Особенности организации внутреннего аудита на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Собственники не захотели полагаться на ту финансовую информацию, которую предоставляла им администрация. Это было связано с частым банкротством экономических субъектов, обманом со стороны администрации, что существенно повышало риск финансовых вложений, т.е. акционеры хотели быть уверенны в том, что финансовая отчетность представляемая им администрацией отражает истинное финансовое положение экономического субъекта.

Содержание работы

Введение
1. Организация внутреннего аудита на предприятии…………………стр.5
2. Актуальные проблемы организации внутреннего аудита…………стр.11
3. Особенности аудита учета в общественном питании……………....стр.15
3.1. Проверка документации по сертификации услуг и оценка внутреннего контроля…………………………………………………………………...стр.15
3.2. Проверка организации и правильности ведения синтетического и аналитического учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ)……стр.18
3.3. Проверка отражения операций по реализации покупных товаров и продукции собственного производства и формирования финансовых результатов для целей налогообложения………………………………стр.23
3.4. Проверка правильности проведения инвентаризации ТМЦ и отражения в учете потерь от недостачи и порчи товаров ……………………………стр.25
4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля при планировании аудита………………………………………………………………………стр.27
Заключение………………………………………………………………...стр.32
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Аудит 31,05,2012.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по  дисциплине: «Аудит»

на тему: « Особенности организации внутреннего аудита на предприятиях »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Волгоград 2012

 

 

План

 

Введение

1. Организация внутреннего аудита на предприятии…………………стр.5

2. Актуальные проблемы организации внутреннего аудита…………стр.11

3. Особенности аудита учета в общественном питании……………....стр.15

3.1. Проверка  документации по сертификации  услуг и оценка внутреннего  контроля…………………………………………………………………...стр.15

3.2. Проверка  организации и правильности ведения  синтетического и аналитического  учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ)……стр.18

3.3. Проверка  отражения операций по реализации  покупных товаров и продукции  собственного производства и  формирования финансовых результатов  для целей налогообложения………………………………стр.23

3.4. Проверка  правильности проведения инвентаризации ТМЦ и отражения в учете потерь от недостачи и порчи товаров ……………………………стр.25

4. Оценка эффективности  системы внутреннего контроля  при планировании аудита………………………………………………………………………стр.27

Заключение………………………………………………………………...стр.32

Список литературы………………………………………………………..стр.35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Возникновение аудита связано с разделением  интересов тех, кто непосредственно  занимается управлением экономического субъекта (административное руководство, менеджмент) и тех кто вкладывает деньги в его деятельность  (акционеры, собственники, инвесторы).

Собственники  не захотели полагаться на ту финансовую информацию, которую предоставляла  им администрация. Это было связано  с частым банкротством экономических  субъектов, обманом со стороны администрации, что существенно повышало риск финансовых вложений, т.е. акционеры хотели быть уверенны в том, что финансовая отчетность представляемая им администрацией отражает истинное финансовое положение экономического субъекта.

Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности собственники стали приглашать людей со стороны которым по их мнению можно было доверять. Главными требованиями к ним были независимость и честность. С усложнением ведения бухгалтерского учета необходимым условием стало - хорошая профессиональная подготовка проверяющих.

В России впервые  звание аудитора было введено Петром Первым. Эта должность в те времена  совмещала в себе обязанности  делопроизводителя, секретаря и  прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. В последствии было несколько попыток создания института аудита 1889, 1912, 1928 гг. однако все они были неудачными. И лишь в конце восьмидесятых начале девяностых годов становление рыночной экономики в России привело к появлению значительного числа предприятий, форм и организаций акционерного типа, что потребовало в свою очередь возрождения, по аналогии с мировым опытом, аудиторского дела, связанного с проведением независимого финансового контроля их деятельности и оказанием консультативных услуг по улучшению финансового состояния.

Со временем система контроля стала не только внешней, но и внутренней, включающая в себя внутренний аудит. Однако деятельность была затруднена из-за отсутствия положений  о службе внутреннего аудита, а  также финансовых трудностей  в содержании целого отдела с высококвалифицированными специалистами, требующими адекватной оплаты своего труда. Тем не менее  затраты на организацию и проведение  внутрихозяйственного контроля относительно небольшие. Это достигается привлечением к контролю специалистов самой фирмы, которые в процессе проведения проверок не только выявляют недостатки, но и повышают свою профессиональную подготовку, большей частью это относится к малым предприятиям, в крупных и средних организациях все чаще служба внутреннего контроля представлена отдельной штатной единицей.

Функционирование  предприятий в условиях предпринимательства  объективно обусловило создание в аппарате управления службы внутреннего аудита. В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация внутреннего аудита на предприятии

 

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Руководство организации  заинтересовано в контроле за эффективностью работы отдельных структурных подразделений организации, добросовестностью выполнения работниками возложенных на них обязанностей. Это способствует обеспечению сохранности вверенного руководству организации капитала, его рациональному использованию и приумножению. В отечественной литературе в качестве целей проведения внутреннего аудита рассматриваются следующие:

  • достижение минимизации риска, присущего деятельности организации, и максимизации ее прибыльности;
  • повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов с целью максимизации прибыли и рентабельности организации;
  • оказание помощи органам управления организации в осуществлении эффективного контроля за различными звеньями системы внутреннего контроля.

В зарубежной литературе вплоть до конца XX в. доминировал подход, в рамках которого целью внутреннего  аудита являлось оказание помощи сотрудникам  организации в выполнении ими своих обязанностей, а также оказание помощи менеджменту организации в достижении им наиболее эффективного администрирования операций организации.

Анализ имеющейся  специальной западной и отечественной  литературы позволил сделать вывод  об отсутствии единой точки зрения на определение понятий целей, функций и задач внутреннего аудита, а также об отсутствии четкой дифференциации в использовании различными авторами данных понятий применительно к внутреннему аудиту.

В связи с  этим обратимся к определению внутреннего аудита, разработанному Международным институтом внутренних аудиторов и закрепленному в действующих на сегодняшний момент Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита. Согласно данному определению, внутренний аудит — это «деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации, и по повышению стоимости организации, помогающая ей достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроль и систему корпоративного управления».

Анализ данного  определения позволяет выделить в качестве основных целей внутреннего  аудита совершенствование хозяйственной  деятельности организации и повышение ее стоимости, а также осуществление помощи в достижении организацией поставленных целей. С нашей точки зрения, данный подход к определению целей внутреннего аудита наиболее полно и широко отражает его сущность.

Отсутствие четких научно-методических основ нового вида деятельности в управлении исключает разработку новых эффективных форм и методов осуществления этой деятельности.

Внутренний  аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Главная же задача внутренних аудиторов — обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Функция внутренних аудиторов состоит в том, чтобы:

а) оценить адекватность систем контроля — провести проверку звеньев управления (контроля), предоставить обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценить эффективность  деятельности — осуществить экспертную оценку различных сторон функционирования организации и предоставить обоснованные предложения по их совершенствованию.

Служба внутреннего  аудита на предприятии может состоять из одного-четырех человек, которые  могут проводить большую часть своего времени, выполняя обычный аудит соответствия. Однако она может включать в себя и множество служащих, имеющих самые разнообразные обязанности, в том числе далеко выходящие за рамки бухгалтерского учета, например, технологический аудит, оценочный аудит, экологический аудит, аудит качества. Функции внутреннего аудита чрезвычайно разнообразны, в связи, с чем его специалисты должны быть наделены достаточно широкими полномочиями. Кроме того, специалисты внутреннего аудита рассматриваются как консультанты по вопросам управления и экономической политики предприятия (фирмы, организации).

Помимо ревизии  наличия и правильности оформления всех бухгалтерских документов, внутренний аудитор осуществляет проверку соблюдения административного порядка выполнения директив и приказов, инвентаризации; участвует в сопоставлении с достигнутыми результатами; анализирует информацию в целях разработки мероприятий по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Правильная  организация системы внутреннего аудита не возможна без осуществления целого комплекса программ - в их числе обеспечение следующих условий:

  • разработка проектов организации внутреннего аудита для предприятий (дифференцировано по отраслям и организационно-правовым формам хозяйствования) с четким установлением функций, порядка взаимодействия с другими органами управления и производственными подразделениями, статуса внутреннего аудитора, его обязанностей, ответственности и прав;
  • определение квалификационных требований к должности внутреннего аудитора;
  • разработка и установление порядка введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов;
  • разработка программ подготовки и повышения квалификации внутренних аудиторов, создание учебных пособий и организация обучения;
  • прогноз потребности в кадрах внутренних аудиторов.

Разделение  труда внутренних аудиторов возможно и по следующим признакам:

1) по функциям  производства и управления, например, аудит планирования сбыта продукции, аудит денежных расчетов, аудит реализации, аудит поступления сырья и товарно-материальных ценностей для производства, аудит формирования финансовых результатов и т.д.;

2) по конкретной  специфике предприятия, например, аудит бухгалтерского учета, аудит менеджмента, аудит маркетинга и т.д.

         3) по специализации производства,

4) по структурным  подразделениям предприятия, например, аудит транспортного цеха, аудит  цеха готовой продукции, аудит  материального склада, аудит цеха  полуфабрикатов и колбасного производства и т.д.

Получило распространение  деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности.

Анализируя  внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный  аудит систем управления проводится для оценки производительности и  эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном  внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический  аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов  деятельности предполагает объективное  обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с  целью выявления возможностей улучшения  хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, — например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Информация о работе Особенности организации внутреннего аудита на предприятиях