Особенности учета лизинговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:28, реферат

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие правового регулирования лизинга по законодательству Республики Казахстан.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую и юридическую основу лизинга;
- рассмотреть лизинговые операции в Республике Казахстан;
- предложить пути совершенствования лизинга в РК.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы лизинга
1.1 Общая характеристика лизинга
1.2 Нормативно-правовая основа лизинга
2. Лизинговые операции в Республике Казахстан
2.1 Анализ лизинговой деятельности банков второго уровня
2.2 Страхование в лизинговой деятельности
3. Пути совершенствования лизинга в РК
3.1 Международный опыт применения лизинга
3.2 Проблемные аспекты лизинговых операций в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СРС по МСФО 3 курс.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Учитывая  зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие должен получить оперативный лизинг. В этом случае лизингополучатель возвращает оборудование его владельцу по истечении срока лизинга, а лизингодатель получает основной доход именно при реализации этого оборудования на вторичном рынке. Должны произойти секьюритизация лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, организация долевого финансирования со стороны поставщиков, а также лизинговые операции.

Представляется  целесообразным использование договорных механизмов распределения рисков между  несколькими банками, страховых  принципов обеспечения обязательств сторон.

На нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из оптимальных вариантов диверсификации кредитного и предпринимательского риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы лизинговых операций, где в качестве инвесторов одновременно выступают три субъекта лизинга: производитель, банк, лизингополучатель. Значительный импульс развитию лизинга, возможно, придаст опыт использования государством механизма лизинга в авиационной отрасли и в сельском хозяйстве [39].

 

2.2 Страхование в лизинговой деятельности

 

Говоря о  страховании в лизинговой деятельности, хотелось бы отметить следующее. Страхование  производится на добровольной основе и обязательно для участников лизинга лишь в случаях, если такое  условие прямо предусмотрено  в соответствующем договоре. При заключении лизинговой сделки (или в ее обеспечение) можно предусмотреть использование страховой защиты от следующих рисков : имущественных рисков; финансовых рисков; политических рисков; рисков связанных с различными видами гражданской и профессиональной ответственностью: рисков, связанных с жизнью и здоровьем персонала, руководства; рисков акционеров; рисков связанных с объектами интеллектуальной собственности; рисков, связанных с просчетами в маркетинговой стратегии; рисков, связанных с административным произволом или криминальными действиями [40].

Право на проведение перечисленных видов страхования  и лицензии на осуществление лизинговых операций имеют практически все  страховые организации и банки  второго уровня. Национальный банк Казахстана как надзорный орган не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков и страховых организаций, в т.ч. по сделкам, связанных с лизингом. Однако в целях дальнейшего механизмов кредитования, оптимизации финансовых потоков и обеспечения их прозрачности, совершенствования платежной системы Национальный банк готов участвовать в обсуждении проблем лизинга [41].

Для любого инвестора, в том числе  и для лизинговых компаний, первоочередным требованием является получение  максимальных гарантий относительно возврата инвестиций. Одним из возможных способов гарантирования охраны интересов лизингодателя является страхование, которое, с одной стороны, обеспечивает непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсирует потери и повышает платежеспособность всех участников лизинговой сделки. Страхование позволяет защитить имущественные интересы лизингодателя и лизингополучателя в случае гибели, утраты, повреждения объекта лизинга на любой из стадий осуществления лизинговой операции - с момента поставки предмета лизинга продавцом (поставщиком) до момента окончания срока действия договора лизинга.

В течение многих лет в лизинге  принимают участие страховые  компании. Мировой опыт правовых взаимоотношений свидетельствует, что при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски.

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, отмечается и Оттавской конвенцией, регулирующей правовые взаимоотношения партнеров по международному финансовому лизингу.

Некоторые страховщики предлагают страхование политических рисков (арест  лизингового имущества арбитражными или таможенными органами; незаконные действия властей как на государственном, так и на местном уровнях; социальные беспорядки; неконвертируемость национальной валюты и т.п.).

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, предусматривает и Оттавская конвенция, регулирующая правовые взаимоотношения партнеров по международному финансовому лизингу.

Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении данного имущества.

Страхование рисков строится на опыте  статистики наступления страховых  случаев. Ведь правила страхования  должны основываться на исследованиях  невыполнения обязательств и анализе финансовых экспертов. К сожалению, статистика нарушения финансовых обязательств, как по кредитным или лизинговым операциям внутри Казахстана, так и при международных сделках, мало известна.

Целесообразно также опубликовать информацию о возврате лизинговых платежей (валютных, рублевых) операторам казахстанского и зарубежного лизингового бизнеса.

