Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 11:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов оценки затрат и конкурентоспособности продукции, а также исследование методов оценки затрат и анализа конкурентоспособности на примере предприятия.
Введение 3
1 Теоретические аспекты оценки затрат и 5
конкурентоспособности продукции 5
1.1 Оценка затрат по данным управленческого учета 5
1.2 Оценка конкурентоспособности продукции на основе данных управленческого учета 10
1.3. Методы оценки затрат и конкурентоспособности продукции 13
2. Особенности оценки затрат и конкурентоспособности продукции на примере ООО «Мега-торг» 23
2.1. Экономико-организационная характеристика предприятия 23
2.2.Характеристика системы управленческого учета в ООО "Мега-торг" 26
2.3. Оценка затрат и конкурентоспособности продукции 29
Заключение 38
Библиографический список 40
1) полуфабрикатами,
2) бесполуфабрикатный.
В первом варианте продукция каждого предыдущего передела или является полуфабрикатом для последующих переделов, или реализуется на сторону. Это определяет необходимость оценки полуфабрикатов либо по фактической, нормативной или плановой себестоимости, либо по расчетным или отпускным ценам. В бесполуфабрикатном варианте по каждому переделу учитываются, главным образом, только затраты на обработку. Себестоимость готовой продукции исчисляется суммированием затрат на сырье, исходные материалы, расходов всех переделов на обработку и общепроизводственных расходов. При этом калькулируют себестоимость только готовой продукции.
Позаказный метод учета затрат применяется на индивидуальных - при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия, мелкосерийных производствах и на ремонтных работах. Сущность его заключается в том, что учет затрат осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или небольшой партии одинаковых изделий. Все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Косвенные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Объектом учета в этом методе является отдельный производственный заказ, полная фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.
Таким образом, основным условием для организации позаказного учета производственных затрат является возможность выделить изготовление уникального или выполняемого по специальному заказу изделия, а также небольшой партии изделий и получить информацию не о средней, а об индивидуальной себестоимости. Особенность учета затрат при данном методе заключается в аккумулировании затрат по каждой завершенной партии или заказу в целом, а не за промежуток времени.
В бухгалтерском учете при использовании позаказного метода прямые затраты отражаются по дебету счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», в корреспонденции со счетами 02 «Амортизация основных средств»(Амортизация основного производства Д20К02 списывается в конце периода в соответствии той базы распределения на себестоимость заказа, которая закреплена в учетной политике предприятия, Д23К02 по вспомогательному производству списывается в соответствии той базы распределения, которая закреплена в учетной политике предприятия), 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. п. Косвенные расходы, учтенные на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», ежемесячно списываются на счет 20. Однако для управленческих и коммерческих расходов предпочтительнее списывать их на себестоимость реализованной продукции текущего периода, т. е. записью Д-т 90 К-т 26.
В практической деятельности организаций используются, как правило, смешанные системы учета затрат, сочетающие элементы как попередельного, попроцессного, так и позаказного методов. Такие системы применяются в серийном и поточном производствах, например, при производстве кондитерских изделий, в швейной промышленности и т. п.
Оценка конкурентоспособности продукции
Анализ известных определений конкурентоспособности товара позволяет выделить следующие её характеристики:
1. мера привлекательности для потребителя;
2. оценка с помощью
качественных и ценовых
3. динамичный характер;
4. формирование на всех стадиях жизненного цикла товара.
На первом этапе оценки проводятся маркетинговые исследования рынка,
которые включают: исследование ёмкости рынка, определение изделий аналогов, анализ состояния конкуренции, определение уровня цен, тенденций развития, деятельности конкурентов и круга потребителей.
На основании информации о потребностях покупателей формируются требования к товару.
На втором этапе осуществляется выбор показателей, по которым будет производиться оценка. Основой для формирования системы показателей конкурентоспособности конкретного товара является анализ взаимодействия
потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу.
Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в четыре группы: качественные, экономические,
организационно-коммерческие и социально-организационные показатели.
Качественные (технические) параметры жестко регламентированы. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду (классу) продукции. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. И эргономические показатели отражающие, насколько товар соответствует свойствам человеческого организма и его психики (удобство работы, скорость утомления, степень стыковки человека с машиной). Качественные показатели конкурентоспособности продукции являются самым большим и хорошо интерпретируемым классом показателей.
Рассмотрим эти показатели на примере двух товаров – холодильника и косметического крема.
Все качественные показатели можно подразделить на классификационные и оценочные.
Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара.
Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы.
Сопоставимые показатели конкурентоспособности продукции имеют большое значение для конкретного потребителя. Они включают, функциональные, эстетические, эргономические, показатели надежности и другие.
Важнейшей характеристикой продукции является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских свойств) и цен реализации по формуле:
Кij=(Тi/Тj)/(Цi/Цj),
где Кij – коэффициент конкурентоспособности;
Тi и Тj – основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм
Цi и Цj – цены реализации продукции i-й и j-й фирм.
2. Особенности
оценки затрат и
2.1. Экономико-организационная характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Мега-Торг» образовано в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Находится организация по адресу: улица Мухина 150. ООО «Мега-Торг» зарегистрировано 3 декабря 2008 года Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Амурской области, за основным государственным регистрационным номером 1062801000030. Учредителем общества является Бабич Нина Изотовна. Основным направлением деятельности является розничная торговля продуктов питания. В своей деятельности организация руководствуется действующим законодательством, Уставом, нормативными правовыми актами. Для организации и ведения финансовой и хозяйственной деятельности организация ведет бухгалтерский учет в соответствии с законодательством, начисляет и перечисляет от имени организации налоги и сборы по результатам своей деятельности.
Общество имеет круглую печать, штампы со своим полным наименованием и указанием местонахождения организации на русском языке, и иные фирменные атрибуты, утвержденные организацией. Главным документом, регламентирующим деятельность ООО «Мега-Торг» является Устав, утвержденный решением учредителя от 19 ноября 2008 года.
Финансовая служба предприятия представлена следующими отделами:
- бухгалтерия – ведет бухгалтерский учет хозяйственных операций, оперативный и статистический учет, составляет и представляет различные формы отчетности в установленном порядке соответствующим органам по утвержденным формам и в установленные сроки, осуществляет контроль проведения анализа расходования фонда оплаты труда, применения тарифных ставок, окладов, надбавок, доплат и коэффициентов к заработной плате;
- коммерческий отдел
– осуществляет экономический
анализ деятельности
Бухгалтерия, как структурное подразделение предприятия, состоит из руководителя – главного бухгалтера, бухгалтера по заработной плате, бухгалтера материального стола, бухгалтера по рознице, бухгалтера – кассира и бухгалтера ревизора. Общими обязанностями сотрудников бухгалтерии является выполнение служебных обязательств, предписываемых должностными инструкциями.
ООО «Мега-Торг» осуществляет финансовые отношения с поставщиками при поставке товаров и уплаты денежных средств, с ФНС, банковской системой, работниками. С банковской системой происходят финансовые отношения в процессе хранения денежных средств на счетах организации, при организации безналичных расчетов, получении кредитов и других банковских услугах.
Основной источник денежных накоплений организации – выручка от продажи продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции.
Выручка от продажи продукции исчисляется в действующих ценах и отражается в Отчете о прибылях и убытках.
Основным источником
доходов ООО «Мега-Торг»
К прочим доходам относятся:
- бонусы, выданные поставщиками
- излишки, выявленные при инвентаризации.
Документом для анализа общего состояния имущества данного предприятия является актив баланса предприятия, а основным методом анализа – сопоставление данных 2010 года и 2011 года.
Таблица 1 – Анализ имущества ООО «Мега-Торг» в 2011 году
Статьи |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение | |||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |
Внеоборотные активы |
200 |
1,1 |
376 |
0, 66 |
176 |
88 |
Оборотные активы |
18001 |
98,9 |
56552 |
99, 34 |
38351 |
210, 7 |
Баланс |
18201 |
100 |
56928 |
100 |
38727 |
212, 8 |
Сравним итоговые данные актива баланса – общего объёма находящегося в распоряжении предприятия имущества.
По данным таблицы 6 в 2010 году предприятие располагало имуществом на сумму 18201 тыс. руб., а в 2011 году – 56928 тыс. руб.
Это говорит об увеличении стоимости имущества на 38727 тыс. руб., что составило 212, 8% . Это расценивается положительно.
По таблице 1 сравним две основные составляющие имущества - внеоборотные и оборотные активы предприятия. Внеоборотные активы увеличились на 176 тыс. руб. По оборотным активам наблюдается увеличение, что составило 38351 тыс. руб., или 210, 7 %. Сравним относительные доли каждого вида имущества в его общем объёме. Удельный вес внеоборотных активов (менее ликвидных) увеличился на 0, 66%, в свою очередь, понизился удельный вес оборотных активов со 100% до 99, 34%. В целом структура имущества улучшилась, т.к. у организации появились внеоборотные активы.
2.2.Характеристика системы управленческого учета в ООО "Мега-торг"
Для учёта затрат на управленческий учёт в ООО «Мега-торг» рассмотрим учёт финансовых результатов деятельности организации.
Учет финансовых результатов деятельности организации ведут на счете 99 «Прибыли и убытки». По своему экономическому содержанию он относится к группе счетов по учету хозяйственных средств и их источников; по структуре - к группе финансово-результатных счетов. По отношению к балансу счет является активно-пассивным. По кредиту его отражают суммы полученной прибыли, по дебету - убытки. На основе сопоставления дебетового и кредитового оборотов за отчетный период выводят финансовый результат деятельности организации - чистую (балансовую) прибыль или соответственно чистый убыток.
Учет финансовых результатов на счете 99 ведут в разрезе двух источников:
Финансовые результаты от продажи продукции (работ, услуг) списываются в установленном порядке со счета 90 «Продажи».
Финансовые результаты от прочих доходов и расходов выводятся на счете 91 и перечисляются на счет 99.
Счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» предназначены для обобщения и накапливания информации о доходах и расходах организации. На счете 90 формируется финансовый результат от экономической деятельности, составляющей основную цель организации. Он определяется как разница между выручкой от реализации и себестоимостью проданной продукции (работ и услуг). Особенность определения финансового результата организации от продаж из суммы её валового дохода вычитается величина издержек обращения, относящиеся к проданным товарам. Сопоставлением итога дебетового оборота по счету 90 с кредитовым выявляют финансовый результат от реализации. Превышение кредитового оборота над дебетовым, определяет величину полученной прибыли. В случае превышения дебетового оборота над кредитовым хозяйство получает убыток от реализации.