Особенности бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является рассмотрение практической деятельности ООО «Монолит» в оптовой торговле и разработка предложений по совершенствованию организации бухгалтерского учета и увеличению доходности организации.
Объектом исследования является учет товарных операций ООО «Монолит».
В процессе выполнения курсового проекта необходимо решить следующие задачи:
осветить теоретические аспекты учета в торговой организации;
изучить особенности учета товарных операций организации;
разработать предложения и рекомендации по улучшению организации бухгалтерского учета и увеличению доходности организации.

Содержание работы

Введение
Глава I. Основы бухгалтерского учета в оптовой торговле
1.1 Задачи бухгалтерского учета в торговой организации
1.2 Товарооборот. Торговая выручка
1.3 Торговая наценка. Торговая скидка
1.4 Цена товара
Глава II. Разработка организации бухгалтерского учета на предприятии оптовой торговли
2.1 Расходы на продажу
2.2 Транспортные расходы
2.3 Расходы на тару
2.4 Экономическая характеристика объекта исследования
2.5 Проблемы, выявленные в учете на предприятии оптовой торговли
Глава III. Мероприятия по совершенствованию организации учета на предприятии оптовой торговли
3.1 Совершенствование бухгалтерского учета в оптовой торговле
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 121.08 Кб (Скачать файл)

где Цр – рыночная цена для первоначального продавца;

Цпр – цена, по которой покупатель товара перепродал этот товар;

Оз – обычные затраты;

Оп – обычная прибыль.

В затраты не включается покупная стоимость товара, то есть цена, по которой перепродавец приобрел товар, и принимаются только обычные в подобных случаях затраты. Прибыль так же принимается только в обычных для данной сферы деятельности размерах;

4) если невозможно использовать  предыдущий метод, то используется  затратный метод, когда рыночная цена определяется по формуле:

Цр = Зпр + Зк + Зт + Оп,

где Цр – рыночная цена;

Зпр – обычные прямые затраты для данной сферы деятельности;

Зк – обычные косвенные затраты;

Зт – транспортно-складские расходы, обычные в подобных случаях;

Оп – обычная прибыль.

5) при определении и признании  рыночной цены товара используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары и биржевые котировки.

Вопрос правильного определения  цены очень важен для торговой организации:

    • от этого зависит финансовое состояние организации – сможет ли она покрыть свои
  • расходы и получить прибыль, продавая товары по установленным ценам;
  • уровень цен в торговой организации в определенных случаях является предметом интереса налоговой инспекции.

Приведем перечень сведений, когда  налоговые органы вправе контролировать правильность цены на товар (п. 2 ст. 40 НК РФ):

1) сделка заключена между взаимозависимыми  лицами;

2) сделка является товарообменной (бартерной) операцией;

3) сделка является внешнеторговой;

4) имели место отклонения более  чем на 20 % в сторону повышения или понижения уровня цен, применяемых налогоплательщиком (продавцом товара) по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Эти отклонения не должны превышать 20 % и определяются по формуле:

(Цр – Цс) / Цр × 100 %,

где Цр – рыночная цена;

Цс – цена сделки.

Однако при этом не рассматриваются  случаи, когда снижение цен вызвано следующими факторами:

    • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
    • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
    • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
    • маркетинговой политикой (в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов; при продвижении товаров на новые рынки);
    • продажей опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимыми признаются физические или юридические лица в случаях, когда:

  • одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля этого участия составляет более 20 %. Под косвенным участием понимают участие одной организации в другой через последовательность иных организаций;
  • одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого;
  • суд признал лица взаимозависимыми по другим основаниям.

Если сделка совершена по ценам  ниже рыночных, то результаты сделки налоговиками будут пересчитаны и доначислены налоги.

Продажные цены устанавливаются на все поступающие в торговую организацию товары, их утверждает руководитель организации. Реестром цен называется документ, в котором определяется цена, по которой будет продаваться.

В условиях рыночной экономики торговая организация приобретает товар одного и того же наименования у разных поставщиков, поэтому и покупные цены на эти товары различаются. Однако устанавливать на эти товары разные розничные цены не имеет смысла.

Следовательно, при разной цене поставщика и одинаковой розничной цене торговая наценка на один и тот же вид товара будет различной.

Поэтому , розничная цена в общем случае определяется по формуле:

Цр = Цпост.+ Нт, где

Цр – розничная цена товара;

Цп – цена поставщика товара (без НДС);

Нт – торговая наценка.

 

Глава II. Разработка организации бухгалтерского учета на предприятии оптовой торговли

2.1 Расходы на продажу

Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, организация, осуществляющая торговую деятельность, может включать в состав расходов на продажу (списывать в дебет счета 44 «Расходы на продажу»). Поскольку законодательство предусматривает несколько вариантов учета транспортно-заготовительных расходов, при разработке учетной политики для целей бухгалтерского учета организация должна выбрать один из возможных вариантов, который будет применяться при ведении учета. Выбранный вариант учета транспортно-заготовительных расходов необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Налоговым законодательством предусмотрен свой собственный порядок формирования стоимости покупных товаров. Расходы покупателя товаров на оплату транспортных услуг, если они не включены в цену товаров, складские расходы, иные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, подлежат включению в состав издержек обращения (ст. 320 НК РФ). Транспортные расходы на доставку товаров до склада покупателя (если они не включены в стоимость товара и оплачиваются отдельно) относятся к прямым расходам.

А все остальные расходы считаются  косвенными и списываются в уменьшение налоговой базы в том периоде к которому они относятся, в отличие от бухгалтерского учета гл.25 НК РФ предусматривает учет товаров только по покупной стоимости без учета транспортных расходов, информационных и консультационных услуг, вознаграждений посредническим организациям и других расходов, связанных с их приобретением.

