Особенности бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы - рассмотреть особенности бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности.
При написании курсовой работы стоят следующие задачи - рассмотреть понятие и содержание предпринимательства, основные формы предпринимательской деятельности, развитие предпринимательства в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике, учет доходов, расходов, хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, организацию бухгалтерского учета малыми организациями, организацию бухгалтерского учета средними организациями и частными унитарными предприятиями.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….... 3
1. Сущность и формы предпринимательской деятельности………..…………… 7
1.1. Понятие и содержание предпринимательства……………………………..… 7
1.2. Основные формы предпринимательской деятельности…………….……... 13
1.3. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике …………………………………………………………….16
2. Организация бухгалтерского учета в малом бизнесе…………...........……… 22
2.1. Учет доходов, расходов, хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями ………………………………………………………….. 22
2.2. Организация бухгалтерского учета малыми организациями……………… 28
2.3. Организация бухгалтерского учета средними организациями и частными предпринимателями………………………………………………………….….…30
Заключение ………….…………………………………………………34
Список использованных источников……….…………………………………….36

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_PINChUK.docx

— 72.70 Кб (Скачать файл)

2 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

  1. Учет доходов, расходов, хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями

В соответствии со статьей 22 Общей  части Налогового кодекса Республики Беларусь на плательщиков налогов, сборов (пошлин), в том числе индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, приравненных к индивидуальным предпринимателям в целях налогообложения (далее - предприниматели), возлагается обязанность  вести в установленном законодательством  порядке учет доходов (расходов) и  иных объектов налогообложения, представлять в налоговый орган по месту  постановки на учет в установленном  порядке налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы  и сведения, связанные с налогообложением, вести учет дебиторской задолженности  и при наличии задолженности  по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней  представлять в налоговый орган  по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы  дебиторской задолженности; при  проведении налоговых проверок представлять в налоговые органы и их должностным  лицам документы и сведения, необходимые  для налогообложения, (в ред. постановления  МНС, Минфина от

  1. №63/61)

Положения настоящей Инструкции распространяются на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 "Об упрощенной системе налогообложения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 70, 1/8417), за исключением предпринимателей, которые ведут учет по форме и в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, (в ред. постановлений МНС, Минфина от 30.10.2007 № 98/158; от

  1. №96/179)

Предприниматели при осуществлении  видов деятельности, по которым в  соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 103, 1/6561) уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог), в соответствии с настоящей Инструкцией о порядке ведения учета доходов,  

расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями (далее - Инструкция) ведут учет:

начисленных и выплаченных доходов  физическим лицам, привлекаемым по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

исчисленных и перечисленных в  бюджет, в Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь сумм соответствующих  налогов, сборов (пошлин), обязательных страховых взносов, исчисляемых  предпринимателем с доходов физических лиц, указанных в абзаце втором настоящей  части; (в ред. постановления МНС, Минфина от 20.04.2007 № 63/61) полученной выручки.

Предприниматели, являющиеся плательщиками  единого налога и осуществляющие розничную торговлю, ведут учет движения товаров в книге учета движения товаров, форма и порядок ведения  которой утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14 апреля 2005 г. № 51/49 "Об утверждении формы книги учета движения товаров и Инструкции

о порядке ведения книги учета движения товаров" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 70, 8/12491; 2005 г., № 93, 8/12709).

Предприниматели - плательщики единого  налога, ввозящие с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь сырье и материалы, основные средства, отдельные предметы в составе  оборотных средств, ведут учет указанных  товаров в книге учета сырья  и материалов, в книге учета  основных средств и в книге  учета отдельных предметов в  составе оборотных средств в  соответствии с настоящей Инструкцией.

Учет должен обеспечивать:

правильное и своевременное  составление необходимой первичной  документации по каждой хозяйственной  операции (сделке);

систематическое и аккуратное ведение  записей о совершенных за день хозяйственных операциях (сделках) в соответствующих книгах (разделах книги);

достоверность данных об имуществе, доходах  и расходах предпринимателя;

своевременное и достоверное составление  отчетности и представление ее соответствующим  органам;

возможность осуществления контроля за соблюдением предпринимателем законодательства Республики Беларусь.

Для осуществления учета предпринимателями  учитываются основные средства, нематериальные активы, отдельные предметы в составе  оборотных средств, сырье, материалы, готовая продукция, товары, расчеты  с физическими лицами и организациями, дебиторская задолженность, расчеты  по видам обязательного страхования  в соответствии с законодательством, расчеты по перечню видов добровольного  страхования, определенному для  юридических лиц Президентом  Республики Беларусь, расчеты, связанные  с уплатой налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет.

Учет доходов (выручки)), расходов и  хозяйственных операций ведется  по простой системе без составления  бухгалтерских проводок. Учет доходов, расходов и хозяйственных операций ведет сам предприниматель или  специалист-бухгалтер, в том числе  являющийся индивидуальным предпринимателем, либо организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета  и отчетности, (в ред. постановления  МНС, Минфина от

  1. №63/61)

Предприниматель - участник простого товарищества отражает в учете доход, поступающий ему в соответствии с договором о совместной деятельности, после его распределения.

Факт совершения хозяйственной  операции подтверждается имеющим юридическую  силу первичным учетным документом, составленным ответственным исполнителем совместно с другими участниками  операции.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции либо непосредственно  после ее совершения.

Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по типовым  формам, утвержденным Министерством  финансов Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, либо по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих  отраслей экономики.

(часть третья п. 6 введена постановлением МНС, Минфина от 20.04.2007 №63/61)

При отсутствии утвержденных типовых  форм или недостатке содержащихся в  них реквизитов к учету принимаются  первичные учетные документы, которые  должны содержать следующие обязательные реквизиты: (в ред. постановления  МНС, Минфина от 20.04.2007 № 63/61) наименование, номер документа, дату и место его составления; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

Исходя из специфики хозяйственной  операции в первичные учетные  документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Подтверждение внесенных исправлений  в первичные учетные документы (кроме банковских и кассовых) участниками  хозяйственной операции, подписавшими документ, заверяется их подписями  и оттиском печати (при ее наличии). В банковских и кассовых документах исправления не допускаются.

Каждая хозяйственная операция, подтвержденная первичным учетным  документом, должна быть отражена в  соответствующих книгах учета. Записи в книгах учета производятся в  хронологическом порядке не позднее  дня, следующего за днем составления  первичного учетного документа (совершения операции), если иной срок не установлен законодательством.

Исправления неправильных записей  в книгах учета вносятся путем  зачеркивания и надписи правильных записей. Исправления ошибочных  записей в книгах учета должны позволить установить дату, основание  поправки и лицо, их осуществившее (что  подтверждается подписью этого лица). Исправления не должны препятствовать прочтению изначальной записи.

Основными первичными учетными документами  являются: выписки учреждения банка  по текущему (расчетному), валютному  счетам и платежные инструкции;

акты закупки товаров, сырья, материалов по форме согласно приложению

  1. к настоящей Инструкции;

первичные учетные документы, информация об изготовлении и реализации которых  подлежит внесению в электронный  банк данных об изготовленных и реализованных  бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (товарно-транспортная накладная типовой формы ТТН-1; товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей типовой формы ТН-2; приходный кассовый ордер формы КО-1; талон формы 20-ФС; приходный кассовый ордер формы КО-1 в; квитанция формы КВ-1; квитанция формы КВ-1 (частные нотариусы); международная товарно-транспортная накладная "CMR", счет-фактура по налогу на добавленную стоимость типовой формы СФ-1);

кассовый чек (с приложением  товарного чека в том случае, если кассовый чек не содержит информацию, позволяющую идентифицировать товар (работу, услугу), расходные кассовые ордера формы КО-2 и КО-2в.

На основании первичных учетных  документов информация отражается в  учетных документах:

книге учета основных средств;

книге учета фактического времени  работы машин и оборудования; книге  учета нематериальных активов;

книге учета отдельных предметов  в составе оборотных средств;

книге учета сырья и материалов;

ведомости закупки вторичного сырья;

книге учета товаров (готовой продукции);

книге учета движения;

карточке лицевого счета;

платежной ведомости;

книге учета доходов и расходов;

книге учета дебиторской задолженности.

Книги учета предназначены для  систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету  первичных учетных документах.

Книги учета могут вестись как  на бумажных носителях, так и в  электронном виде. При ведении  книг учета в электронном виде предприниматели обязаны по окончании  отчетного периода (квартала) вывести  их на бумажный носитель.

Книга учета доходов и расходов ведется всеми предпринимателями  независимо от осуществляемого вида деятельности, кроме предпринимателей - плательщиков единого налога, (часть  четвертая п. 8 в ред. постановления  МНС, Минфина от 31.12.2008 № 126/209)

В случаях, если законодательством  предусмотрено ведение раздельного  учета по видам деятельности, доходы от осуществления которых облагаются в порядке, установленном особыми  режимами налогообложения, учет доходов  и расходов по этим видам деятельности ведется в отдельных книгах учета, (часть пятая п. 8 в ред. постановления  МНС, Минфина от 31.12.2008 № 126/209)

С учетом конкретной специфики тех  или иных видов деятельности предприниматель  до начала отчетного периода (квартала) вправе разработать иные формы (книги) учета, предусмотрев в них показатели, отражающие содержание хозяйственных  операций, учет товарно-материальных ценностей (имущества) и их реализацию в количественном и стоимостном выражении по каждому  виду товаров (работ, услуг), а также  иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности, (в  ред. постановления МНС, Минфина  от 29.09.2008 № 75/140)

Допускается ведение предпринимателем одной общей книги учета с  осуществлением записей в отдельных  разделах этой книги в соответствии с особенностями предпринимательской  деятельности.

  1. Организация бухгалтерского учета малыми организациями

Подпунктом 1.3 ст. 22 НК на плательщиков налогов, сборов (пошлин) возлагается  обязанность вести в установленном  законодательством порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения - налоговый учет. Налоговый  учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально  подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных  с налогообложением (п. 2 ст. 62 НК).

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, установлены варианты ведения учета:

  • одни обязаны вести бухгалтерский учет;
  • другие вправе, но не обязаны вести бухгалтерский учет.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон № 3321-XII). Однако действие Закона № 3321-XII не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Беларусь (ч. 2 ст. 1 Закона № 3321-XII), а именно общий порядок ведения учета индивидуальными предпринимателями регулируется Инструкцией о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 20.04.2006 № 50/45 (далее - Инструкция № 50/45). Ее положения распространяются на индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, за исключением предпринимателей, которые ведут учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (ч. 2 п. 1 Инструкции № 50/45).

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности