Особенности бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы - рассмотреть особенности бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности.
При написании курсовой работы стоят следующие задачи - рассмотреть понятие и содержание предпринимательства, основные формы предпринимательской деятельности, развитие предпринимательства в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике, учет доходов, расходов, хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, организацию бухгалтерского учета малыми организациями, организацию бухгалтерского учета средними организациями и частными унитарными предприятиями.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….... 3
1. Сущность и формы предпринимательской деятельности………..…………… 7
1.1. Понятие и содержание предпринимательства……………………………..… 7
1.2. Основные формы предпринимательской деятельности…………….……... 13
1.3. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике …………………………………………………………….16
2. Организация бухгалтерского учета в малом бизнесе…………...........……… 22
2.1. Учет доходов, расходов, хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями ………………………………………………………….. 22
2.2. Организация бухгалтерского учета малыми организациями……………… 28
2.3. Организация бухгалтерского учета средними организациями и частными предпринимателями………………………………………………………….….…30
Заключение ………….…………………………………………………34
Список использованных источников……….…………………………………….36

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_PINChUK.docx

— 72.70 Кб (Скачать файл)

Роль малых предприятий проявляется, во-первых, в том, что они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность.

Во-вторых, они способны не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, - создавать атмосферу  конкуренции.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое  главное), они создают ту среду  и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Малые предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных  товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Малые предприятия  способны в больших масштабах  обеспечивать работой незанятые  трудовые ресурсы. В этом заключается  социальная роль предприятий мелкого  предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть  научного потенциала сосредоточена  на крупных предприятиях, малые предприятия  по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Успех малого бизнеса в этой области  можно объяснить следующими причинами.

  1. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике

Даже в чисто житейском подходе, оценка чего бы то ни было, имеет ценность и смысл тогда, когда она объективна. Чьей задачей должна быть оценка конкурентоспособности  компании? Очевидно, что самооценка здесь не подходит.

Вспомним определение конкурентоспособности. Конкурентоспособность

  • это способность компании или другого предприятия выдержать конкуренцию в сравнении с аналогичными товарами и услугами других производителей в условиях рынка. Так что от того, насколько своевременно и правильно произведена оценка конкурентоспособности, может зависеть судьба предприятия.

Здесь опять может помочь полюбившийся нам консалтинг. У консультанта есть возможность со стороны рассмотреть  условия деятельности и применяемые  методы. Поэтому можно с уверенностью считать, что оценка конкурентоспособности  компании будет объективной и  профессиональной.

Попытаемся выяснить, какие факторы  определяет конкурентоспособность  фирмы, отрасли и страны. На этот счет имеется много теорий. Согласно модели стадий экономического развития, экономика на первой стадии развития опирается на факторы производства, обеспечивающие преимущества по издержкам, на второй стадии — на инвестиции, обеспечивающие эффективность производства, а на третьей — на инновации, создающие  уникальную стоимость. Таким образом, важность инноваций для конкурентоспособности  установлена относительно давно, однако до недавнего времени они рассматривались  лишь как один из источников конкурентоспособности. Скандинавские исследователи утверждают, что именно инновации являются источником экономического роста и успешной торговли. Я. Фагерберг изучал, как  влияют на конкурентоспособность инвестиции в исследования и разработки, а Б. Верспаген дополнил его работу, рассмотрев результаты подобных инвестиций, выраженных в количестве патентов. Общим результатом этих исследований стал вывод о том, что инновации значительно увеличивают конкурентоспособность и влияют на отраслевую специализацию.

Э. Вольф, исследуя отношения между показателем общей факторной производительности (ОФП) и отраслевой специализацией, обнаружил существенную взаимосвязь. Он доказал, что рост ОФП стимулирует развитие специфических для данной отрасли факторов производства, которые обеспечивают увеличение сравнительного преимущества этой отрасли. В ходе исследования были обнаружены факторы, обеспечивающие высокие уровни ОФП. Если фирма (или несколько фирм) обладают активами, связанными с технологиями, инвестиции в исследования и развитие, а также в обучение высококвалифицированного персонала являются важными составляющими для обеспечения быстрого роста ОФП и, следовательно, для повышения конкурентоспособности отрасли.

Исследования Я. Фагерберга ставили  целью определить, какие факторы  оказывают наибольшее влияние на конкурентоспособность. Автор рассматривал следующие факторы: прямые инвестиции в исследования; косвенные инвестиции в исследования, реализуемые посредством  приобретения капитальных товаров  у местных и зарубежных поставщиков; косвенные инвестиции в исследования, реализуемые посредством приобретения товаров у зарубежных поставщиков; среднюю заработную плату; инвестиции в физический капитал и объем  спроса на внутреннем рынке. В результате исследования 22 отраслей в 10 странах  было обнаружено, что, вопреки предположениям, размеры внутреннего рынка не влияют на конкурентоспособность, как  и уровень заработной платы. Степень  влияния остальных факторов имела  различные значения в зависимости  от величины страны и от того, относятся  отрасли к высоко- или низкотехнологичным. Так, прямые инвестиции в исследования оказались в 2 раза более эффективными в высокотехнологичных отраслях, в то время как в низкотехнологичных большее значение имели непрямые инвестиции в исследования, а такие  вложения в физический капитал. При  этом конкурентоспособность отраслей больших стран зависит в основном от исследований внутри страны, а малых  — от инноваций, получаемых из-за рубежа. Однако инвестиции в исследования и  развитие оказались более эффективными, чем инвестиции в физический капитал, независимо от величины страны и для  всех отраслей, а не только для высокотехнологичных. Более того, специализация в технологически отсталых секторах может привести к  снижению экономического роста в  стране.

