Особенности бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является рассмотрение практической деятельности ООО «Монолит» в оптовой торговле и разработка предложений по совершенствованию организации бухгалтерского учета и увеличению доходности организации.
Объектом исследования является учет товарных операций ООО «Монолит».
В процессе выполнения курсового проекта необходимо решить следующие задачи:
осветить теоретические аспекты учета в торговой организации;
изучить особенности учета товарных операций организации;
разработать предложения и рекомендации по улучшению организации бухгалтерского учета и увеличению доходности организации.

Содержание работы

Введение
Глава I. Основы бухгалтерского учета в оптовой торговле
1.1 Задачи бухгалтерского учета в торговой организации
1.2 Товарооборот. Торговая выручка
1.3 Торговая наценка. Торговая скидка
1.4 Цена товара
Глава II. Разработка организации бухгалтерского учета на предприятии оптовой торговли
2.1 Расходы на продажу
2.2 Транспортные расходы
2.3 Расходы на тару
2.4 Экономическая характеристика объекта исследования
2.5 Проблемы, выявленные в учете на предприятии оптовой торговли
Глава III. Мероприятия по совершенствованию организации учета на предприятии оптовой торговли
3.1 Совершенствование бухгалтерского учета в оптовой торговле
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 121.08 Кб (Скачать файл)

Скидки постоянным покупателям  – предоставляются обычно на все или отдельные виды товаров, начиная с определенной по счету покупки или начиная с определенной суммы. Для предоставления таких скидок необходимо вести персонифицированный учет по каждому покупателю. Наиболее распространенным способом ведения такого учета являются дисконтные карты. Порядок и условия выдачи дисконтных карт могут быть различными и разрабатываются продавцами самостоятельно.

Накопительные скидки, когда размер скидки по мере совершения следующих покупок увеличивается (например, с каждой следующей покупкой или при приобретении товаров на определенную сумму).

Система бонусов – всем покупателям при приобретении того или иного товара выдается подарок. Обычно бонусная система используется в рамках проведения отдельных рекламных акций для раскрутки нового товара или, наоборот, для ускорения сбыта старого (устаревающего) товара.

Если организация решила ввести у себя систему скидок, то это решение необходимо закрепить в каком-нибудь внутреннем документе организации (приказе, распоряжении руководителя организации).

Затем нужно разработать конкретный порядок и условия предоставления скидок и закрепить эти правила в виде приложения к учетной политике организации. Назвать этот документ можно, например «Положение о скидках, предоставляемых покупателям» или «Положение о маркетинговой политике организации». Нужно только подробно прописать в этом документе все условия предоставления скидок (кому, когда, при каких условиях, в каком размере). Чем ответственнее организация подойдет к разработке методики предоставления скидок, тем меньше проблем у нее будет при общении с налоговыми органами.

При предоставлении покупателям скидок организация всегда должна помнить о том, что ст. 40 НК РФ налоговым органам предоставлено право, при определенных условиях контролировать соответствие применяемых продавцом цен уровню рыночных цен и, если эти цены ниже рыночных, доначислять налоги исходя из рыночной цены.

Ситуаций, в которых налоговый  орган может контролировать цену реализации, всего четыре. Одной из них является ситуация, когда продавец в пределах непродолжительного периода времени реализует товары по цене, более чем на 20 % отклоняющейся от обычной цены на такие же товары (п.п. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ).

Самый простой способ избежать контроля со стороны налоговых органов – предоставлять скидки в размере, не превышающем 20 % от обычной цены на товары. В этом случае организация гарантированно застрахована от каких-либо претензий со стороны налоговых органов.

Но 20 % скидка далеко не всегда может  привлечь покупателей и распродать не пользующуюся спросом партию товара. Дело в том, что п. 3 ст. 40 НК РФ обязывает налоговые органы при определении рыночной цены учитывать обычные при заключении сделок между взаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, должны учитываться скидки, вызванные:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

 

Пример:

 

Организация продает сок яблочный в пакетах по обычной цене – 30 руб. за пакет. В марте 2008 г. одинаковые пакеты сока продавались по ценам от 21 до 30 руб. за пакет.

Разброс цен составил более 20 % (30 руб. – 6 руб. (20 %) = 24 руб.). Поэтому велика вероятность доначисления налогов исходя из рыночной цены в такой ситуации.

Однако, ситуация меняется, если в  организации разработана система скидок, в соответствии с которой цена на сок снижается на 30 % в том случае, если до даты истечения срока годности остается меньше одной недели.

При наличии документов, подтверждающих, что по цене 21 руб. продавались именно те соки, у которых срок годности подходил к концу, организация может обоснованно ссылаться на п. 3 ст. 40 НК РФ. В этом случае вероятность доначисления налогов, исходя из рыночной цены, сводится практически к нулю.

Кроме того, при определении рыночных цен необходимо учитывать такие условия сделок, как (п. 9 ст. 40 НК РФ):

    • количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии);
    • сроки исполнения обязательств;
    • условия платежей;
    • иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

Умело разработанная методика предоставления скидок, зафиксированная в качестве приложения к учетной политике организации, позволит продавцу применять любые скидки (в том числе и превышающие 20 %), обоснованно ссылаясь при этом на нормы п.п. 3 и 9 ст. 40 НК РФ. При этом риск доначисления налогов сводится к минимуму.

Расходы, связанные с продажей «бесплатных  товаров» (при покупке холодильника в придачу дают утюг и др.), иногда трактуются как следствие двух договоров: купли-продажи (холодильник как выполнение договора купли-продажи), а утюг как следствие договора дарения.

