание организации бухгалтерского учета в учетной политике

Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, избранных организацией в соответствии с условиями хозяйствования [11].

Основное назначение и главная задача избранной учетной  политики – максимально адекватно отражать деятельность организации, представлять полную, объективную и достоверную информацию о ней.

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными правилами. Если правилами не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, то организация самостоятельно разрабатывает необходимые процедуры с учетом требований законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету [15, с. 23, 24].

При определении учетной политики в приказе руководителя также раскрывается информация путем описания принципов, применяющихся для исчисления оценки статей баланса, в т.ч. признания активов, а также применения методов и процедур учета по отдельным статьям отчетности, в частности применения методов амортизации необоротных активов, устанавливаются пороги существенности учетной информации.

Выбор учетной  политики зависит от специфики предприятия, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.

Принципиально предприятие в зависимости от деятельности, хозяйственных операций, объемов учетной работы и специфики работы предприятия самостоятельно:

  1. определяет учетную политику;
  2. избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных законодательством, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;
  3. разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;
  4. утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;
  5. может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, обязанные вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

Перечисленные правила оформляются приказом руководителя предприятия об организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, приложениями к которому могут быть:

  1. списки лиц, имеющих право подписывать бухгалтерские документы и предоставлять разрешение на осуществление хозяйственных операций, связанных с перечислением (выплатой) денежных средств, расходами товарно-материальных ценностей и другого имущества;
  2. правила документооборота, регламент и графики прохождения документов;
  3. приказ об организации обособленных подразделений и утверждении положений о них;
  4. утверждение должностных инструкций.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета на предприятии