В свете этих выводов вызывают интерес  результаты анализа, проведенного экспертами белорусского Института приватизации и менеджмента. Они показывают, что  по группе из 203 средне- и высокотехнологичных  товаров, традиционно экспортируемых из Республики Беларусь, снижение конкурентоспособности  за последнее время произошло  по 112 товарам. При этом 12 товаров  являются конкурентоспособными на мировом  рынке, а инвестиционный импорт сохраняет  перспективу роста, но, пока продолжает сокращаться. В нашей стране имеются все условия для реализации инвестирования в исследования и развитие — одного из факторов по-настоящему действенного механизма повышения конкурентоспособности отраслей белорусской экономики.

Как показывает мировая и отечественная  практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов  государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь  необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных  актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических  лиц.

Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения  предпринимательских организаций  в ассоциации (союзы). В системе  поддержки малого предпринимательства  особое место занимают проблемы финансово-кредитной  поддержки, применения налоговых льгот  и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние  на развитие малого предпринимательства.

Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства  экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В  то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности  и ответственность субъектов  малого предпринимательства перед  хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами  разных уровней за выполнение в установленные  сроки и в полном объеме обязательств.

Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная  с момента регистрации субъектов  предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения  их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот  факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество  подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и  на практике руководствоваться ими.

Государственная программа поддержки  малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721.

Задачи Государственной программы  на 2010 - 2012 годы:

-создание благоприятных условий  для устойчивой деятельности  малых предприятий;

-преодоление административных  барьеров на пути развития  малого предпринимательства;

-внедрение прогрессивных финансовых  технологий поддержки малого  предпринимательства;

-создание новых рабочих мест;

-обеспечение импортозамещения;

-адресная методическая, информационная, консультационная, учебнообразовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства;

-содействие созданию новых и  эффективному развитию действующих  субъектов малого предпринимательства,  повышение престижа предпринимателей.

Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые  включены 43 мероприятия, основными  из которых являются:

-мероприятия, направленные на  совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов  малого предпринимательства; финансовую  поддержку малого предпринимательства;

-повышение эффективности деятельности  инфраструктуры поддержки малого  предпринимательства;

-расширение производственной кооперации  и партнерства в промышленности  между малыми и крупными предприятиями,  международное сотрудничество и  развитие внешнеэкономической деятельности  в сфере малого предпринимательства  и др.

В соответствии с нормами Указа  Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной  поддержки малого предпринимательства» программа разработана на три  года, предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки  малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных  программами государственной поддержки  малого предпринимательства и размещенных  во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

На реализацию мероприятий Государственной  программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.

В результате реализации мероприятий  Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки  от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году - 133 процентов, в 2012 году - 135 процентов. Темп роста численности  занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году - до 115 процентов.

Решение одного из ключевых проблемных вопросов, препятствующих развитию малого бизнеса - «упрощение доступа субъектов  предпринимательства к имуществу», нашло отражение в Указе Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2009 г. № 479 «О переводе жилых помещений  в нежилые». Указом установлен четкий порядок перевода жилых помещений  одноквартирных и многоквартирных  домов в нежилые исполнительными  комитетами, в месячный срок после  подачи собственником соответствующего заявления, что даст возможность  ведения бизнеса на занимаемых площадях.

Важным шагом, способствующим либерализации  ценового регулирования и администрирования, стало принятие Министерством экономики  Республики Беларусь Постановления  № 141 от 19 августа 2009 г. «О внесении изменений  и дополнений в Постановление  Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183». В  соответствии с ним были внесены  существенные изменения в действующую инструкцию «О порядке формирования и применения цен и тарифов» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В частности, указанное постановление допускает формирование цен на товары иностранного происхождения, ввезенные субъектами предпринимательской деятельности исходя из контрактных цен (а также таможенных платежей, транспортных, страховых и иных расходов, процентов по кредитам), с учетом конъюнктуры рынка.

Меры содействия развитию сектора  малого предпринимательства в 2010 г. будут направлены на финансовую, имущественную  поддержку и дальнейшее сокращение административных барьеров.

Важным шагом развития и поддержки  малого предпринимательства должно стать обязательное законодательное  закрепление доли малого бизнеса  в обеспечении государственных  закупок товаров (работ, услуг) в  размере не менее 15% от общего их объема. Это потребует внесения соответствующих  изменений в существующую систему.

Условия, создаваемые в нашей  стране для успешной работы предпринимательского сектора, положительно оценивает Всемирный банк. Согласно рейтингу условий ведения бизнеса «Doing Business-2010», Республика Беларусь за последний год поднялась на 27 позиций - с 85 на 58 место и вошла в число десяти стран, наиболее активно осуществляющих реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Произошло это главным образом вследствие упрощения порядка регистрации предприятий, отмены требования о минимальном размере уставного фонда, сокращения времени необходимого для открытия бизнеса. Вместе с тем Беларусь заняла последнее, 183 место по налогообложению, что оставляет значительный резерв для проведения преобразований в этой области.

 

 

 

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности