Основы учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: изучить состояние учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями на примере ОАО «Кировский завод» и разработать пути его совершенствования.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить правовое и теоретическое обоснование учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;
2. Дать краткую характеристику предприятия и организации бухгалтерского учета в нем;
3. Изучить состояние учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;
4. Предложить пути совершенствования организации учета на предприятии и учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.

Файлы: 1 файл

Курсач по БФУ.docx

— 63.33 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной  принадлежности и форм собственности, не может функционировать без  ведения бухгалтерского учета, поскольку  только данные бухгалтерского учета  обеспечивают полную информацию об имущественном  и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая  информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о  результативности инвестиционной и  кредитной политики, о затратах и  эффективности производства позволяет  управлять хозяйственной деятельностью  и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные  планы развития производства.

Немаловажным звеном бухгалтерского учета является учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчет с покупателями и заказчиками.

В процессе хозяйственной  деятельности организации постоянно  ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, выполненные  работы и оказанные услуги; с покупателями - за купленные ими товары, готовую  продукцию; с кредитными учреждениями по ссудам, кредитам и другим финансовым операциям, с бюджетом и налоговыми органами - по различного рода платежам; с другими органами и лицами - по разным хозяйственным операциям.

Объектом исследования является объединенное акционерное общество «Кировский завод» Калужская обл., г. Киров.

Предметом работы является учет расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.

Цели работы: изучить состояние  учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями на примере ОАО  «Кировский завод» и разработать  пути его совершенствования.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

  1. Изучить правовое и теоретическое обоснование учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;
  2. Дать краткую характеристику предприятия и организации бухгалтерского учета в нем;
  3. Изучить состояние учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;
  4. Предложить пути совершенствования организации учета на предприятии и учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.

Источником данных для  написания работы послужили нормативные  и законодательные акты по вопросам бухгалтерского учета, труды ученых по актуальным вопросам темы исследования, первичная и сводная документация, регистры бухгалтерского учета, годовая отчетность предприятия за 2010, 2011, 2012 годы.

При написании работы использовались следующие методы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВОВОЕ   ОБОСНОВАНИЕ   И   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ,   УЧЕТА   И   КОНТРОЛЯ    РАСЧЕТОВ   С ПОСТАВЩИКАМИ, ПОДРЯДЧИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ.

1.1. Правовое  обоснование учета расчетов с  поставщиками, подрядчиками и покупателями

В настоящее время в  соответствии с МСФО [16] ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического учета, базирующегося на ведении четырехуровневой системы нормативных документов.

Первый уровень системы  составляют кодексы РФ, законодательные  акты, которые принимаются Государственной  Думой, Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства  РФ, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях, контроля и аудита ее деятельности и многое другое.

Основополагающим нормативным  документом в РФ является Конституция РФ [1], которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Все законы, а также нормативно-правовые  акты, применяемые в России не должны противоречить Конституции РФ.

Все правоотношения, возникающие  у хозяйственных субъектов всех форм собственности, регулируются, прежде всего, ГК РФ [2]. Данный документ регулирует отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и иной деятельности, основанные на праве собственности.

Правонарушения, связанные  с осуществлением предприятиями  расчетных отношений с контрагентами, а также меры и способы по устранению таких нарушений регулируется НК РФ  [3], УКРФ [4], Кодексом об административных правонарушениях РФ [5], которые также относятся к документам первого уровня.

В соответствии со ст.71 Конституции  РФ бухгалтерский учет находится  в ведении РФ, поэтому и был  разработан Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ [6], который является основным нормативным документом первого уровня, регулирующим организацию бухгалтерского учета и отчетности. Данный закон устанавливает единые положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права и обязанности, а также ответственность юридических лиц, управляющего персонала, меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственное регулирование всей системы бухгалтерского учета. 

Основные принципы бухгалтерского Учета расчетов с поставщиками и  покупателями также закреплены законодательно в ФЗ №402-ФЗ.

Второй уровень системы  составляют российские стандарты-Положения  по Бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие  принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без  раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и предоставления бухгалтерской отчетности. На этом уровне основным регулирующим органом является Министерство Финансов РФ.

В настоящее время принято  в  РФ  20 ПБУ. Применительно к изучаемой теме, рассмотрим следующие:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [7], утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н и от 24 марта 2000 г. № 31н).

Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99)[8], утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н и «Расходы организации» [9], утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н содержат некоторую информацию о дебиторской и кредиторской задолженности. Данные Положения устанавливают, что дебиторская задолженность, относимая на финансовые результаты, включается в состав прочих расходов, еще неистребованная задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также дебиторская задолженность, не реальная к взысканию должна быть включена в состав расходов организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете. Причем просроченная задолженность списывается отдельно по каждому обязательству.

Положение по ведению бухгалтерского учета «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98)[10]. Настоящее ПБУ устанавливает основы формирования и  раскрытия (придания гласности) учетной политики организации, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ [27].

Положение по ведению бухгалтерского учета «Расходы организации» (ПБУ 10/99) [11]. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ[31].

Третий уровень системы  составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Минфин РФ, МНС РФ и др.).

К важнейшим документам данного  уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

В плане счетов в разделе 6 «Расчеты» содержатся счета, предназначенные для обобщения информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а так же внутрихозяйственных расчетов.

К этому же уровню относятся  Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Настоящие Методические рекомендации устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и оформления ее результатов [35].

В дополнении к ФЗ, действует  Положение «О правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации» от 5 января 1998г. №14-П [32].

Пределы расчётов наличными  деньгами отражены в Указе ЦБ РФ от 14 ноября 2001г. №1050-У «Об установлении предельных размеров расчётов наличными  деньгами в  Российской Федерации между юридическими лицами» [37]. 

Расчёты в форме безналичных  платежей регулируются Положением ЦБ РФ от 3 октября 2002г. №2-П «О безналичных  расчётах в Российской Федерации» [33].

К этому же уровню относят  такие документы как, Письмо Минфина  РФ от 10 марта 2005г. №03-03-01-04/1/103 «Об учёте  транспортных расходов» [44], Письмо МНС  РФ от 10 октября 2003г. №03-1-08/296311-АЛ268 «О порядке  выставления счетов-фактур и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость» (в связи с принятием Федерального закона от 22 марта 2003 г. №54-ФЗ) [41], а также Письмо Минфина РФ и МНС РФ от 27 января 2004г. №ОС-6-03/86 «Об особенностях ведения книг покупок и книг продаж при расчётах по налогу на добавленную стоимость» (в связи с изменением ставки НДС с 1 января 2004г.) [43].

Альбом унифицированных  форм первичной учетной документации разработан Госкомстатом России на основании  Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 835. Формы  первичной учетной документации данного альбома утверждены Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999г.N 66. Применение унифицированных форм первичной учетной документации регламентируется "Положением по ведению  бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации", утвержденным Министерством финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н.

Четвертый уровень системы  составляют так называемые рабочие  документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, предоставляемых заинтересованным пользователям. 

 

1.2. Теоретические основы учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками

Торговые и производственные организации могут доставлять товары и продукцию покупателям собственными силами или с привлечением специализированных транспортных компаний. Ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения  таких операций зависят, прежде всего, от конкретных условий договора, заключенного с покупателями.

Широко распространена практика включения стоимости доставки в цену товаров или продукции. Если в соответствии с договором купли-продажи (поставки) на продавца (поставщика) помимо прочих возложена обязанность доставить товар (продукцию) до склада покупателя или до иного согласованного места, с покупателя не взимается никакой дополнительной платы за доставку.

В такой ситуации расходы  на доставку следует признать коммерческими  расходами продавца (поставщика) и  отражается на счете 44 «Расходы на продажу». Выручка признается в полной сумме, исходя из цены товара, включающей в  стоимость доставки, не выделяемую в документе.

Когда доставка производится собственными силами, конкретная схема учетных записей зависит от организационной структуры компании.

Если у фирмы есть собственный  транспортный цех  или иное структурное  подразделение, занимающееся перевозками (доставкой сырья, товаров и готовой  продукции), расходы такого подразделения  в течение месяца собирают на счете 23 «Вспомогательные производства». По итогам месяца фактические расходы  в части, приходящиеся на операции по доставке товаров и продукции  покупателям, списывают с кредита  счета 23 в дебит счета 44.

Если в структуре компании не выделено транспортное подразделение, но, тем не менее имеется собственный  или арендованный транспорт, который  задействован для доставки продукции  и товаров покупателям, фактические  расходы, связанные с такими операциями (амортизация, арендная плата заданные транспортные средства, стоимость израсходованных ГСМ, расходы на ремонт этих транспортных средств, заработная плата водителей и страховые взносы с неё и др.),  относят непосредственно в дебит счета 44 (в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета амортизации, материальных ценностей, расчетов).

Если же доставка осуществляется специализированных сторон (транспортной) организации расчеты с ней  отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в общем порядке [?].

Теперь перейдем к ситуациям, когда стоимость доставки оплачивается покупателем отдельно от стоимости  продукции или товара. Здесь тоже возможны различные варианты, определяющие с специфику отражения операций в учете.

Прежде всего, обратимся  к случаям,  когда доставка осуществляется собственными силами организации, выступающей  в качестве продавца (поставщика) товаров (продукции), с использованием собственных или арендованных транспортных средств, но в отличие от ситуации,  рассмотренной выше, стоимость доставки оплачивается покупателем отдельно.

Информация о работе Основы учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками