Особенности оценки затрат и конкурентоспособности продукции на примере ООО «Мега-торг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов оценки затрат и конкурентоспособности продукции, а также исследование методов оценки затрат и анализа конкурентоспособности на примере предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты оценки затрат и 5
конкурентоспособности продукции 5
1.1 Оценка затрат по данным управленческого учета 5
1.2 Оценка конкурентоспособности продукции на основе данных управленческого учета 10
1.3. Методы оценки затрат и конкурентоспособности продукции 13
2. Особенности оценки затрат и конкурентоспособности продукции на примере ООО «Мега-торг» 23
2.1. Экономико-организационная характеристика предприятия 23
2.2.Характеристика системы управленческого учета в ООО "Мега-торг" 26
2.3. Оценка затрат и конкурентоспособности продукции 29
Заключение 38
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

курсовая БУУ - копия.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Прочие доходы и расходы, включаемые в общий финансовый результат  организации, отражаются в учете  обособленно от финансового результата продаж на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем «развернутого» отражения отдельных статей в течение отчетного периода.

Счет 91 имеет двойное  назначение - счет учета реализации и счет учета прибылей и убытков.

По окончании каждого  месяца сальдо дохода и расходов со счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» переносят на счет 99 «Прибыли и убытки». На счет 99 находят, отражение доходы и расходы, связанные обстоятельствами (чрезвычайные доходы и расходы), а также суммы платежей налога на прибыль.

На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются:

прибыль от обычных видов  деятельности -

Д-т 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

К-т 99 «Прибыли и убытки»;

убыток -

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 90, субсчет 9 «Прибыль/ убыток от продаж»;

сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц -

Д-т 91, субсчет 9; К-т 99, субсчет  «Прибыль»;

Д-т 99, субсчет «Убыток»;

К-т 90, субсчет 9.

По окончании отчетного  года при реформации баланса сумма  нераспределенной прибыли, составляющая разницу между суммой полученной прибыли (убытка) и суммой начисленных в бюджет налогов или штрафных санкций, записывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

При этом счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается, оформляются  бухгалтерские записи:

на сумму нераспределенной прибыли -

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)»;

на сумму непокрытого  убытка -

Д-т 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)»

К-т 99 «Прибыли и убытки».

Аналитический учет на счете 99 «Прибыли и убытки» должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

При журнально-ордерной форме учета синтетический и  аналитический учет операций по использованию  прибыли организуется в журнале-ордере по счету 99 открывается на месяц.

По данным синтетического и аналитического учета операций, отраженных на счете 99 «Прибыли и убытки», составляется годовая и квартальная  отчетность о прибылях и убытках (ф. № 2).

Для предотвращения неблагоприятных  последствий и просчетов бухгалтерия организации ООО «Мега-торг» осуществляет финансовую работу, которая заключается в следующем: управление оборотными активами и привлечение необходимых заимствований средств, финансовое прогнозирование и бюджетирование, контроль за исполнением финансовых планов, расчетов с поставщиками, расчеты с финансовыми организациями, финансирование капитальных вложений, кассовые операции, формирование внутренней отчетности.

Результативность и  экономическая целесообразность функционирования организации измеряются абсолютными и относительными показателями, такими как прибыль и рентабельность.

2.3. Оценка  затрат и конкурентоспособности  продукции

На примере производственной компании ООО «Мега-торг» расcмотрим расчет производственной себестоимости с помощью метода учета фактических затрат. Данный метод использует метод калькуляции с полным распределением затрат. Прямые затратами в компании являются затраты непосредственно связанные с производством готовой продукции, а именно:

  • материальные затраты (основные и основные вспомогательные материалы, полуфабрикаты) (10, 21 счета);
  • расходы на оплату труда и отпуска будущего периода работников напрямую связанных с выпуском продукции (70, 97 счета);
  • суммы страховых взносов, страхового тарифа и обязательного пенсионного страхования работников, напрямую связанных с выпуском продукции (69 счет);
  • суммы начисленной амортизации основных средств, участвующих в производстве (02 счет);
  • энергорасходы на производство продукции (счет 23-1) (электроэнергия, вода холодная, сточные воды, тепло, пар, холод, сжатый воздух, газ).

Рассмотрим на примере расчет себестоимости 2 видов ГП, на основании фактических данных, полученных в конце отчетного периода. В конце отчетного периода по предоставленным производственным актам расходов были получены прямые затраты на производство следующего объема готовой продукции.

Таблица. Основной цех

Статьи затрат

Салат «Весенний»

Салат «Фантазия»

Материальные затраты

10 000руб.

9 000руб.

Расходы на оплату труда  и отпуска будущего периода работников

20.000

18.000

Суммы страховых взносов, страхового тарифа и обязательного пенсионного страхования работников

6 000

5 400

Сумма начисленной амортизации  ОС по производственному оборудованию

1000

800

Энергорасходы на производство продукции (электроэнергия, вода холодная, сточные воды, тепло, пар, холод, сжатый воздух, газ)

200

300

Итого:

37 200

33 500

Кол-во выпущенной продукции

100кг

80кг


 

Материальные затраты  – базовый показатель, в своей  массе формирующий и определяющий себестоимость продукции производственного  предприятия, каким является ООО "Мега-торг". Темпы прироста материальных затрат в 2008-2011гг остаются на стабильном уровне 10-11%, не превышая темпов прироста выручки и инфляции за период, что является положительной характеристикой работы подразделения, отвечающего за закупку и заготовление сырья, несмотря на общий рост цен как в отрасли, так и в целом по экономике.

Ежегодный рост расходов на оплату труда производственного  персонала связан прежде всего с  увеличением среднесписочной численности  работников, а также повышением тарифных ставок заработной платы, о чем также свидетельствует рост средней заработной платы по предприятию.

В целом динамика прироста себестоимости производственной продукции (15,57% в 2009 и 18,84% в 2011 году соответственно) отвечает производственной политики, выбранной ООО "Мега-торг", и обеспечивает из года в год в среднем двукратный рост валовой прибыли (из данных отчетов о прибылях и убытков предприятия за 2008-2011гг) и поддерживает валовую рентабельность на высоком уровне, что является нормой для предприятий реального сектора экономики.

 

Первичный анализ показал, что в 2011 году по сравнению с предыдущими многократно возросла доля коммерческих расходов в суммарных расходах предприятия.

Для того, чтобы ответить на вопрос, чем вызвано столь существенное повышение данного показателя, а, следовательно, и наметить возможные пути оптимизации посредством повышения качества управления данными расходами, следует проанализировать статьи затрат, включаемые в состав коммерческих расходов.

Состав элементов, включаемых в коммерческие расходы, может быть различным и, как правило, определяется организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и условий реализации, определяемых системой договоров.

Согласно учетной политике ООО "Мега-торг", в состав коммерческих расходов входят следующие элементы:

- Расходы за пользование  товарными знаками;

- Затраты на утилизацию  сырья и материалов и ГП;

- Маркетинговые исследования;

- Размещение рекламы  на ТВ;

- Оплата труда с  начислениями;

- Доставка готовой  продукции;

- Аренда складских  помещений для готовой продукции  и товаров;

- Командировочные расходы  (коммерческие);

- Ремонт и обслуживание  автотранспорта;

- Обслуживание холодильного  оборудования (коммерч.);

- Прочие

По результатам деятельности ООО "Мега-торг" за 2008-2011 гг. на предприятии сложилась следующая структура коммерческих расходов по элементам затрат (в скобках приведен удельный вес статьи в общей сумме расходов).

Становится видно, что  расходы на маркетинговые исследования, платежи за пользование товарными знаками и размещение рекламы на телевидении составляют немногим менее 25% общего итога по коммерческим расходам за 2011год, размер этих статей заметно увеличился в абсолютном выражении. В 2009 и 2010 году эти статьи в сумме составляли около 30% от общего итога по коммерческим расходам.

Поскольку проводимая маркетинговая  кампания в 2008-2010гг дала такой эффект – прирост объема продаж (выручки) составил в 2010 году 41,12% и в 2011 году 36,79% (известно, что такого рода мероприятия дают эффект, как правило, лишь на следующий год), расходы на маркетинговую деятельность в 2011 году еще более увеличили, рассчитывая на положительную отдачу не меньшего масштаба.

В результате активизации  маркетинговой деятельности предприятию  удалось качественно расширить ассортимент выпускаемой продукции.

Однако эти расходы  нарастают гораздо большими темпами, чем выручка, и тогда встает вопрос об их целесообразности и экономической  эффективности. Это обстоятельство создает почву для поиска путей  их оптимизации в ходе дальнейшего исследования.

Рост расходов на доставку готовой продукции и аренду складских  помещений для готовой продукции  и товаров связан в значительной степени с увеличением объемов  производства и расширением географии  покрытия торговой сети, а также  с общим ростом тарифов на предоставление данных услуг.

Рост расходов на оплату труда связывается также с  увеличением ставок заработной платы, выплат премиальных и вознаграждений сотрудникам коммерческой службы предприятия.

Также следует учитывать, что в 2010 году предприятие открыло несколько новых филиалов, что повлияло не только на значительный рост объемов реализации, но и на рост связанных с ней расходов.

Поскольку управленческие расходы занимают сравнительно небольшой  вес в совокупных расходов исследуемой  организации, в них вряд ли могут быть сокрыты значительные резервы по снижению общей суммы расходов, однако все же следует провести анализ с целью возможного выявления таковых, так как даже небольшое снижение может вызвать значительный прирост прибыли.

В структуре управленческих расходов большую долю закономерно занимают расходы на оплату труда административно-управленческого персонала (АУП), и доля этих расходов растет, в своем объеме определяя величину управленческих расходов предприятия.

Рост доходов является основным фактором повышения заинтересованности и мотивации, а, следовательно, и качества труда управленцев, и поэтому крайне важен для оказания производственно-стимулирующего эффекта.

Рост расходов на обучение персонала связан с приобретением  нового высокотехнологичного оборудования и освоением новой технологии производства, а также с запланированными расходами на повышение квалификации производственного персонала.

Расходы на текущий ремонт связаны с высокой степенью износа имеющихся офисных зданий и помещений.

Также на рост расходов оказало  влияние расширение масштабов бизнеса (открытие новых филиалов предприятия).

Основные этапы оценки уровня конкурентоспособности:

  1. Анализ рынка с целью выбора образца наиболее конкурентоспособного товара и сравнение товара с выбранным образцом.
  2. Определение параметров обоих товаров (своего и образца) и их сравнение.
  3. Расчет обобщенного показателя полезного эффекта базового и экспериментального товара (Поб, Пи).
  4. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности как отношение полезного эффекта качества (П) к цене потребления (С), т.е. затратами на его приобретение и использование для базового и экспериментального товара.
  5. Расчет относительного уровня конкурентоспособности (К), который определяется по формуле:

,

где Ки - интегральный показатель конкурентоспособности экспериментального товара;

Кб - интегральный показатель конкурентоспособности базового товара;

При сравнении с базовым  образцом делается вывод о совершенствовании  товара или снятии его с производства.

В качестве параметров рассматривались  следующие потребительские свойства товаров: Таб.П.4.

  1. Рассчитаем коэффициент весомости показателей качества (Мi) по формуле:

 

Мi= ,

 

где

 - оценка i- го свойства j- м экспертом;

m - количество экспертов;

п - количество свойств;

3.Расчет уровня конкурентоспособности  исследуемых образцов (Qi) по дифференциальному  методу осуществляется по формуле:

 

Qi = , где

Пi - значение показателя оцениваемой продукции;

Пiб - базовое значение показателя продукции;

Информация о работе Особенности оценки затрат и конкурентоспособности продукции на примере ООО «Мега-торг»