Особенности учета и выдачи подотчетных сумм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Основная цель работы: рассмотрение особенностей выдачи и учета денежных средств под отчет. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- в соответствии с действующим законодательством изучить правовые основы, определяющие выдачу под отчет денежных средств;
- на основании действующих в настоящее время правил и положений рассмотреть порядок документального оформления и бухгалтерского учета наличного денежного обращения при расчетах с подотчетными лицами;
- рассмотреть случаи выдачи денежных средств под отчет;
- посмотреть порядок проведения инвентаризации расчетов с подотчетными суммами;
- рассмотреть возможные нарушения в области выдачи и учета подотчетных сумм и предусмотренные штрафные санкции;

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

В соответствии с Российским законодательством  каждая организация обязана вести  бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций. Одной из главных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о хозяйственных  процессах и финансовых результатах  деятельности предприятия.

Организации, кредитные учреждения, биржи вступают в договорные отношения по использованию  имущества, денежных средств, осуществлению  инвестиций. Все участники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.

Администрации важно оперативно контролировать ход  хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать  негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обусловливает  необходимость своевременного получения  качественной информации о функционировании различных подразделений и филиалов организации.

Денежные  средства являются наиболее подвижными и легко реализуемыми активами организации. Денежные операции носят массовый характер, затрагивают практически все  сферы хозяйственной деятельности организации и являются наиболее уязвимыми с точки зрения нарушений. Поэтому руководителю каждой организации  важно четко представлять, как  правильно должен быть поставлен  бухгалтерский учет денежных средств  и операций с ними. В связи с этим в современных условиях совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливается роль и значение бухгалтерского учета и экономического анализа хозяйственной деятельности.

В нашей жизни еще очень широко распространены расчеты наличными  деньгами, а иногда без них просто невозможно обойтись. Поэтому в практической деятельности бухгалтер постоянно сталкивается с проблемами выдачи денег под отчет. 

Несмотря  на то, что практически любая организация  достаточно часто осуществляет операции, связанные с подотчетными суммами, анализ аудиторской практики показывает, что количество проблем и ошибок, допускаемых бухгалтерами, при отражении  подобных операций в учете, остается достаточно большим.

Всем выше изложенным определяется важность и  актуальность выбранной для написания  настоящей выпускной квалификационной работы темы: «Особенности учета, выдачи и списания подотчетных сумм».

Основная  цель работы: рассмотрение особенностей выдачи и учета денежных средств  под отчет. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- в соответствии с действующим законодательством изучить правовые основы, определяющие выдачу под отчет денежных средств;

- на основании действующих в настоящее время правил и положений рассмотреть порядок документального оформления и бухгалтерского учета наличного денежного обращения при расчетах с подотчетными лицами;

- рассмотреть случаи выдачи денежных средств под отчет;

- посмотреть  порядок проведения инвентаризации расчетов с подотчетными суммами;

- рассмотреть возможные нарушения в области выдачи и учета  подотчетных сумм и предусмотренные штрафные санкции;

- выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

При подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы были изучены и использованы законодательные и нормативные  акты Российской Федерации (РФ) в области бухгалтерского учета, учебная и методическая литература, периодические издания и практические материалы исследуемой организации.

Глава 1 Особенности выдачи и учета подотчетных сумм

 

    1. Правовые основы, определяющие выдачу под отчет денежных средств

 

В настоящее время основным документом, регламентирующим порядок выдачи под  отчет денежных средств, является Положения «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» № 373-П от 12 октября 2011 г. Согласно пункта 4.1 данного документа выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводится указанными лицами по расходным кассовым ордерам, форма которых утверждена Постановлением государственного комитета РФ по статистике1 (Госкомстат РФ).

При выдаче денег под отчет необходимо учитывать следующие требования:

- выдача  наличных денег под отчет на  расходы, связанные со служебными  командировками, производится в  пределах сумм, причитающихся командированным  лицам на эти цели;

- согласно пункту 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения данных лиц из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним;

- выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.


1 Постановление от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых  операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 № 26, от 03.05.2000 № 36).

Исходя  из требований Положения о порядке ведения кассовых операций

в организации должен быть приказ, устанавливающий порядок выдачи и списания подотчетных сумм, в котором определены:

- перечень  лиц, имеющих право получать  денежные средства под отчет;

- срок, на который выдаются подотчетные  суммы;

- порядок  представления и утверждения  авансовых отчетов.

Наличие данного приказа не только облегчит повседневную жизнь бухгалтера, но и поможет при налоговых проверках, так как наличные расчеты всегда вызывают повышенный интерес со стороны  проверяющих органов. Представители налоговых органов могут квалифицировать отсутствие такого приказа как нарушение пункта 4.4 Порядка ведения кассовых операций со всеми вытекающими отсюда последствиями. Работники организации, имеющие право получать под отчет деньги, должны быть ознакомлены с данным приказом под роспись.

 

    1. Документальное оформление выдачи наличных денежных средств подотчет

 

Подотчетное лицо при выдаче ему денежных средств обязано заполнить авансовый отчет об израсходованных денежных средствах по форме АО-12, утвержденной постановлением Госкомстата РФ. Согласно пункту 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии – руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение

2 Постановление от 1 августа 2001 г. N 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет».


руководителем и окончательный  расчет по авансовому отчету осуществляются

руководителем и окончательный  расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Итак, работники, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести по ним окончательный расчет.

Для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам, применяется  авансовый отчет.

1.2.1 Общие правила заполнения авансового отчета

Авансовый отчет применяется для учета  расчетов с подотчетными лицами. Бланк  авансового отчета представляет собой  двусторонний документ. Подотчетные  лица приводят сведения о себе на лицевой  стороне авансового отчета и заполняют  графы 1 – 6 на оборотной стороне  авансового отчета о фактически израсходованных  суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяются на предмет правильности оформления и наличия документов, подтверждающих произведенные расходы, целевого расходования средств, и заполняются  графы 7 – 10 оборотной стороны авансового отчета, содержащие сведения о расходах, принимаемых бухгалтерией к учету. Проверенные авансовые отчеты утверждаются руководителем организации.

1.2.2 Первичные документы

Все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени  которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

По  истечении установленного срока  сотрудник организации, получивший денежные средства под отчет, обязан представить в бухгалтерию авансовый  отчет с приложением всех оправдательных документов, подтверждающих произведенные  расходы.

  При покупках за наличный расчет  в организациях розничной торговли  продавец обязан выдать покупателю (а покупатель вправе потребовать  у продавца) два документа –  кассовый чек и товарный чек  (накладную).

Кассовый  чек должен содержать следующие  реквизиты:

- наименование  организации, выдавшей чек;

- идентификационный  номер организации-налогоплательщика  (ИНН);

- заводской  номер контрольно-кассовой машины (ККМ);

- порядковый  номер чека;

- дату и  время покупки (оказания услуги);

- стоимость  покупки (услуги).

Вместо  кассового чека допускается выдача номерного бланка строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной  межведомственной экспертной комиссией  по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК по ККМ), с указанием предусмотренных  формой бланка реквизитов.

Товарный  чек (накладная) должен содержать следующие  реквизиты:

- наименование  документа;

- дату составления  документа;

- наименование  организации, от имени которой  составлен документ;

- содержание  хозяйственной операции;

- название  и измерители приобретенного  товара в натуральном и денежном  выражении;

- должность  и личную подпись ответственного  лица (продавца);

- штамп (печать) продавца.

Счет-фактура  должна отвечать требованиям положений пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (РФ) и выписывается по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011г. «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», с обязательным заполнением всех указанных в нем реквизитов.

При покупках за наличный расчет у граждан-предпринимателей продавец обязан выдать покупателю (а  покупатель вправе потребовать у  продавца) кассовый и товарный чеки (или накладную) со всеми вышеперечисленными реквизитами.

Покупки за наличный расчет собственного имущества  граждан, не являющихся предпринимателями, оформляются договорами купли-продажи  личного имущества. В договорах  должны быть указаны паспортные данные гражданина. Договор может быть заключен только лицом, которому директором выдана доверенность на право заключения таких  договоров. Выплата денег по таким  договорам производится непосредственно  гражданам-продавцам только через  бухгалтерию с разрешения главного бухгалтера после проверки документального  оформления таких хозяйственных  операций.

Приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы должны отвечать следующим  основным требованиям:

-подтверждающие документы подаются в оригинале;

-по форме они должны соответствовать принятым требованиям для оформления и заполнения первичных документов;

-по характеру операций должна быть установлена связь подтверждающих документов с целевым назначением выданного подотчетному лицу денежного аванса.

 

    1. Выдача под отчет безналичных денег

 

В последнее время становится все  более популярным безналичный способ выдачи денег под отчет. Он особенно удобен в случае выдачи средств командированному лицу. При этом варианте деньги не выдаются, а перечисляются на карточный  счет. И затем свои командировочные  расходы сотрудник сможет оплачивать либо с использованием банковской пластиковой  карты в безналичном порядке, либо наличными, снятыми со счета  при помощи такой карты через  банкомат.

 

    1. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами

 

Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные  и прочие расходы, предназначен счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

На выданные под отчет суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

 Подотчетные  суммы, не возвращенные работниками  в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).

Информация о работе Особенности учета и выдачи подотчетных сумм