Смысл подобных сделок заключается  в том, что каждая из них представляет собой единый комплекс, присущий договору купли-продажи. Договор дарения к этому не имеет отношения, и если бы это было не так, работники магазина могли бы кому-нибудь отдельно дарить утюги. Но они их «дарят», если только продают весьма дорогостоящие вещи. Это не дарение, а скидка с цены двух предметов, причем в условиях свободного рынка, в цене основного товара может быть заложена и цена товара– «подарка», который на самом деле не подарок, а сбываемый по случаю неходовой товар. Поэтому речь в подобных случаях идет только о договоре купли-продажи. Подведя скидку под «подарки», налоговые органы хотят получить НДС с проданных ценностей, которые подводят под объект договора дарения, но в этом случае дарения не было, и, следовательно, база для подобного налогообложения отсутствует.

На самом деле в подобных случаях  имела место или продажа одного товара со скидкой, или за назначенную продавцом стоимость продан комплект из двух товаров. При этом и продавец, и покупатель согласны с тем, что без товара «холодильника» не может быть продан (куплен) товар «утюг».

Введение в практику скидок создает  определенные трудности для анализа хозяйственной деятельности торговой организации, так как, показывая в балансе величину товарных запасов и предусматривая продажу со скидками, организации не знают стоимостной объем таких запасов. Это связано с тем, что руководству заранее не известна доля товаров, которая будет продана дешевле (со скидкой), а отсюда, невозможно точно исчислить показатель ликвидности.

 

1.4 Цена товара

На основании Закона № 58-ФЗ организации, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, вправе самостоятельно определять порядок формирования стоимости товаров с учетом расходов, связанных с процессом их приобретения. Условиями реализации такого права являются:

1) установление указанного порядка  учетной политикой для целей  налогообложения,

2) применение разработанного и  утвержденного порядка в течение не менее двух налоговых периодов.

При этом новая редакция ст. 320 НК РФ, так же как и ст. 319, не содержит указания на последовательность указанных периодов. В связи с этим, происходит сближение налогового и бухгалтерского учета в части формирования цены товара.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Цена любого товара, предназначенного для перепродажи, устанавливается таким образом, чтобы торговая организация могла покрыть расходы на продажу и получить прибыль от своей деятельности, она определяться по формуле: Цр = Цп + Нт,

где Цр – продажная (розничная) цена товара;

Цп – покупная цена товара;

Нт – торговая наценка

Применяются разные названия цен, действующих  на разных стадиях товарного обращения.

Оптовая цена – цена, по которой предприятие-изготовитель продает свою продукцию оптовым покупателям. Оптовая цена складывается из цены предприятия-изготовителя (себестоимость плюс прибыль) и скидки (наценки) в пользу сбытовой организации для покрытия сбытовых расходов и получения прибыли.

Розничная (продажная) цена – цена, по которой продается товар населению в розницу. Розничная цена включает в себя оптовую цену и скидку (накидку) для покрытия торговых расходов розничной торговой организации, уплаты установленных налогов (например, НДС, акцизы) и получения прибыли.

Продажная цена – цена, по которой продается товар оптом и мелким оптом.

Договорная цена – цена, устанавливаемая соглашением сторон. Порядок применения договорных цен регулируется гражданским законодательством, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором или законом (ст. 424 ГК РФ).

Статья 485 ГК РФ устанавливает обязанность  покупателя оплатить товар по цене, предусмотренной договором. Если цена договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, то цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ, то есть она устанавливается на уровне цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Если цена в договоре установлена  в зависимости от веса товара, то считается, что она определяется по весу нетто (если нет специальной оговорки в договоре). Данная норма содержится в п. 2 ст. 485 ГК РФ.

Договор купли-продажи может предусматривать  изменение цены в результате изменения показателей, формирующих структуру цены (себестоимость, расходы на продажу, прибыль, косвенные налоги и т. п.). В таком случае в договоре должен быть определен способ пересмотра цены. Если же этого нет, то надо следовать норме п. 3 ст. 485 ГК РФ: цена определяется исходя из соотношения перечисленных показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара.

Свободная (рыночная) цена – цена, которая устанавливается продавцом товара с учетом конъюнктуры рынка, спроса и предложения, наиболее полное определение рыночной цены товара содержится в ст. 40 НК РФ. Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рынок товаров – это сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (продать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются:

    • физические характеристики;
    • качество;
    • репутация на рынке;
    • страна происхождения;
    • производитель.

Незначительные различия во внешнем  виде товаров не учитываются при установлении их идентичности.

Однородными признаются товары, которые не являются идентичными, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов. Однородные товары выполняют одни и те же функции или являются коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитывают:

    • качество;
    • наличие товарного знака;
    • репутацию на рынке;
    • страну происхождения.

При определении рыночных цен надо соблюдать следующие правила:

1) не берутся во внимание сделки  между взаимозависимыми лицами, или принимаются во внимание только при условии, что взаимозависимость лиц не повлияла на результаты сделки;

2) учитывается информация о заключенных  на момент продажи товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях. К сопоставимым относят, следующие условия сделок:

    • количество (объем) поставляемых товаров;
    • сроки исполнения обязательств;
    • условия платежей;
    • другие разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены;

3) если на исследуемом рынке  нет предложения, а значит, и сделок с идентичными (однородными) товарами, или нет доступа к информационным источникам для определения цены, то используется метод цены последующей реализации. Представим этот метод в виде формулы:

Цр = Цпр – Оз – Оп,

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли