Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение элементов организации бухгалтерского учета на современном предприятии в условиях новых законодательных изменений, а также отражение хозяйственных операций на примере отдельного предприятия. Цель работы обусловила решение следующих задач:
характеристика основных элементов постановки бухгалтерского учета;
рассмотрение функций бухгалтерии как структурного подразделения и форм организации ученых работ;
анализ актуальных вопросов формирования учетной политики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Основные принципы организации бухгалтерского учета 5
1.2 Организация работы бухгалтерской службы 10
1.3 Формы бухгалтерского учета как способ организации учетной системы 14
1.4 Содержание организации бухгалтерского учета в учетной политике 15
2 УЧЕТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «АКТИВ» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ОАО «АКТИВ»
НА 31.12.2011 44
В настоящее время в учетной политике утверждаются следующие организационные аспекты бухгалтерского учета на предприятии:
Рабочий план счетов бухгалтерского учета утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н и содержит перечень счетов синтетического учета, которые должны применяться всеми экономическими субъектами, и счетов аналитического учета, которые организации могут конкретизировать или расширять, указывая об этом соответственно в учетной политике [8].
Хозяйствующие субъекты в настоящее время должны оформлять хозяйственные операции в оправдательных документах, унифицированная форма которых содержится в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации по учету отдельных операций. Данное требование содержится в п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Документы, которые необходимы организации для регистрации фактов хозяйственной деятельности и форма которых не содержится в указанных альбомах унифицированных форм, организация разрабатывает самостоятельно и утверждает их формы и порядок применения в учетной политике с учетом обязательных реквизитов, содержащихся в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
С 01.01.2013 применение альбомов унифицированных форм первичной учетной документации не является обязательным, поскольку действующее в настоящее время требование Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ не содержится в новом Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ. При этом остается действующий перечень обязательных реквизитов в первичной документации.
Порядок проведения инвентаризации, т.е. количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д. определяется также руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно [5; 6].
Методы оценки активов и обязательств определены в Положениях по бухгалтерскому учету. Например, ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н предусматривает 4 способа начисления амортизации основных средств, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» - 3 способа списания материально-производственных запасов и т.д. Выбранный организацией способ учета фиксируется в учетной политике [9; 10].
Под документооборотом понимают движение первичных документов в бухгалтерском учете, а именно создание или получение документов от других организаций, принятие к учету, обработку, передачу в архив. Движение любого документа регламентируется графиком. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.
График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения организации, в которые представляются указанные документы.
Среди элементов учетной политики необходимо также указать установленные в организации методы контроля за совершением хозяйственных операций, их оформлением сотрудниками организации, установленные формы и способы контроля за их действиями. К таковым можно отнести разделение функций сотрудников, составление форм внутренней отчетности отдельными подразделениями, проведение периодических проверок профессиональных качеств сотрудников, создание службы внутреннего аудита или привлечение аудиторских фирм не только для подтверждения годовой отчетности, но и для проведения проверки правильности совершаемых операций как с юридической, так и финансовой точки зрения независимым аудитором по инициативе организации.
На предприятиях
формируется, как правило, две учетные
политики – для целей бухгалтерского
учета и для целей
Как правило, учетная политика для целей бухгалтерского учета имеет следующую структуру:
Изменение учетной политики в организации может производиться в следующих случаях:
Таким образом, при разработке учетной политики предприятия следует учитывать, что поскольку она утверждается приказом руководителя предприятия, то приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами.
На практике процесс формирования учетной политики вызывает определенные трудности. Проблемы могут возникать на этапах разработки учетной политики – при определении приоритетных направлений построения системы учета в организации. Эти направления зависят от целей, преследуемых разработчиками учетной политики. Проблема согласования поставленных при формировании и совершенствовании учетной политики целей для принятия решений по выбору способов ведения учета является одной из самых сложных. Руководством организации могут преследоваться различные цели при создании учетной политики, которые влияют на результат разработки документа разнонаправлено.
Выбор конкретного варианта
учета может оказать
Сближение в учетной политике требований различных учетных систем: российского бухгалтерского и налогового учета, учета в соответствии с международными стандартами (МСФО), систем учета различных компаний, входящих в группу, - также является одной из важнейших задач при разработке учетной политики. Так, сложность российского законодательства в области налогообложения делает логичным и рациональным стремление бухгалтеров отождествить бухгалтерский и налоговый учет [21].
Вариативность подходов к учетной методологии приводит к разнообразию формируемых на ее базе показателей и их конкретных значений. А значит, составители учетной политики предопределяют в будущем значения отдельных показателей, которые выгодны одним участникам хозяйственных процессов и невыгодны другим. Существование вариантов учета позволяет организации в рамках действующего законодательства уменьшать величину налогооблагаемой базы и начисляемые налоги или, увеличивая прибыль в бухгалтерском учете, выплачивать более высокие дивиденды. Кроме того, своего рода «подчиненность» бухгалтерского учета целям налогообложения может исказить реальную картину финансово-хозяйственной деятельности и ограничить использование информации, формируемой в системе бухгалтерского учета, для обоснования управленческих решений.
При разработке и совершенствовании учетной политики она может также преследовать цель сближения с МСФО. Сближение учетных норм позволит снизить затраты на проведение трансформационных процедур.
Процесс формирования учетной политики организации не заканчивается ее разработкой, а продолжается в течение всего периода функционирования организации. После создания учетной политики ее необходимо регулярно пересматривать и совершенствовать. По мнению Соколова А.А., процесс совершенствования составляют два подпроцесса – актуализация и повышение качества учетной политики [21].
Актуализация учетной политики представляет собой приведение ее в соответствие с изменяющимся законодательством и трансформирующимся и развивающимся бизнесом. Повышение качества учетной политики заключается в улучшении ее характеристик по таким качественным критериям, как полнота и непротиворечивость учетной политики, экономическая целесообразность, обоснованность и рациональность методов учета, соответствие целям руководства компании, соответствие целям автоматизации учета и др. Если учетная политика полностью соответствует выбранным критериям, оценки ее качества, повышения качества учетной политики не требуется.
Руководство компании должно постоянно осуществлять контроль за созданием и совершенствованием учетной политики, а также за ее применением, поскольку оно является важным и неотъемлемым элементом системы внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности.
Формирование учетной политики организации – объемный процесс, требующий наличия специальных кадровых, финансовых и технических возможностей. При этом работа над учетной политикой не заканчивается с ее разработкой и документальным оформлением, а ведется непрерывно, пока функционирует организация.
2 УЧЕТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АКТИВ»
Основной уставной деятельностью ОАО «Актив» является изготовление промышленной продукции и ее продажа на внутреннем рынке.
Изготовление товарной продукции производится в цехах основного производства. Накладные расходы основного производства (ремонт основных средств, содержание и эксплуатация оборудования и хозяйственные нужды цехов) в учете отражаются обособлено.
Бухгалтерский учет ведется в соответствии с общепринятыми правилами. Особенности учета отдельных операций и применяемых методов раскрываются в учетной политике открытого акционерного общества:
1. Учет материальных ценностей ведется по фактической себестоимости приобретения на сч. 10 «Материалы».
2. Затраты на производство учитываются по общей схеме счетов бухгалтерского учета. Для обобщения затрат применяются счета: сч. 20 «Основное производство», сч. 25 «Общепроизводственные расходы», сч. 26 «Общехозяйственные расходы».
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между себестоимостями отдельных видов продукции пропорционально прямой заработной плате производственных рабочих.
3. Движение готовой продукции на сч. 43 «Готовая продукция» отражается по фактической производственной себестоимости.
4. Продукция считается проданной (реализованной) с момента ее отгрузки и предъявления счетов покупателю.
5. Страховой взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен в размере 0,4 %.
Ведомость остатков по синтетическим счетам на 1 декабря 2011 года представлена в табл. 1.
Таблица 1
Ведомость остатков
по синтетическим счетам ОАО «Актив»
на 1 декабря 2011 года
№ счета |
Наименование счета |
Сумма (руб.) | |
I вар-т | |||
дебет |
кредит | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
01 |
Основные средства |
18 350 000 |
|
02 |
Амортизация основных средств |
10 000 000 | |
04 |
Нематериальные активы |
1 670 000 |
|
05 |
Амортизация нематериальных активов |
295 000 | |
07 |
Оборудование к установке |
740 000 |
|
08 |
Вложения во внеоборотные активы |
1 650 000 |
|
10 |
Материалы |
2 113 000 |
|
19 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
383 300 |
|
20 |
Основное производство |
25 100 |
|
43 |
Готовая продукция |
1 291 730 |
|
50 |
Касса |
1 500 |
|
51 |
Расчетные счета |
6 600 200 |
|
60 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
1 005 000 | |
62 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
1 890 750 |
|
66 |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
305 000 | |
67 |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
1 000 000 | |
68 |
Расчеты по налогам и сборам |
395 800 | |
69 |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
127 300 | |
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
306 100 | |
71 |
Расчеты с подотчетными лицами |
920 |
|
76 |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
15 000 |
3 800 |
80 |
Уставный капитал |
17 500 000 | |
83 |
Добавочный капитал |
500 000 | |
84 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
920 000 | |
99 |
Прибыли и убытки |
2 373 500 | |
Итого |
34 731 500 |
34 731 500 |
Информация о работе Основы бухгалтерского учета на предприятии