Основы организации финансового учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Достижения любого коллектива, будь то крупное промышленное предприятие или субъект малого предпринимательства, во многом зависят от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрее их получают, тем больше возможностей для эффективного управления предприятием. Наиболее важную, достоверную систематическую экономическую информацию дает бухгалтерский учет. С переходом к рыночной экономике значительные изменения претерпевают бухгалтерский учет, бухгалтерская финансовая отчетность

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Финансовый учет и его роль в деятельности предприятия…………………… 5
1.1. Определение бухгалтерского учёта, его сущность…………………………... 5
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта…………………………. 11
1.3. Место финансового учёта в бухгалтерском учёте предприятия, его цели и задачи…………………………………………………………………………………
15
2. Предмет финансового учета……………………………………………………... 18
2.1. Понятие предмета финансового учета………………………………………... 18
2.2. Объекты финансового учета……………………………………………........... 22
2.3. Основы организации финансового учета на предприятии………………….. 28
Заключение………………………………………………………………………….. 33
Список литературы…………………………………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Курсовая Бух.фин.учет.docx

— 75.06 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет выступает  звеном, соединяющим хозяйственную  деятельность предприятия и лиц, принимающих решения.

Данные о хозяйственной  деятельности являются входом в систему  бухгалтерского учета, а полная и  объективная картина о состоянии  активов, обязательств и капитала предприятия - выходом из нее.

Бухгалтерский учет нельзя отождествлять со счетоводством, под  которым понимают сам процесс  ведения бухгалтерского учета, регистрации  хозяйственных операций и хранения учетной документации. Счетоводство - лишь часть бухгалтерского учета, призванного создать информационную систему, удовлетворяющую пользователя.

Бухгалтерский учет обязаны  вести все предприятия, организации  и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, находящиеся на территории страны, Общества или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

В Российской Федерации действует  система хозяйственного учета, в  которой выделяются три взаимосвязанных  вида учета:

- оперативный;

- статистический;

- бухгалтерский.

Оперативный (или оперативно-технический) учет осуществляется для повседневного  текущего руководства и управления предприятием, участками, производствами, цехами. С помощью оперативного учета  управленческому персоналу поступает  информация о движении материальных ресурсов на предприятии об объемах  выпущенной продукции, ее продаже, о  наличии производственных запасов. Источником информации для получения  таких сведений могут быть как  документы, так и данные, полученные по телефону, факсу, в устной форме. Оперативно-технический учет может  прерываться во времени, и надобность в нем появляется по мере необходимости.

Статистический учет изучает  явления, носящие обобщающий, массовый характер в различных областях хозяйства, экономики, науки, образования. Статистика собирает и обобщает информацию о  состоянии экономики, тенденциях ее развития, движении рабочей силы, товаров, ценных бумаг, материальных запасов, численности  и составе населения по возрасту, полу, профессиям. Статистика широко использует выборочный метод наблюдения и регистрации, осуществляет единовременный учет и  переписи. Для этих целей она применяет  информацию бухгалтерского и оперативно-технического учета.

 

Бухгалтерский учет изучает  количественную сторону хозяйственных  явлений в неразрывной связи  с их качественной стороной путем  сплошной, непрерывной, документально  обоснованной и взаимосвязанной  регистрации хозяйственных фактов, как в денежном выражении, так  и в натуральных показателях.

Из определения следует, что в бухгалтерском учете:

1. имеет место сплошное  отражение финансовой и хозяйственной  деятельности предприятия, всего  его имущества и источников  его формирования, всех видов  производственных запасов, основных  фондов, затрат на производство  и реализацию продукции, денежных  средств, задолженности как предприятию,  так и другим предприятиям, организациям;

2. осуществляется непрерывность  во времени отражения происходящих  хозяйственных фактов. Предполагается, что происходят постоянное наблюдение  и отражение хозяйственных операций, связанных с движением основных  фондов, производственных запасов,  денежных средств, ценных бумаг,  расчетов, фондов, кредитов;

3. каждый хозяйственный  факт оформляется документально  бумажным первичным документом  или машинным носителем информации, который имеет правовую основу, согласно ему устанавливается  ответственность за выполняемую  хозяйственную операцию, следовательно,  документ приобретает юридическую  силу;

4. все средства и хозяйственные  процессы обязательно отражаются  в денежном выражении, обобщая  натуральные показатели;

5. существует взаимосвязанное  отражение финансовой и хозяйствен-ной деятельности, обусловленное взаимной зависимостью совершающихся фактов.

Перечисленные особенности  бухгалтерского учета отличают его  от оперативно-технического и статистического  видов учета. Но только использование  информации всех трех видов учета, хозяйственного учета как целостной системы, позволяет предприятиям наиболее эффективно управлять хозяйственной деятельностью, выполнять работы и оказывать  услуги, оценивать положение предприятия  на рынке.

Основной целью хозяйственного учета является формирование качественной (полной, достоверной) и своевременной  информации о финансовой и хозяйственной  деятельности предприятия, необходимой  для управления и становления  рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях, для определения поведения предприятия на рынке, выявления положения предприятий-конкурентов.

Бухгалтерский учет, постоянно  совершенствуясь, становится важным звеном формирования рыночной экономики, языком бизнеса и предпринимательства. Он призван способствовать лучшей организации  управления, планирования, прогнозирования, анализа посредством обеспечения  учетной информацией разных уровней  управления, и носит не только ретроспективный, но и перспективный характер.

 

Бухгалтерский учет - одна из основных функций управления наряду с такими функциями, как планирование, регулирование, организация и стимулирование. Это означает, что совершенствование управления, создание рыночного механизма неразрывно связаны с развитием всей системы бухгалтерского учета.

Именно в системном  бухгалтерском учете отражается фактическая информация по каждому  виду основных средств, материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, финансовых ресурсов, что позволяет направлять и координировать финансовую и производственно-хозяйственную  деятельность.

Чтобы с наибольшим эффектом использовать эту информацию в целях  управления предприятием, необходима такая система организации бухгалтерского учета, которая ориентирована на использование передовых методов  учета, положительного зарубежного  опыта, международных стандартов бухгалтерского учета, широкое применение вычислительной техники.

Таким образом, бухгалтерский  учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта

 

Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных  факторов и обстоятельств, характерных  для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным  фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его  административный характер: высокая  степень государственной регламентации  бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно  меняющихся фискальных интересов государства.

 Одна из основных  задач процесса реформирования - создание системы нормативного  регулирования бухгалтерского учета  и отчетности, соответствующей требованиям  пользователей финансовой информации  в рыночной экономике и представляющей  собой результат взаимодействия  институтов рыночной экономики  по разработке и установлению  правил ведения бухгалтерского  учета и составления отчетности.

 Кроме того, система нормативного регулирования переходной экономики должна представлять собой некий компромисс между системой регулирования, адекватной уже сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной регламентации и наличии подробного инструктивного материала.

 Таким образом, система  нормативного регулирования бухгалтерского  учета - это самонастраивающаяся  система, принципы построения  которой позволяли бы ей, во-первых, органично совершенствоваться с  развитием экономических отношений  в стране, во-вторых, обеспечивать  интересы и потребности в достоверной  финансовой информации различных  групп пользователей.

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и  составления бухгалтерской отчетности.

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета включает:

1) нормативное правовое  регулирование - осуществляется  нормами права, содержащимися  в соответствующих нормативных  правовых актах;

2) методическое (нормативно-техническое)  регулирование - осуществляется  методическими (техническими) нормами,  содержащимися в соответствующих  актах методического (нормативно-технического) характера.

Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина  России разъяснительного характера (актам  толкования).

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета как одной  из основополагающих сторон деятельности организации является важнейшей  задачей финансовых властей. Бухгалтерский  учет, будучи источником для финансовой отчетности, которая в свою очередь  предоставляет информацию для лиц, чьи решения непосредственным образом  сказываются на деятельности любой  организации, должен быть предметом  постоянного и тщательного регулирования  со стороны государства. От того, насколько  своевременно и обосновано оно будет  реагировать на изменение реалий экономической жизни, разрабатывая новые и корректируя старые нормы  в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, следовательно, и экономическая  эффективность принимаемых решений.

Прежде чем приступить к рассмотрению самих моделей  бухгалтерского учета, исторически  сложившихся в той или иной стране или регионе, необходимо понять, с чем было связано происхождение  страновых и региональных различий в ведении бухгалтерского учета  и финансовой отчетности, приведших  к складыванию различных систем регулирования бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет и его  продукт в виде финансовой отчетности в целом можно рассматривать  как часть процесса коммуникаций. Отчет — это средство связи, при  помощи которого информация передается от отправителя получателю. Природа  и функции отчетности по отношению  к организациям различаются в  зависимости от природы отправителя  и получателя, а также от характера  передаваемой информации. Отправитель  и получатель формируют неотъемлемую часть среды, которая по мере развития бухгалтерского учета и финансовой отчетности в течение последних  веков оставалась национальной средой.

В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень  представлен федеральными законами Российской Федерации, постановлениями  Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в  организациях. Документами этого  уровня являются федеральные законы "О бухгалтерском учете", "Об акционерных обществах" и др. Федераль­ным законом "О бухгалтерском учете" общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирова­ния бухгалтерского учета Центральному банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ. При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые этими органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень  составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержден­ные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету: ''Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94), "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95). "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/98), "Учет материально-производ­ственных запасов" (ПБУ 5/98), "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98), "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/98), "Доходы орга­низации" (ПБУ 9/99), "Расходы организации" (ПБУ 10/99) и др.

Третий (методический) уровень  образуют инструкции, рекомендации и  методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обраще­ния и производства, финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания и др.

Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику организации. Они разрабатываются самой организацией или консульта­ционными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций.

Информация о работе Основы организации финансового учета на предприятии