Основы учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: изучить состояние учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями на примере ОАО «Кировский завод» и разработать пути его совершенствования.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить правовое и теоретическое обоснование учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;
2. Дать краткую характеристику предприятия и организации бухгалтерского учета в нем;
3. Изучить состояние учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;
4. Предложить пути совершенствования организации учета на предприятии и учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.

Файлы: 1 файл

Курсач по БФУ.docx

— 63.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организация  учета на предприятии

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий  и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной  и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за реальным использованием ресурсов.

ОАО «Кировский завод» осуществляет бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском  учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Руководствуясь нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, организация самостоятельно формирует учетную политику исходя из своей структуры и особенностей деятельности. Содержание учетной политики оформляется специальным внутренним документом об учетной политике организации. Данный документ составляет главный бухгалтер (с ежегодным уточнением) и несет ответственность за его содержание и исполнение. Учетная политика является основой организации бухгалтерского учета на предприятии. В учетной политике закрепляются:

а) методические принципы бухгалтерского учета, где указаны: основные средства, учет заготовления и списания материально-производственных запасов, расходы, доходы, инвентаризация имущества и     обязательств;

б)  учетная политика для целей налогообложения;

в)  техническая организация учета;

г)   организация бухгалтерской службы.

Согласно учетной  политике бухгалтерский учет на предприятии  ведет самостоятельно бухгалтерская  служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером….

Учет операций по расчету  с поставщиками и подрядчиками ведется  на счете 60 «учет расчетов с поставщиками и подрядчиками» 

 

3. Состояние и пути совершенствования  учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями

3.1. Основные  формы расчетных взаимоотношений

В процессе осуществления  производственно-хозяйственной деятельности предпринимательская фирма постоянно сталкивается с необходимостью производить денежные расчеты как внутри самой фирмы, так и вне ее. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам фирмы, дивидендов акционерам и т.п.

Внешние расчеты фирмы  обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, получения и возврата кредита.

В целом все расчеты  предпринимательской фирмы составляют ее денежный оборот, который по своей структуре подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежный оборот включает платежи, производимые наличными деньгами.  Основной же частью денежного оборота фирмы является безналичный оборот, представляющий собой совокупность платежей, совершаемых путем безналичных перечислений по счетам плательщиков и получателей средств, зачета взаимных требований.

Подавляющее большинство  расчетов между фирмами осуществляется в безналичном порядке, путем перечисления средств со счета плательщика на счет их получателя, а также путем зачета взаимных требований. Предпринимательские фирмы хранят денежные средства на счетах в банке, куда поступают все причитающиеся им платежи и откуда перечисляются средства по обязательствам фирмы. Безналичные расчеты по сравнению с налично-денежными расчетами сокращают издержки обращения, так как в данном случае отпадает необходимость в перевозке и хранении наличных денег.

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности характера и движения расчетных документов. В соответствии с действующим Положением о безналичных расчетах в РФ в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

    1. расчеты платежными поручениями;           
    2. расчеты по аккредитиву;         
    3. расчеты чеками;        
    4. расчеты по инкассо.

Кроме этого, в современной  практике безналичных расчетов в  РФ существенное место занимает вексельная форма расчетов, которая регламентируется особой законодательно-нормативной базой.

Формы расчетов между поставщиком  и плательщиком определяются договором, соглашением или иной договоренностью. Плательщик несет ответственность за своевременную оплату поставленной продукции. В договоре между поставщиками и покупателями определяются санкции за просрочку оплаты.

Безналичные расчеты осуществляются на основании предъявляемых обслуживающему банку расчетных документов. Расчетные документы (кроме чека) выписываются в нескольких экземплярах (как правило, в четырех), с тем, чтобы удовлетворить всех участников расчетов.

Платежное поручение представляет собой поручение фирмы обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другой фирмы. Оно используется банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета. Банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении, в установленный срок. Банк может привлекать другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента. Банк незамедлительно информирует плательщика по его требованию об исполнении поручения. Преимущество расчетов платежными поручениями заключается в том, что они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность для фирмы-плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг. В современной хозяйственной практике это основная форма безналичных расчетов.

Существуют два типа аккредитивов — денежный и документарный.

Денежный аккредитив — это именной документ, который выдается банком лицу, внесшему определенную сумму и желающему получить ее в другом городе или за  границей.

Документарный аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платеж в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи.

Аккредитив выставляется на определенный срок, обычно на 15 дней, но при необходимости фирма-покупатель может продлить срок действия аккредитива. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и поставщиком.

Для получения средств  по аккредитиву поставщик после  отгрузки товаров представляет реестр счетов, отгрузочные и другие документы в банк до истечения срока аккредитива. Документы должны подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из условий аккредитива выплаты по нему не производятся.

Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с  одним поставщиком, но не только по одной, а и по нескольким поставкам. 
Аккредитивная форма расчетов является наиболее дорогостоящей. Она требует дополнительных расходов покупателя, это обусловлено не только большими комиссионными, которые взимает банк, но и тем, что большинство аккредитивов, с которыми работают российские фирмы, являются «покрытыми». Это означает, что у покупателя на время действия контракта отвлекаются из оборота значительные средства, равные сумме платежа по контракту.

Удобство данной формы  расчетов, как для фирмы-поставщика, так и для фирмы-покупателя заключается  в определенной гарантии: своевременность и полнота получения платежа поставщиком, если поставка соответствует договору; соответствие заказанной продукции предусмотренным условиям, которое часто контролирует уполномоченный фирмы-покупателя.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющие банки).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщиков (в бесспорном порядке). 

Платежное требование — это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. 

Расчеты инкассовыми  поручениями. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

В ОАО «Кировский завод» для расчетов с поставщиками и заказчиками из рассмотренных выше форм безналичных расчетов используют платежное поручение (прил.1). 

3.2. Состояние  учета расчетов с поставщиками  и подрядчиками

Расчеты с поставщиками и  подрядчиками за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги в  ОАО «Кировский завод» учитывают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В качестве поставщиков и подрядчиков  выступают индивидуальные предприниматели и  организации.  

Счет 60 является пассивным, но может выступать как активно-пассивный, т.е. иметь развернутое сальдо, как по кредиту так и по дебиту. Данный счет кредитуется:

1. на стоимость фактически  поступивших или принятых к  оплате товарно-материальных ценностей, потребленных услуг и работ;

2. на суммы  поступивших  платежей  (включая  суммы  полученных авансов) от покупателей.

По дебету счета 60, соответственно, отражаются:

1. уплаченные суммы в  погашение задолженности поставщикам  и подрядчикам, предварительные и другие платежи поставщикам;

2. начисление задолженности  в пользу предприятия покупателям  за проданную им продукцию.

К счету 60 субсчета на предприятии  не открывают.

При проведении расчетов зачастую одни и те же предприятия выступают и в качестве покупателей (заказчиков)  и поставщиков (подрядчиков). Так как у предприятия не всегда есть возможность рассчитаться со своими поставщиками денежными средствами. Поэтому с ними рассчитываются путем проведения взаиморасчетов.

Поскольку, поставщиком товаров, санитарно-технической продукции для осуществления деятельности являются ООО «ТМХ-сервис», ООО Торговый Дом «Челябинский энергомашиностроительный завод», ЗАО «Думиничский Завод», Краснодарский филиал ООО «Инжиниринговая Проектно-Строительная компания», договор на поставку заключается. Товары, материалы поставляются  по мере их необходимости и доставляются на предприятие работниками ОАО  «Кировский завод».

Основным документом по расчетным  взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура, который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных поручений.

Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые (отгружаемые) товарно-материальные ценности в двух экземплярах, первый из которых предоставляется в течение 10 дней в бухгалтерию ОАО «Кировский завод» и дает право на возмещение из бюджета суммы НДС в уставном порядке. Второй экземпляр остается у поставщика. В документе заполняют следующие реквизиты: наименование поставщика и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, станция отправления и станция назначения груза, дата и способ отгрузки и др. В нем указывают наименование, количество, цену и сумму, а также общую сумму, на которую отпущено товаров. 

Документом, подтверждающим оприходование ценностей от поставщиков, является товарная накладная, которая также выписывается поставщиком в двух экземплярах, один из которых отдается  покупателю.

Получаемые от поставщиков  счета-фактуры подлежат регистрации  в книге покупок ОАО «завод». Цель ее ведения заключается в определении сумм НДС, подлежащих зачету (возмещению) из бюджета в соответствии с законом об НДС. Сумма НДС по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам, работам и услугам принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счета-фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных товаров.

Счета-фактуры служат основанием для оформления платежных поручений, которые в настоящее время оформляются в автоматизированной форме. Платежное поручение является основанием для перевода безналичных денежных средств на расчетный счет поставщика со счета покупателя. Платежное поручение составляется в четырех экземплярах.

Рассмотрим порядок отражения  операций на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (табл…).

Табл… Хозяйственные операции по учету денежных средств в ОАО  «Кировский завод» за март 2013г.

Содержание операции

Дт

Кт

Приобретено основное средство у поставщиков

08

60

Начисление задолженности  поставщикам за приобретенную санитарно-техническую  продукцию

10

60

Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков

10

60

Отражена сумма НДС  по оказанным услугам

19

60

Начислена задолженность поставщикам  за оказанные ими услуги  для общезаводских нужд

26

60

Осуществлен взаимозачет  задолженности

60

62

Погашена с расчетного счета задолженность поставщикам

60

51

Информация о работе Основы учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками