Особенности бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы - рассмотреть особенности бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности.
При написании курсовой работы стоят следующие задачи - рассмотреть понятие и содержание предпринимательства, основные формы предпринимательской деятельности, развитие предпринимательства в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике, учет доходов, расходов, хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, организацию бухгалтерского учета малыми организациями, организацию бухгалтерского учета средними организациями и частными унитарными предприятиями.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….... 3
1. Сущность и формы предпринимательской деятельности………..…………… 7
1.1. Понятие и содержание предпринимательства……………………………..… 7
1.2. Основные формы предпринимательской деятельности…………….……... 13
1.3. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике …………………………………………………………….16
2. Организация бухгалтерского учета в малом бизнесе…………...........……… 22
2.1. Учет доходов, расходов, хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями ………………………………………………………….. 22
2.2. Организация бухгалтерского учета малыми организациями……………… 28
2.3. Организация бухгалтерского учета средними организациями и частными предпринимателями………………………………………………………….….…30
Заключение ………….…………………………………………………34
Список использованных источников……….…………………………………….36

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_PINChUK.docx

— 72.70 Кб (Скачать файл)

чет в книге учета доходов  и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - книга  учета доходов и расходов) включает в себя:

  • учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов;

упрощенный учет стоимости паев членов производственного кооператива;

  • учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в ФСЗН;
  • учет расходов, производимых за счет средств ФСЗН;
  • учет реализованных товаров по покупной стоимости (ч. 1 п. 1 ст. 291

НК).

Все хозяйственные операции отражаются в книге учета доходов и  расходов в хронологической последовательности за отчетный период на основе первичных  учетных документов (подп. 2.1 Постановления  № 55/60/59/38).

Обязаны вести бухгалтерский учет и отчетность в общеустановленном  порядке:

  • организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и уплачивающие НДС;
  • республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения;
  • хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (ч.6 п. 1 ст. 291 НК).

Следует отметить, что указанные  унитарные предприятия и хозяйственные  общества обязаны вести бухгалтерский  учет и отчетность на общих основаниях, даже если они не являются плательщиками  НДС.

 

  1. Организация бухгалтерского учета средними организациями и частными унитарными предприятиями

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»  руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать  необходимые условия для правильного  его ведения. Организация бухгалтерского учета является составной частью учетной политики организации (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Однако ни в самом законе, ни в  других нормативных правовых актах  страны не раскрыто содержание и не установлены требования к организации  бухгалтерского учета, хотя отдельные  элементы организации учета в  нем содержатся (ст. 6, 7, 9, 10, 12). Ниже на основании норм вышеуказанного закона раскрывается сущность и содержание организации бухгалтерского учета  субъекта хозяйствования.

УП «Торгтехника» ведет бухгалтерский  учет согласно учетной политики предприятия.

Задачей бухгалтерской службы является обеспечение формирования полной и  достоверной информации о хозяйственных  процессах и финансовых результатах  деятельности организации, необходимой  для оперативного руководства и  управления, а также для ее использования  инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, государственными органами, банками и иными заинтересованными  лицами в соответствии с положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, устанавливающими принципы и правила  ведения бухгалтерского учета и  составления финансовой отчетности.

Субъект хозяйствования, осуществляя  организацию бухгалтерского учета, исходя из вида деятельности, размера  и конкретных условий хозяйствования:

•самостоятельно устанавливает организационную  форму бухгалтерской работы;

•формирует учетную политику;

•производит функциональное разделение учета на производственный и финансовый;

•разрабатывает порядок контроля за хозяйственными операциями, а также  другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета субъекта хозяйствования, соблюдение законодательства при осуществлении  хозяйственных операций несет руководитель.

Бухгалтерский учет организации осуществляется ее структурным подразделением (службой), возглавляемой главным бухгалтером, либо бухгалтером в случае отсутствия у организации собственной бухгалтерской  службы. Бухгалтерская служба может  состоять из отделов либо секторов или групп, организуемых по функциональному  признаку.

У организаций, не имеющих бухгалтерской  службы, бухгалтерский учет и финансовая отчетность могут осуществляться специализированной бухгалтерской организацией или  бухгалтером-специалистом (являющимся индивидуальным предпринимателем) на договорных началах. Руководитель может  вести учет лично.

При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) от должности производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (бухгалтеру), а  при его отсутствии - работнику, назначенному руководителем организации. В процессе сдачи дел производится проверка состояния бухгалтерского учета  и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.

Организация ведет бухгалтерский  учет имущества, обязательств и осуществляемых ею хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с  планом счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности предприятий, разработанный на основе установленного законодательством  типового плана счетов бухгалтерского учета.

При ведении бухгалтерского учета  должны быть обеспечены:

•неизменность принятой учетной политики отражения отдельных сделок и  хозяйственных операций, оценки имущества  и обязательств в течение отчетного  периода в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 №62;

•полнота отражения в учете  за отчетный период всех хозяйственных  операций, осуществленных в этом периоде, и результатов инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Акт инвентаризации);

•правильность отнесения доходов  и расходов к отчетным периодам (ПРИЛОЖЕНИЕ В - Анализ счета 20);

•тождество (равенство) данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на начало каждого месяца (ПРИЛОЖЕНИЕ Г

  • оборотно-сальдовая ведомость).

Руководитель субъекта хозяйствования, осуществляя организацию кассовых операций, должен обеспечить учет движения наличных денег.

Движение наличных денег должно отражаться в кассовой книге (ПРИЛОЖЕНИЕ Д), на основе соответствующих первичных документов (ПРИЛОЖЕНИЕ Е - расходный кассовый ордер), которые предварительно регистрируются бухгалтерской службой. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге должно заверяться подписями руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) организации.

Записи в кассовой книге должны вестись в двух экземплярах через  копировальную бумагу. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служить  отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки  и неоговоренные исправления  в кассовой книге запрещаются.

Допускается ведение кассовой книги  на компьютере.

Основанием для записи в регистрах  бухгалтерского учета являются первичные  документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.

Формы первичных документов, применяемых  для оформления хозяйственных операций, принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации.

Первичные документы, форма которых  не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

•наименование, номер документа, дату и место его составления;

•содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение  и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;

•должности лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

В зависимости от характера операции, требований нормативных правовых актов  и способа обработки учетной  информации в первичные документы  могут быть внесены дополнительные реквизиты.

При составлении первичных документов на машинных носителях информации организация  обязана изготовлять копии таких  документов на бумажных носителях для  других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством  Республики Беларусь, суда и прокуратуры.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а  если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные документы  исправления могут вноситься  лишь по согласованию с участниками  хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех  же лиц, которые подписали документы  с указанием даты внесения исправлений.

Содержащаяся в принятых к учету  первичных документах информация, необходимая  для отражения в бухгалтерском  учете, накапливается и систематизируется  в регистрах бухгалтерского учета. Данные регистров бухгалтерского учета  в сгруппированном виде переносятся  в финансовую отчетность.

Руководитель определяет лиц, имеющих  право подписи бухгалтерских  документов. При этом может быть установлена иерархия подписей в  зависимости от занимаемой должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции.

Организация, использующая электронные  подписи, должна установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования  и доступа к электронным подписям.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других организаций, принятие к учету, обработка, передача в архив, т.е. документооборот) регламентируются графиком, утверждаемым руководителем  организации.

Ответственность за соблюдением графика документооборота (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж), а также ответственность за своевременное и качественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Организация обязана хранить первичные  документы, регистры бухгалтерского учета  и финансовую отчетность в соответствии с правилами организации архивного  дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги рассмотрению сущности способов, применяемых в бухгалтерском  учете. Итак, метод бухгалтерского учета  состоит из следующих способов (элементов): документации и инвентаризации, оценки и калькуляции, счетов и двойной  записи, баланса и отчетности.

Все эти элементы в практике бухгалтерского учета применяются не изолированно, а как части единого целого в такой последовательности. Документация используется для получения первичных  сведений о хозяйственных операциях. На основе документальных данных осуществляется последующее отражение хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете. Сведения, содержащиеся в документах, обязательно выражаются в обобщающем денежном измерителе. Для этого служит оценка, позволяющая натуральные  и трудовые показатели переводить в  денежные. Данные об объектах бухгалтерского учета, зафиксированные в документах, подвергаются экономической группировке  и суммированию, для чего используются счета и двойная запись. Показатели, получаемые на счетах, взаимоувязываются  посредством двойной записи. Реальность данных, содержащихся в счетах, проверяется  и уточняется в процессе инвентаризации. На основе проверенных данных счетов подсчитываются затраты, относящиеся  к тому или иному объекту, т.е. исчисляется их себестоимость - составляется калькуляция.

Так ведется бухгалтерский учет. Текущее отражение объектов бухгалтерского учета контролируется сопоставлением видов средств и их источников в балансе и периодически завершается  сводкой текущих данных при помощи отчетности.

Таково сочетание различных  элементов метода бухгалтерского учета  и практическое их применение. Все  элементы метода тесно связаны друг с другом, каждый из них использует предыдущие или сам представляет сведения, нужные для последующих. Таким  образом, метод бухгалтерского учета - это совокупность способов отражения  хозяйственных средств и процессов. Однако из всей совокупности способов, входящих в состав метода бухгалтерского учета, можно выделить те, которые  составляют его специфику. К ним  относятся счета, двойная запись и баланс.

Методологические различия учета  в любой стране обусловлены различной  правовой основой, сложившимися традициями и практическим опытом. В условиях сверхцентрализации методологического  руководства бухгалтерским учетом он не может гибко реагировать  на все изменения в экономической  деятельности субъектов хозяйствования, все более ориентирующихся на рыночные отношения. Официальная методология  учета нашего государства все  заметнее стала отставать от потребностей практики. Начавшееся переосмысление значения и роли бухгалтерского учета  в обществе требует создания и  у нас новых его методологических основ с неизбежной децентрализацией регулирования многих практических бухгалтерских процедур.

Методические различия в организации  учета в различных странах  связаны с бухгалтерской традицией, главным образом, с субъективными  факторами: привычками, характером профессиональной подготовки кадров и др.

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в предпринимательской деятельности