Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 19:42, курсовая работа
Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.
Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1 Возникновение и сущность аудита
1.1. Понятие и необходимость аудита................................................................................4
1.2. Происхождение и ранние этапы развития аудита......................................................6
Глава 2. Аудит в России
2.1. Процесс развития аудита в России...............................................................................7
2.2. Регулирование аудиторской деятельности в России
2.2.1. Государственное регулирование аудиторской деятельности.........................13
2.2.2. Общественное регулирование аудиторской деятельности.............................15
Глава 3 Особенности развития аудита за рубежом
3.1 История развития аудита зарубежных стран на примере США..............................16
3.2 Сравнение организации и регулирования аудиторской деятельности в России и развитых страна...........................................................................................................................20
Заключение ..................................................................................................................................24
Практическое задание.................................................................................................................25
Список литературы............................................................
Кроме общенационального Института существуют профессиональные аудиторские организации на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров. Члены этих обществ имеют право на проведение аудиторских проверок и оказание консультационной помощи на территории своих штатов. Бухгалтеры-аудиторы могут заниматься своей деятельностью в рамках частной практики или же быть сотрудниками аудиторских фирм. Наиболее квалифицированные аудиторы ведут преподавательскую работу в университетах и колледжах.
В США в 1917 г. с целью стандартизации процедур аудита разрабатываются «Утвержденные методы по подготовке данных балансового отчета», пересмотренное издание вышло в 1929 г. под названием «Проверка финансовых отчетов». В этом издании подчеркивалась важность внутреннего контроля, а также говорилось о практике составления заключений.
В 1934 г. опубликован документ «Проверка финансовых отчетов независимыми аудиторами», в котором были рекомендованы следующие позднее повсеместно принятые процедуры аудита: изучение инвентарной ведомости и подтверждение дебиторов по расчетам.
Активный процесс стандартизации начался с 1939 года, когда Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров (AICPA) учредил Комитет по аудиторским процедурам и он издал первое Положение об аудиторской процедуре. С 1939 г. AICPA начал публиковать бюллетени исследований и отчеты по процедурам аудита - первые оригинальные документы института, касающиеся стандартизации аудита. В первом отчете по процедурам аудита было приведено 7 ключевых положений, лежащих в основе формирования профессии аудитора. В отчете признаны обязательными процедурами аудита изучение инвентарных ведомостей и подтверждение дебиторской задолженности, рекомендовано избирать независимых аудиторов Советом директоров, а компаниям создавать независимые комитеты по аудиту для наблюдения за внутренними проверками и бухгалтерскими процедурами, сформулированы образцы заключений аудитора по представленной финансовой информации.
70-80-годы XX века в США отмечены повышенным интересом общественности к кругу обязанностей и работе аудиторов. Итогом стал вывод о несоответствии между тем, в чем по представлению общества должен заключаться аудит, и возможностями реального процесса аудита, которые ограничены определенными рамками (в первую очередь - ограничениями по срокам проведения аудиторских проверок) и необходимостью усилить активность Совета по аудиторским стандартам с целью сокращения и дальнейшей ликвидации этого разрыва.
Определения аудита разными организациями в США различаются. Так, например, Американский институт присяжных бухгалтеров определяет аудит как «процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям», а комитет Американской ассоциации бухгалтеров по основным концепциям учета дал такое определение аудиту: «Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям».
В настоящее время в США более 45000 аудиторских фирм. Число занятых колеблется от 1 до нескольких тысяч человек. Их можно сгруппировать в 4 категории.
1. «Большая шестерка», как ее называли раньше, - супергиганты на рынке аудиторских услуг, некоторые из них находятся в состоянии слияния. (Нью-Йоркий офис каждой более 1000 человек), офисы во всех крупных городах США и мира, годовой доход более 500 млн. долларов США. В той или иной форме все эти фирмы присутствуют также и на рынке аудиторских услуг в России, в основном зарегистрировав так называемые «СП».
2. Другие национальные фирмы (ряд фирм считаются национальными, т.к. имеют офисы в большей части крупных городов), имеют международный потенциал.
3. Крупные местные и региональные фирмы (есть несколько сотен аудиторских фирм с профессиональным штатом более 50 человек).
4. Малые местные фирмы - более 95% аудиторских фирм имеют численность менее 25 человек и один офис.
Организационные формы аудиторских фирм - единоличное владение, товарищество или профессиональная корпорация.
В США аудиторы сертифицируются по трем специализациям:
1) присяжный бухгалтер;
2) присяжный внутренний аудитор;
3) присяжный аудитор информационных систем.
Для того, чтобы получить лицензию от штата на ведение практики и право называться «присяжный бухгалтер», претендент должен выдержать экзамен, который проводится раз в полгода, готовится Экзаменационной комиссией и проводится одновременно на всей территории США в мае и ноябре и отвечать требованиям комиссии по уровню образования и опыта.
Экзамен во всех штатах проводится по следующим четырем предметам.
1. Теория и практика бухгалтерского учета - проверка знаний кандидатов по принципам бухгалтерского учета.
2. Практика бухгалтерского учета - проверка способности кандидата применять принципы бухгалтерского учета, требования нормативных документов, технику составления отчетности, принципы и процедуры федеральной налоговой отчетности.
3. Аудит - проверка знаний кандидатом профессиональных обязанностей, аудиторских стандартов и процедур, стандартов неаудиторских услуг, предоставляемых присяжными бухгалтерами.
4. Законодательство - проверка знания кандидатом юридического содержания мероприятий, в особенности относящихся к бухгалтерскому учету и аудиту, а также юридической ответственности аудиторов.
Экзамены эти достаточно сложны. Только 10% претендентов сдают все экзамены с первого раза. При этом, некоторые штаты требуют также проверки знаний кандидатов по другим предметам. В каждом штате требования к уровню образования и практическому опыту свои.
Для того чтобы работать в аудиторской фирме, сдавать столь сложные экзамены необязательно, однако, для того чтобы стать партнером (а не просто наемным работником), это обязательно.
Присяжный внутренний аудитор - специалист, сдавший экзамен на внутреннего аудитора и получивший сертификат, но права получения лицензии на практику не имеет. Для претендентов также установлены требования по уровню образования и практического опыта.
3.2 Сравнение организации и регулирования аудиторской деятельности в России и развитых странах
Ведущие страны развитого рынка в Европе и Америке имеют многовековой опыт проведения аудита.
Как развитый институт правовой экономики и современного гражданского общества аудит сформировался именно на Западе.
Международная теория и практика аудита складывалась в условиях конкурентной борьбы.
На Западе все это сопровождалось соответствующими исследованиями и широкими публичными обсуждениями этих исследований.
В результате к настоящему времени создана прочная международная правовая основа аудита, подробно разработаны формы его организации, издаются и постоянно пополняются обширные методические материалы для аудиторов. И хотя изучение и накопленный опыт отечественных аудиторских фирм показывают, что он имеет определенные ярко выраженные особенности, но многие положения, содержащиеся в иностранных источниках, интересны и пригодны для того, чтобы помочь становлению аудиторских фирм России.
В целом действующие системы организации и регулирования аудиторской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой – Соединенных Штатах Америки, Швеции, Франции, Германии – определяются, главным образом, национальными традициями аудита, учитывающими специфику каждой страны, систему ее государственного устройства, уровень экономики, традиции общественного самоуправления и т. д.
В этой связи интересным для изучения вопросом становится подготовка высококвалифицированных аудиторов в развитых странах. Так, например в США экзамены на дипломированного общественного бухгалтера обычно проводятся 2 раза в год. Письменный экзамен по 4-м направлениям: аудит, бухгалтерская практика, теория бухгалтерского учета и хозяйственное право – продолжается 2,5 дня. Знания по таким предметам, как профессиональная этика, юридическая ответственность аудиторов, федеральные налоги и доходы и количественные методы бухгалтерского учета, проверяются в качестве составляющих перечисленных 4-х направлений. Только около 10% экзаменующихся сдают экзамен с первого раза.
В странах ЕС необходимым требованием для претендента на звание аудитора является соответствующее гражданство, диплом о высшем образовании или стаж работы в качестве ассистента аудитора или бухгалтера не менее 10 лет (во Франции – 15). К экзаменам не допускаются лица, не имеющие права занимать общественную должность вследствие приговора суда, при наличии психического заболевания, а также находящиеся в запутанном финансовом положении.
Российские Временные правила в сравнении с отшлифованными нормативами Запада «грешат» своей, с одной стороны, мягкостью, а с другой – небольшими неувязками.
Например, для получения права заниматься аудиторской деятельностью физическое лицо должно пройти аттестацию и получить от уполномоченного органа специальный документ – квалификационный аттестат аудитора. К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее или среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя в области экономики. Установление образовательного ценза породило массу вопросов. И действительно, почему выпускник экономического техникума может стать аудитором, а доктор математических наук – нет?
Хорошим примером для российских АКГ может стать обязательное страхование аудиторской ответственности, столь широко практикуемое на Западе. Нужно отметить, что в рассматриваемом в настоящее время в Государственной Думе Проекте закона «Об аудиторской деятельности» эта статья расходов приобретает правильный, узаконенный характер.
Пока же в большинстве своем она носит характер статьи экономии российских АКГ, т.к. в настоящее время ответственность застрахована лишь у 42% крупнейших аудиторских фирм. (Лидерами по объему страхового покрытия являются компания «Финэскорт» – 3 млн. долларов и «Балт-аудит-эксперт» – около 2 млн. долларов).
К слову сказать, не уйти будет и от членства в профессиональных аудиторских организациях. Учитывая, что на них с принятием Закона ляжет дополнительная нагрузка по контролю качества услуг своих членов, а также помощи в разработке стандартов, можно ожидать, что взносы за членство увеличатся.
Еще один положительный момент в работе аудиторских фирм в частности Западной Европы, на который хотелось бы обратить внимание, согласуется с 8 Директивой ЕЭС 1984 г.: не менее 51% уставного капитала должно принадлежать аттестованным аудиторам. Во Франции эта цифра равняется – 75%, в Англии – 65%, а в Германии – 100%.
Почти то же самое требует и российский Законопроект: не менее 51% уставного капитала аудиторской организации принадлежало аттестованным по российскому законодательству аудиторам или лицензированным в России аудиторским организациям.
По своей сути это – чисто протекционистская мера по ограничению иностранного присутствия на российском аудиторском рынке, т.к. этим требованиям не отвечают компании иностранного происхождения, работающие сейчас на нашем рынке.
Привести в соответствие с законом все учредительные документы придется в трехмесячный срок с момента вступления закона в силу. За это время получить квалификационные аттестаты партнерам, прямо или косвенно имеющим доли в компаниях «большой пятерки», учитывая, что большинство из них даже не владеют русским языком, будет сложно.
Для чисто российских АКГ такая заминка иностранных конкурентов полностью решила бы проблему спроса. Однако от такого решения пострадают не только иностранные компании, но и их нынешние клиенты, голосующие за них деньгами в размере около 75% от всего объема рынка.
Сравнить организацию аудита в разных странах можно так же по показателям приведенным в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п | Страна | Показатели | ||
---|---|---|---|---|
Основная цель аудита | Органы, регулирующие аудиторскую деятельность | Системы подготовки аудиторских кадров | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Англия | Контроль за правильностью ведения бух. учета, составления отчетности и выражения мнения о финансовой отчетности предприятия | Комитет дипломирован-ных бухгалтеров и аудиторов | Комитет дипломированных бухгалтеров и аудиторов |
2 | Франция | Внешний финансовый контроль достоверности финансовой отчетности негосударственного сектора экономики | 1. Орден бухгалтеров-экспертов 2. Национальная палата ревизоров | 1. Орден бухгалтеров-экспертов 2. Национальная палата ревизоров |
3 | США | Проверка финансовых отчетов независимыми аудиторами и экспертно-консультативная деятельность | 1. Федерация обществ аудиторов 2. Институт внутренних ревизоров 3. Институт бухгалтеров | 1. Институт дипломированных аудиторов 2. Институт внутренних аудиторов
|
4 | Швеция | Проверка финансовых отчетов предприятий, компаний, банков, организаций и правильности отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета | 1. Комиссия по аудиторской деятельности 2. Шведское общество аудиторов (SRS) | 1. Комиссия по аудиторской деятельности 2. Институт повышения квалификации аудиторов (UPEB) 3. Шведское общество аудиторов (SRS) |
5 | Китай | Полный государственный контроль доходов и расходов всех министерств, ведомств и их предприятий, органов власти | Государственная аудиторская администрация | Подготовка аудиторов через систему государственных вузов и др. учебных заведений |
6 | Россия | Независимая экспертиза бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта путем проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и верности отражения показателей деятельности предприятий в бухгалтерской отчетности | Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, ЦАЛАК МФ и ЦБ РФ, Аудиторская палата России и другие общественные аудиторские организации | Учебно-методические центры ЦАЛАК МФ и ЦБ РФ |