Основы организации финансового учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Достижения любого коллектива, будь то крупное промышленное предприятие или субъект малого предпринимательства, во многом зависят от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрее их получают, тем больше возможностей для эффективного управления предприятием. Наиболее важную, достоверную систематическую экономическую информацию дает бухгалтерский учет. С переходом к рыночной экономике значительные изменения претерпевают бухгалтерский учет, бухгалтерская финансовая отчетность

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Финансовый учет и его роль в деятельности предприятия…………………… 5
1.1. Определение бухгалтерского учёта, его сущность…………………………... 5
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта…………………………. 11
1.3. Место финансового учёта в бухгалтерском учёте предприятия, его цели и задачи…………………………………………………………………………………
15
2. Предмет финансового учета……………………………………………………... 18
2.1. Понятие предмета финансового учета………………………………………... 18
2.2. Объекты финансового учета……………………………………………........... 22
2.3. Основы организации финансового учета на предприятии………………….. 28
Заключение………………………………………………………………………….. 33
Список литературы…………………………………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Курсовая Бух.фин.учет.docx

— 75.06 Кб (Скачать файл)

Реализация является заключительной стадией кругооборота. Готовая продукция  со складов реализуется потребителям. Во время реализации возникают расчётные  отношения с покупателем.

Следует отметить, что стадии финансово-хозяйственной деятельности имеют циклический характер то есть, за реализацией вновь следует снабжение. 

Если говорить о хозяйственных  средствах предприятия, то они проходят две

 сферы:

1.   Сфера производства;

2.   Сфера обращения. 

Сфера производства включает в себя стадию производства, а сфера  обращения – стадию реализации и  снабжения.

Совершая кругооборот, материальные ценности переходят из одной стадии в другую, при этом претерпевая  форменное или содержательное изменение. Например, денежные средства предприятия, использованные на приобретения сырья переходят в сферу обращения, затем в сферу производства, и воплощаются в готовую продукцию, то есть, приобретают материальную форму. Далее, готовая продукция (хозяйственные средства) переходит на склад и реализуется, приобретая форму денег.

В виду того, что помимо бухгалтерского баланса основной формой финансовой отчетности является отчет о прибылях и убытках, который, как известно не отражает активы, собственный капитал  и обязательства, а показывает лишь те объекты бухгалтерского учета, которые  позволяют формировать финансовые результаты и чистую прибыль организации. Поэтому эта группа ФХЖ также  должны иметь место в предмете бухгалтерского финансового учета  как самостоятельный его объект.

Из вышесказанного можно  определить предмет бухгалтерского финансового учета, под которым  следует понимать состояние и  движение объектов бухгалтерского финансового  учета, конкретного хозяйствующего субъекта систематизируемых и обобщаемых в стоимостном выражении для  целей составления бухгалтерской  финансовой отчетности, необходимой  внутренним и внешним ее пользователям. Объектами бухгалтерского финансового учета, составляющими его предмет являются: финансовые и нефинансовые активы; собственный капитал или долевой инструмент; финансовые и нефинансовые обязательства, а также финансовые результаты. Такое определение предмета бухгалтерского финансового учета наглядно демонстрирует его цель, направленную на составление финансовой отчетности и оценку финансового положения хозяйствующего субъекта, а также оценку его финансовых результатов.

Бухгалтерский учет является важнейшей частью общей системы  информации о деятельности предприятий  любых организационно-правовых форм. В связи с этим к бухгалтерскому учету предъявляются определенные требования.

Сущность предмета бухгалтерского учета заключается в отражении  движения имущества по стадиям кругооборота.

Совокупность способов и  приемов, включающих документацию и  инвентаризацию, систему счетов и  двойную запись, оценку и калькуляцию, балансовое обобщение и отчетность рассматривается во взаимосвязи, показывается роль каждого из них.

Раскрывается содержание способа балансового обобщения  и роль баланса для пользователей  информацией.

Для характеристики и измерения  имущества организации, его движения, хозяйственных процессов и явлений  используются натуральные, трудовые и  денежные измерители.

Натуральные измерители информацию об объектах учета представляют счетом, мерой, весом. Выбор их зависит от особенности объектов. Эта группа измерителей используется для учета  количества материальных ценностей (штуки, килограммы, метры и т.д.). С их помощью можно получать и качественные характеристики объектов. Область применения натуральных измерителей невелика, так как они используется для  характеристики однородных объектов учета.

На практике несколько  шире применяются условно-натуральные  измерители. Они предназначены для  отражения однородных по назначению, но разных по качественным характеристикам  объектов учета. Использование условно-натуральных  единиц значительно расширяет сферу  применения натуральных измерителей.

Трудовые измерители используются для исчисления количества труда  и выражены в единицах времени (рабочий  день, час). С их помощью рассчитывают производительность труда, заработную плату, контролируют норму выработки  рабочих, сопоставляют некоторые разнородные  величины. На практике трудовые измерители применяются вместе с натуральными.

Денежный измеритель используется в бухгалтерском учете для  отражения объектов в едином выражении. В условиях рыночных отношений важнейшие  показатели хозяйственной деятельности выражаются только в денежной форме. В Российской Федерации денежным измерителем является рубль. С помощью  денежного измерителя рассчитывают обобщающие показатели о разнородных  объектах учета; осуществляют контроль как за деятельностью организации  в целом, так и отдельных ее подразделений. Он необходим и для  расчета оценочных показателей, характеризующих работу хозяйствующего субъекта. Денежный измеритель выступает  также средством выражения кредитных  и расчетных связей организаций. На практике он применяется не изолировано, а вместе с натуральными и трудовыми  измерителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Объекты финансового учета

 

В настоящее время все  предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности  ведут бухгалтерский учет имущества  и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным  документам.

В России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования  бухгалтерского учета.

Первый уровень - законы Российской Федерации и указы Президента РФ, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета  в Российской Федерации.

Основополагающим нормативным  документом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ. Особое место в системе нормативного регулирования занимает Положение  по ведению бухгалтерского учета  и отчетности в Российской Федерации» (Минфин РФ от 29.07.98г. № 34н.).

Второй уровень - система  национальных бухгалтерских стандартов - положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающих принципы, базовые  правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках.

Третий уровень - методические указания по ведению бухгалтерского учета.

Четвертый уровень - внутренние рабочие документы предприятия, в которых на основе общеустановленных  правил и принципов формируется  учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской  информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему  сборов, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  об имуществе, обязательствах организации  и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В данном определении отражены: основные этапы  учетного процесса (в начале информация об учетном объекте собирается, потом регистрируется, затем осуществляется дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователям).

Бухгалтерский учет выступает  звеном, соединяющим хозяйственную  деятельность организации и лиц, принимающих решения. Данные о хозяйственной  деятельности являются входом в систему  бухгалтерского учета, а полезная информация для лиц, принимающих решения, - выходом  из нее.

Бухгалтерский учет нельзя отождествлять со счетоводством, под  которым понимают сам процесс  ведения бухгалтерского учета, регистрации  хозяйственных операций и хранение учетной документации. Счетоводство - лишь часть бухгалтерского учета, призванного создать информационную систему, удовлетворяющую пользователя.

Бухгалтерский учет обязаны  вести все предприятия, организации  и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, находящиеся на территории страны. Общество или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов и составляют отчетность в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Из всего выше изложенного  можно сделать следующие выводы - Бухгалтерский (финансовый) учет - это  сплошное непрерывное, взаимосвязанное  отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документов в различных измерениях.

Финансовый учет охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается сторонним пользователям.

Финансовый учет должен обладать прогностической ценностью, т.е. служить  надежной основой для оценки будущих  перспектив работы предприятия.

Под объектами финансового  учёта понимаются такие материальные и нематериальные объекты предприятия, которые подлежат предметно-количественному  учёту. Для организации ФУ применяется  система счетов, разработанная в  новом плане счетов БУ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. В соответствии с этим планом применяются счета  за исключением всех счетов для учета  затрат на производство.

Исходя из предмета финансового  учёта (хозяйственная деятельность организации), можно определить следующие его объекты:

1.все виды имущества,  предназначенные для деятельности  предприятия (хозяйственные средства);

2.обязательства организации  (источники формирования имущества  предприятия);

3.хозяйственные операции, вызывающие изменение состава  имущества и обязательств.

Всё имущество предприятия  можно разделить на две группы:

1.Внеоборотные активы.

2.Оборотные активы;

К внеоборотным активам относятся:

- основные средства;

- нематериальные активы;

- капитальные вложения;

- долгосрочные финансовые  вложения;

- прочие внеоборотные  активы.

К оборотным активам относятся:

- материальные оборотные  средства;

- денежные средства;

- краткосрочные финансовые  вложения;

- средства в расчётах.

Основные отличия между  внеоборотными и оборотными активами состоит в том, что внеоборотные активы используются на предприятии в течение определенного периода, а оборотные активы, проходя стадии оборота, полностью возмещаются за счет выручки. То есть, внеоборотные активы неоднократно используются в процессе производства (например, технологическое оборудование по производству компьютеров) и они переносят свою стоимость на затраты производства постепенно, по мере износа. Оборотные же активы списываются на затраты производства сразу после их использования (например, стоимость комплектующих частей при сборке компьютеров).

Основные средства – это  средства труда. Они создают необходимые  условия для производственного  процесса. Основные средства длительно  участвуют в процессе изготовления продукции, перенося свою стоимость  на готовый продукт постепенно, по мере износа.

Все составляющие основных средств, в момент их принятия на баланс, оцениваются по первоначальной стоимости, которая фактически становится балансовой стоимостью. В условиях инфляции, в  целях приведения балансовой стоимости  капитала к действующим ценам, производится его переоценка по решению Правительства. Коэффициенты пересчета по основному  капиталу устанавливаются Правительством, но начиная с 1997 года предприятия имеют право для реальной оценки стоимости капитала привлекать независимых аудиторов. Незавершенное производство, производственные запасы, затраты, входящие в оборотные средства предприятия переоценке не подлежат. Их уценка производится за счет прибыли.

Списание основных средств  на затраты производства происходит на основании начисления ежемесячных  амортизационных отчислений, которые  рассчитываются как произведение среднегодовой  стоимости основных фондов на норму  амортизации. Норма амортизации  устанавливается исходя из срока  службы или по решению правительства. Можно применять систему ускоренной амортизации на новейшие основные фонды  для основных фондов малых предприятий (только на производственные фонды). Не применяется ускоренная амортизация  на основные фонды, нормативный срок службы которых менее 3 лет, это правило  также распространяется на уникальную технику, оборудование и т.п.

Балансовая стоимость, уменьшенная  на сумму амортизации, представляет собой  остаточную стоимость основных средств.

К основным средствам можно  отнести: здания, сооружения, рабочие  и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы  и т.д.

Нематериальные активы –  это «часть имущества, которая не имеет физической основы, но оказывает  определённое воздействие на процесс  производства» . Нематериальные активы являются объектами длительного пользования. Они имеют определённую стоимость и приносят доход.

К нематериальным активам, например, можно отнести:

- объекты интеллектуальной  собственности;

- исключительное право  патентообладателя;

- исключительное авторское  право на интеллектуальный продукт;

- исключительное право  владельца на товарный знак;

- стоимостная оценка деловой  репутации фирмы (разность между  покупной и оценочной стоимостью  фирмы);

- другие нематериальные  активы.

Нематериальные активы переносят  свою стоимость на готовую продукцию  путём их амортизации в установленном  порядке.

Капитальные вложения –  это затраты на строительно-монтажные  работы, приобретение оборудования, прочие капитальные работы и затраты. Применительно  к новым счетам бухгалтерского учета  в РФ, капитальные вложения –  это вложения во внеоборотные активы, которые в дальнейшем будут переведены в основные средства.

Информация о работе Основы организации финансового учета на предприятии