Поэтому для сближения бухгалтерского и налогового учета можно посоветовать организациям, формировать себестоимость приобретаемых товаров, в бухгалтерском учете по правилам гл. 25 НК РФ, т. е. по стоимости приобретения без учета транспортно-заготовительных расходов.

Затраты в торговых организациях группируются по статьям типовой номенклатуры:

    • транспортные расходы;
    • расходы на оплату труда;
    • отчисления на социальные нужды;
    • расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;
    • амортизация основных средств;
    • расходы на ремонт основных средств;
    • расходы на санитарную и специальную одежду;
    • расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
    • расходы на водоснабжение;
    • расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
    • расходы на рекламу;
    • потери товаров и технологические отходы;
    • расходы на тару;
    • прочие расходы.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» в течение отчетного месяца накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. Расходы на продажу отражаются на соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся. Независимо от срока возникновения и срока оплаты. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в дебете балансового счета 97 «Расходы будущих периодов». Затем они списываются в расходы на продажу, в течение определенного периода в соответствии со специальным расчетом, который утверждает руководитель организации. В составе расходов будущих периодов учитывают:

1. Затраты по неравномерно производимому  ремонту, если организация не формирует резерв на ремонт основных средств.

2. Арендные платежи, внесенные  единовременно за период времени, превышающий один месяц.

3. Расходы по подписке на периодические  издания для служебного пользования.

4. Другие подобные затраты.

По окончании отчетного месяца сумма расходов, отраженная дебетовым оборотом по балансовому счету 44, полностью или частично списывается в дебет балансового счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Частично списываются расходы  на транспортировку приобретенных товаров. Эти расходы делятся между проданным в отчетном периоде товаром и остатком товарных запасов на конец отчетного периода. Остальные расходы, связанные с продажей товаров, относятся на себестоимость продаж в полном объеме.

Расчет транспортных расходов на остаток  товаров производят по формуле:

Тр = (Отзк + (Трот + Тртм)) / (Спт + Отзк),

где Тр – транспортные расходы на остаток товара на конец отчетного месяца;

Отзк – стоимость остатка товарных запасов на конец отчетного месяца в учетных единицах;

Трот – сумма транспортных расходов на остаток товара на начало отчетного месяца;

Тртм – транспортные расходы текущего отчетного месяца;

Спт – себестоимость проданных за отчетный месяц товаров.

 

Пример:

Расходы на продажу торговой организации  за отчетный месяц имеют следующую структуру:

  • транспортные расходы – 98000 руб.;
  • расходы на оплату труда – 100000 руб.;
  • отчисления на социальные нужды – 35800 руб.;
  • амортизация основных средств – 25000 руб.;
  • расходы на рекламу – 17000 руб.;
  • расходы на тару – 1000 руб.

Итого расходы: 276800 руб.

Себестоимость проданных за отчетный месяц товаров составила 450000 руб., а остаток товарных запасов в учетных ценах на конец отчетного месяца составил 215000 руб.

Транспортные расходы, не списанные  в прошлом отчетном месяце (дебетовое сальдо балансового счета 44 на начало отчетного месяца), составили 22000 руб.

Рассчитаем сумму транспортных расходов на остаток товара на конец отчетного месяца:

1) определим процент транспортных  расходов в объеме товарных запасов отчетного месяца: ((22000 руб. + 98000 руб.) / (450000 руб. + 215000 руб.)) × 100 % = 18,05 %;

2) определим размер транспортных  расходов, приходящихся на остаток товаров, на конец отчетного месяца: 215000 руб. × 18,05 % = 38 808 руб.

В отчетном месяце в себестоимость  продаж следует включить расходы на продажу в размере: (22000 руб. + 276800 руб.) – 38808 руб. = 259992 руб.

Расходы на продажу, включенные в себестоимость продаж в отчетном месяце отразим бухгалтерской проводкой:

    • Д 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж», К 44 «Расходы на продажу» – 259992 руб. – включены в себестоимость расходы на продажу.

При включении транспортных расходов в себестоимость существуют следующие правила.

1. Транспортные расходы по товарам,  которые торговая организация получает по прямым связям с поставщиком, могут включаться в себестоимость товарных запасов, что отражается проводкой:

  • Д 41 «Товары», К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

2. Стоимость транспортных работ  по доставке товаров собственным транспортом можно учитывать на счете 23 «Вспомогательные производства», а затем относить в расходы на продажу по статье «Транспортные расходы».

Если указанный счет не ведется, то затраты на содержание собственного транспорта списываются в дебет балансового счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетами 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т. д. по соответствующим статьям затрат (амортизация основных средств, топливо, запчасти, оплата труда и др.).

Пример:

 

Магазин имеет собственный грузовой автомобиль, которым доставляется товар со складов поставщиков. Водитель автомобиля является штатным работником магазина.

В отчетном месяце расходы по содержанию и эксплуатации автомобиля отражены такими проводками:

    • Д 44 субсчет «Оплата труда вспомогательного персонала», К 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 5000 руб. – начислена заработная плата водителю за отчетный месяц;
    • Д 44 субсчет «Отчисления на социальное страхование и обеспечение», К 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – 1790 руб. – начислены единый социальный налог и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • Д 44 субсчет «Амортизация основных средств», К 02 «Амортизация основных средств» – 1000 руб. – начислена амортизация автомобиля;
    • Д 44 субсчет «Топливо», К 10-3 субсчет «Топливо» – 2400 руб. – отражены расходы на ГСМ;
    • Д 44 субсчет «Запчасти» К 10-5 субсчет «Запасные части» – 300 руб. – отражены расходы на запчасти, установленные на автомобиль.

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли