Особенности оценки затрат и конкурентоспособности продукции на примере ООО «Мега-торг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов оценки затрат и конкурентоспособности продукции, а также исследование методов оценки затрат и анализа конкурентоспособности на примере предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты оценки затрат и 5
конкурентоспособности продукции 5
1.1 Оценка затрат по данным управленческого учета 5
1.2 Оценка конкурентоспособности продукции на основе данных управленческого учета 10
1.3. Методы оценки затрат и конкурентоспособности продукции 13
2. Особенности оценки затрат и конкурентоспособности продукции на примере ООО «Мега-торг» 23
2.1. Экономико-организационная характеристика предприятия 23
2.2.Характеристика системы управленческого учета в ООО "Мега-торг" 26
2.3. Оценка затрат и конкурентоспособности продукции 29
Заключение 38
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

курсовая БУУ - копия.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Любой товар, находящийся  на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, по сравнению с конкурирующими с ним товарами.

Поэтому конкурентоспособность (т. е. коммерчески выгодный сбыт на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Чтобы удовлетворить  свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (оплачивать потребляемую энергию, запасные части, текущий ремонт, расходные материалы и т. п.), оплачивать (если это продукция производственного назначения) труд обслуживающего персонала, нести расходы на его страхование, обучение и т. д.

Экономической составляющей конкурентоспособности продукции является цена потребления данного товара. В это понятие входит цена приобретения изделия, цена эксплуатации изделия, зависящая от показателей его качества, и цена сервисного обслуживания. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.

Однако этот экономический показатель при всей его информативности и значимости не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности . Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.

Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

Превышение  норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения конкурентоспособности и принять соответствующие предупреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка и др.) При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового товара прежде, чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности , обычно экономически нецелесообразно.

Вместе с  тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности . Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но полностью остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Следовательно, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

 

1.3. Методы  оценки затрат и конкурентоспособности  продукции

Существует множество  различных методов учета затрат. Их применение обуславливается особенностями производственного процесса, характером производимой продукции, ее составом, способом обработки и рядом других факторов.

Методы учета затрат делятся:

  1. По полноте учета методов затрат:
  • Методы учета полных затрат;
  • Маржинальный метод учета затрат.
  1. По объектам учета:
    • Попередельный метод;
    • Позаказный метод;
    • Попроцессный метод.
  1. По оперативности учета и контроля:
    • Учет по фактической себестоимости;
    • Учет нормативных затрат.

Метод учета затрат выбирается каждой организацией самостоятельно, исходя из отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции и т. п., то есть в зависимости от индивидуальных особенностей организации. Кроме того, на практике эти методы могут применяться в различных сочетаниях. Например, можно использовать позаказный метод, исчисляя при этом неполную себестоимость заказов, или же, применяя попередельное калькулирование, использовать либо нормы расхода материальных ресурсов, либо их фактическое потребление.

Учет полных затрат

 

Традиционным для отечественного учета является метод учета полных затрат, в соответствии с которым в себестоимость включаются все затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции, независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные

Полная себестоимость реализованной продукции состоит из:

Прямых материальных затрат

Прямых трудовых затрат;

Общепроизводственных расходов;

Расходов на продажи;

Общехозяйственных расходов.

Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе распределения.

Метод учета затрат по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет организация в связи с производством и реализацией одного изделия. Однако себестоимость исчисляется только в конце отчетного периода, и поэтому применение этого метода не позволяет осуществлять эффективное и своевременное управление себестоимостью.

 

Учет по маржинальному  методу

 

В связи с этим, в современных условиях преимущество необходимо отдать методу учета затрат по ограниченной себестоимости, или маржинальному методу. Он основан на том, что на продукцию списывают не все издержки организации, а только их часть - переменные затраты

Полная себестоимость реализованной продукции равна:

1) Прямые материальные затраты;

2) Прямые трудовые затраты;

3) Переменная часть:

- Общепроизводственные расходы;

- Коммерческие расходы;

- Общехозяйственные расходы

В свою очередь, постоянные затраты исключают при определении производственной себестоимости, относя их на финансовый результат того периода, в котором они возникли. Это предоставляет руководителю возможность сконцентрироваться на главных элементах затрат, находя пути их снижения, не отвлекаясь при этом на то, что не подлежит изменению в текущее время.

Система неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по признаку их зависимости от динамики объемов производства и разделения на постоянные и переменные получила за рубежом широкое распространение и носит название «директ-костинг».

Метод учета  фактических затрат и калькулирования  фактической себестоимости, также является традиционным и наиболее распространенным для отечественных организаций. Для успешной реализации нормативного учета в организациях необходимо соблюдение определенных принципов, к которым относятся:

1) полное отражение первичных затрат на производство на счетах бухгалтерского учета и их документальное оформление;

2) группировка затрат по видам производств, характеру расхода, местам возникновения, объектам учета и носителям затрат и отнесение фактически понесенных затрат на объекты их учета и калькулирования;

3) сравнение фактических и плановых показателей.

Применение метода учета затрат по фактической себестоимости определяет расчет величины фактических затрат отчетного периода как произведение фактического количества использованных ресурсов на их фактическую цену.

Таким образом, существенным преимуществом рассматриваемого метода является простота расчетов при его использовании. Однако еще в начале XX в. метод фактического учета затрат был критически оценен со стороны ученых-экономистов.

Основной недостаток этого метода состоит в том, что отсутствует объективная возможность своевременного предоставления информации управляющему персоналу о непроизводительных расходах ресурсов (трудовых и материальных), которые можно было бы устранить путем принятия оперативных мер. Таким образом, учет фактических затрат исключает возможность оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков в организации производства, нарушений технологических процессов, поиска и мобилизации внутрипроизводственных резервов.

Нормативный метод учета затрат основан на том, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т. е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат. Нормативный метод учета затрат позволяет оценить не только затраты, уже понесенные в ходе финансово-хозяйственной деятельности, но и определить, какими они должны быть. То есть мы заранее рассчитываем себестоимость исходя из норм на единицу продукции и берем ее за плановую себестоимость.

При организации учета по нормативному методу все текущие затраты следует подразделить на расход по нормам и отклонения от норм.

В конце отчетного периода отклонения фактической себестоимости от нормативной относятся на себестоимость текущего периода в части, относящейся к реализованной ГП в отчетном периоде.

Нормативная себестоимость отражается на счете 43.1

Фактическая себестоимость отражается на счете 43.2

Пример:

1) Себестоимость реализованной ГП по нормативной

 себестоимости:

Дт 90 (себ-ть) Кт 43-1;

2) Выпуск ГП по фактической себестоимости: Дт 43-2 Кт 20-1;

3) Расчет отклонений между фактической и нормативной себестоимостью реализованной продукции:

Дт 43-1 Кт 43-2;

4) Списание отклонений по реализованной продукции на финансовый результат текущего периода:  Дт 90(себ-ть)  Кт 43-1.

Таким образом, на конец месяца по счету 43-1 сальдо отсутствует, по дебету счета 43-2 сальдо показывает остатки готовой продукции на складе по фактической себестоимости. В финансовый результат текущего месяца также попадет величина фактической себестоимости реализованной продукции

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативный метод в целом достаточно эффективно решает задачу управления затратами. В частности, он представляет возможность контроля над затратами путем сравнения фактических значений с нормативными. Например, увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ и необходимость организации учета как в пределах норм затрат, так и по отклонениям от них.

Попередельный и попроцессный методы учета затрат применяются в производствах, где готовый продукт получается в результате последовательной обработки исходного материала на отдельных технологических прерывных стадиях. Сущность этих методов состоит в том, что учет затрат ведется по переделам (процессам), а внутри них - по статьям калькуляции и видам продукции. При использовании этого метода прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а учитывают по каждому переделу, а косвенные - по цеху, Производству, предприятию в целом с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов, согласно принятым базам распределения.

Особенности попередельного метода учета состоят в том, что осуществляются:

организация аналитического учета к счету 20 для каждого передела;

обобщение затрат по переделам, предусматривающее калькулирование себестоимости продукции каждого передела в целом;

списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа.

Попередельное калькулирование применяется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, с комплексным использованием сырья, где производственный процесс характеризуется наличием отдельных стадий технологического цикла с самостоятельной технологией и организацией производства. Например, в химической, нефтеперерабатывающей, консервной и других отраслях. Поскольку перечисленные производства достаточно материалоемккости, производственный учет организуется так, чтобы обеспечить контроль за использованием сырья и материалов в производстве.

Существуют 2 варианта попередельного метода учета затрат:

Информация о работе Особенности оценки затрат и конкурентоспособности продукции на примере ООО «Мега-торг»