Основы бухгалтерского учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 06:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение элементов организации бухгалтерского учета на современном предприятии в условиях новых законодательных изменений, а также отражение хозяйственных операций на примере отдельного предприятия. Цель работы обусловила решение следующих задач:
характеристика основных элементов постановки бухгалтерского учета;
рассмотрение функций бухгалтерии как структурного подразделения и форм организации ученых работ;
анализ актуальных вопросов формирования учетной политики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Основные принципы организации бухгалтерского учета 5
1.2 Организация работы бухгалтерской службы 10
1.3 Формы бухгалтерского учета как способ организации учетной системы 14
1.4 Содержание организации бухгалтерского учета в учетной политике 15
2 УЧЕТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «АКТИВ» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ОАО «АКТИВ»
НА 31.12.2011 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Организация бухгалтерского учета на предприятии.doc

— 726.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время в учетной политике утверждаются следующие организационные аспекты бухгалтерского учета на предприятии:

  1. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  2. формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  4. способы оценки активов и обязательств;
  5. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  6. порядок контроля за хозяйственными операциями;
  7. другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [14, с. 39].

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утвержден  Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н и содержит перечень счетов синтетического учета, которые должны применяться всеми экономическими субъектами, и счетов аналитического учета, которые организации могут конкретизировать или расширять, указывая об этом соответственно в учетной политике [8].

Хозяйствующие субъекты в настоящее время должны оформлять хозяйственные операции в оправдательных документах, унифицированная форма которых содержится в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации по учету отдельных операций. Данное требование содержится в п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Документы, которые необходимы организации для регистрации фактов хозяйственной деятельности и форма которых не содержится в указанных альбомах унифицированных форм, организация разрабатывает самостоятельно и утверждает их формы и порядок применения в учетной политике с учетом обязательных реквизитов, содержащихся в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

С 01.01.2013 применение альбомов унифицированных форм первичной учетной документации не является обязательным, поскольку действующее в настоящее время требование Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ не содержится в новом Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ. При этом остается действующий перечень обязательных реквизитов в первичной документации.

Порядок проведения инвентаризации, т.е. количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д. определяется также руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно [5; 6].

Методы оценки активов и обязательств определены в Положениях по бухгалтерскому учету. Например, ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н предусматривает 4 способа начисления амортизации основных средств, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» - 3 способа списания материально-производственных запасов и т.д. Выбранный организацией способ учета фиксируется в учетной политике [9; 10].

Под документооборотом  понимают движение первичных документов в бухгалтерском учете, а именно создание или получение документов от других организаций, принятие к учету, обработку, передачу в архив. Движение любого документа регламентируется графиком. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.

График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Каждому исполнителю  вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения организации, в которые представляются указанные документы.

Среди элементов  учетной политики необходимо также указать установленные в организации методы контроля за совершением хозяйственных операций, их оформлением сотрудниками организации, установленные формы и способы контроля за их действиями. К таковым можно отнести разделение функций сотрудников, составление форм внутренней отчетности отдельными подразделениями, проведение периодических проверок профессиональных качеств сотрудников, создание службы внутреннего аудита или привлечение аудиторских фирм не только для подтверждения годовой отчетности, но и для проведения проверки правильности совершаемых операций как с юридической, так и финансовой точки зрения независимым аудитором по инициативе организации.

На предприятиях формируется, как правило, две учетные  политики – для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Как правило, учетная политика для целей бухгалтерского учета имеет следующую структуру:

  1. Общие положения. Характеристика организации: полное название, дата государственной регистрации, реквизиты расчетного счета, юридический и почтовый адреса и т.д.
  2. Организационно-технический раздел. Устанавливаются организационные формы ведения бухгалтерского учета. Например, рабочий план счетов, форма учета, порядок обработки учетной информации, организационная структура учета и т.д.
  3. Методический раздел. Устанавливаются варианты ведения бухгалтерского учета. Например, способ амортизации основных средств, списания материальных запасов, оценки незавершенного производства, формирование резервов, перечень прямых расходов и т.д.

Изменение учетной  политики в организации может производиться в следующих случаях:

  1. если произошли изменения в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету или в законодательной базе РФ;
  2. если организация разрабатывает новые способы ведения бухгалтерского учета. Использование новых способов ведения бухгалтерского учета подразумевает более точное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без понижения степени точности информации;
  3. если существенно изменились условия хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть вызвано реорганизацией, трансформацией видов деятельности и т.п. [4].

Таким образом, при разработке учетной политики предприятия следует учитывать, что поскольку она утверждается приказом руководителя предприятия, то приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами.

На практике процесс формирования учетной политики вызывает определенные трудности. Проблемы могут возникать на этапах разработки учетной политики – при определении приоритетных направлений построения системы учета в организации. Эти направления зависят от целей, преследуемых разработчиками учетной политики. Проблема согласования поставленных при формировании и совершенствовании учетной политики целей для принятия решений по выбору способов ведения учета является одной из самых сложных. Руководством организации могут преследоваться различные цели при создании учетной политики, которые влияют на результат разработки документа разнонаправлено.

Выбор конкретного варианта учета может оказать существенное влияние на объем учетной работы, разграничение ответственности  за те или иные учетные процессы, появление новых процедур, увеличение числа создаваемых и обрабатываемых документов, т.е. прямо или косвенно на работу всех структурных подразделений компании. Это приводит к необходимости учитывать предложения и замечания заинтересованных специалистов производственных, планово-экономических, финансовых и других служб компании. При этом участники процесса формирования учетной политики могут отстаивать свои интересы, настаивая на принятии тех методов организации и ведения учета, которые упрощают их деятельность. Таким образом, поиск разумного компромисса – одна из насущных задач в процессе формировании учетной политики.

Сближение в  учетной политике требований различных  учетных систем: российского бухгалтерского и налогового учета, учета в соответствии с международными стандартами (МСФО), систем учета различных компаний, входящих в группу, - также является одной из важнейших задач при разработке учетной политики. Так, сложность российского законодательства в области налогообложения делает логичным и рациональным стремление бухгалтеров отождествить бухгалтерский и налоговый учет [21].

Вариативность подходов к учетной методологии  приводит к разнообразию формируемых  на ее базе показателей и их конкретных значений. А значит, составители учетной политики предопределяют в будущем значения отдельных показателей, которые выгодны одним участникам хозяйственных процессов и невыгодны другим. Существование вариантов учета позволяет организации в рамках действующего законодательства уменьшать величину налогооблагаемой базы и начисляемые налоги или, увеличивая прибыль в бухгалтерском учете, выплачивать более высокие дивиденды. Кроме того, своего рода «подчиненность» бухгалтерского учета целям налогообложения может исказить реальную картину финансово-хозяйственной деятельности и ограничить использование информации, формируемой в системе бухгалтерского учета, для обоснования управленческих решений.

При разработке и совершенствовании учетной  политики она может также преследовать цель сближения с МСФО. Сближение  учетных норм позволит снизить затраты на проведение трансформационных процедур.

Процесс формирования учетной политики организации не заканчивается ее разработкой, а продолжается в течение всего периода функционирования организации. После создания учетной политики ее необходимо регулярно пересматривать и совершенствовать. По мнению Соколова А.А., процесс совершенствования составляют два подпроцесса – актуализация и повышение качества учетной политики [21].

Актуализация  учетной политики представляет собой  приведение ее в соответствие с изменяющимся законодательством и трансформирующимся и развивающимся бизнесом. Повышение качества учетной политики заключается в улучшении ее характеристик по таким качественным критериям, как полнота и непротиворечивость учетной политики, экономическая целесообразность, обоснованность и рациональность методов учета, соответствие целям руководства компании, соответствие целям автоматизации учета и др. Если учетная политика полностью соответствует выбранным критериям, оценки ее качества, повышения качества учетной политики не требуется.

Руководство компании должно постоянно осуществлять контроль за созданием и совершенствованием учетной политики, а также за ее применением, поскольку оно является важным и неотъемлемым элементом системы внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности.

Формирование  учетной политики организации – объемный процесс, требующий наличия специальных кадровых, финансовых и технических возможностей. При этом работа над учетной политикой не заканчивается с ее разработкой и документальным оформлением, а ведется непрерывно, пока функционирует организация.

 

2 УЧЕТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АКТИВ»

Основной уставной деятельностью ОАО «Актив» является изготовление промышленной продукции и ее продажа на внутреннем рынке.

Изготовление товарной продукции производится в цехах основного производства. Накладные расходы основного производства (ремонт основных средств, содержание и эксплуатация оборудования и хозяйственные нужды цехов) в учете отражаются обособлено.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с общепринятыми правилами. Особенности учета отдельных операций и применяемых методов раскрываются в учетной политике открытого акционерного общества:

1. Учет материальных ценностей ведется по фактической себестоимости приобретения на сч. 10 «Материалы».

2. Затраты на производство учитываются по общей схеме счетов бухгалтерского учета. Для обобщения затрат применяются счета:    сч. 20 «Основное производство», сч. 25 «Общепроизводственные расходы», сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

Общепроизводственные  и общехозяйственные расходы  распределяются между себестоимостями отдельных видов продукции пропорционально прямой заработной плате производственных рабочих.

3. Движение готовой продукции на сч. 43 «Готовая продукция» отражается по фактической производственной себестоимости.

4. Продукция считается проданной (реализованной) с момента ее отгрузки и предъявления счетов покупателю.

5. Страховой взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен в размере 0,4 %.

Ведомость остатков по синтетическим счетам на 1 декабря 2011 года представлена в табл. 1.

 

Таблица 1

Ведомость остатков по синтетическим счетам ОАО «Актив»  
на 1 декабря 2011 года

№ счета

Наименование  счета

Сумма (руб.)

I вар-т

дебет

кредит

1

2

3

4

01

Основные средства

18 350 000

 

02

Амортизация основных средств

 

10 000 000

04

Нематериальные  активы

1 670 000

 

05

Амортизация нематериальных активов

 

295 000

07

Оборудование  к установке

740 000

 

08

Вложения во внеоборотные активы

1 650 000

 

10

Материалы

2 113 000

 

19

Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям

383 300

 

20

Основное производство

25 100

 

43

Готовая продукция

1 291 730

 

50

Касса

1 500

 

51

Расчетные счета

6 600 200

 

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

 

1 005 000

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

1 890 750

 

66

Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам

 

305 000

67

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

 

1 000 000

68

Расчеты по налогам  и сборам

 

395 800

69

Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению

 

127 300

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

 

306 100

71

Расчеты с подотчетными лицами

920

 

76

Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами

15 000

3 800

80

Уставный капитал

 

17 500 000

83

Добавочный  капитал

 

500 000

84

Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)

 

920 000

99

Прибыли и убытки

 

2 373 500

Итого

34 731 500

34 731 500

Информация о работе Основы бухгалтерского учета на предприятии