Страхование лизингового договора (в том числе финансовых рисков на случай неплатежей лизингополучателя) в Казахстане довольно дорогое: от 10 до 15 процентов от общей стоимости оборудования. Еще более проблематичным является выбор страховой компании, поскольку в Казахстане существует множество нестабильных страховых компаний, из которых только несколько имеют лицензию, дающую им право на осуществление страхования финансовых рисков. Все лизингодатели-респонденты единодушно заявили о том, что самое лучшее страхование арендованного актива может обеспечить только сама лизинговая компания. Ненадежные страховые компании могут с легкостью ввести в заблуждение малые и средние предприятия. Кроме того, в том случае, если компания сама осуществляет страхование, она обеспечивает гарантию того, что страховые отчисления будут производиться вовремя.

Страхование может осуществляться по двум направлениям: страхование  самого оборудования или имущества, передаваемого в лизинг и страхование риска непогашения лизинговых платежей. При страховании оборудования и имущества, передаваемого в лизинг, страховая компания берет на себя обязательства по обеспечению страховой защиты от стандартных имущественных рисков: пожар, удар молнии, взрыв, кража, стихийные бедствия и другие подобные случаи. При этом стоимость страховки при страховании имущества, передаваемого в лизинг, обходится дешевле, чем страхование обычного имущества. Но касается это только ситуации при сотрудничестве с крупной лизинговой компанией, предлагающей страховщику большие суммарные портфели рисков [42].

Имущественные риски берут на страхование  практически все страховые компании, работающие в Казахстане, но при  этом сотрудничать все же имеет смысл с крупными, надежными.

Страхование от специфических технических  рисков, связанных с эксплуатацией  оборудования: энергетических перегрузок, перегрева, вибрации, заклинивания, воздействия  электроэнергии в виде короткого  замыкания, падения напряжения и т.п.

Лицензию на страхование машин  и механизмов от поломок имеет  ограниченное число страховых компаний, поэтому перед заключением договора стоит узнать у страховщика-партнера о ее наличии. Чаще всего страхуется оборудование, подвергаемое наибольшему риску при эксплуатации, - это транспортные средства и передвижная техника.

Размер тарифных ставок устанавливается  в зависимости от условий страхования, выбранных рисков, а также срока  страхования. В среднем они составляют от 0,1% до 2,2% от страховой суммы, т.е. от стоимости передаваемого в лизинг имущества. В зависимости от конкретных условий содержания имущества (например, при наличии современных систем пожарной безопасности и охраны) размер страхового платежа может быть существенно изменен. Система льгот, практикуемых в ряде компаний, предусматривает также оплату страховой премии в рассрочку, тарифные скидки при безубыточном страховании в течение нескольких лет, учет льгот, полученных страхователем в других страховых компаниях, и иные формы поощрения страхователей, обеспечивающих сохранность застрахованного имущества. Кроме того, в договоре страхования можно оговорить размер минимального некомпенсируемого страховщиком убытка - франшизы. Ее включение в договор может значительно удешевить страховой взнос.

При выборе страховой компании стоит  прежде всего поинтересоваться размером ее уставного капитала и наличием перестраховочной защиты (особенно при  большой стоимости лизингового  оборудования) [43].

 

 

3. Пути совершенствования лизинга  в РК

 

3.1 Международный опыт применения лизинга

 

Анализ мирового опыта показывает, что лизинговые операции в последние  годы стали существенным фактором стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы роста объема лизинга в  них значительно превышают темпы  прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции как на внутренних, так и на внешних рынках.

В практике западных стран арендные операции с производственными активами обычно подразделяются на три вида: рейтинг или прокат — краткосрочная аренда на период до года (может составлять иногда несколько дней или даже часов); хайринг — среднесрочная аренда — от одного года до трех лет и лизинг — аренда — от трех лет и более, иногда на 20 - 30 лет.

Как правило, лизинговое соглашение заключается на один имущественный объект, на одну единицу оборудования или транспортного средства, и срок его действия совпадает или близок к нормативному сроку жизни предмета аренды. Если предметом аренды становятся несколько единиц однородного оборудования, транспортных средств или предполагается возможность замещения предмета аренды производителем на более новые или более эффективные образцы, то может заключаться соглашение о так называемом «генеральном лизинге» (как соглашение на длительный период, возможно даже превышающий срок жизни отдельного предмета лизинга).

Для случаев аренды особо дорогого оборудования (авиалайнеры, танкеры, буровое  оборудование, комплектные производственные линии и т.д.), когда требуется  привлечение нескольких источников финансирования, могут заключаться соглашения о так называемом «групповом» или «консолидированном лизинге». По таким соглашениям лизинговая компания выступает организатором синдицированного финансирования, в котором принимают участие несколько банков, иногда из разных стран.

В западных странах заметны весьма существенные различия в том, что  касается кодификации и унификации лизинговых сделок и всего механизма  лизинговых отношений. Однако все эти  страны едины в том, что средствами денежного и бюджетного регулирования они поощряют накопления, средствами налогового регулирования они поощряют инвестиции в обновление производственного потенциала предприятий, средствами таможенного и валютного регулирования — поощряют экспорт капиталоемкой и наукоемкой продукции и защищают своих внутренних производителей от недобросовестной конкуренции извне [46]

При этом необходимо отметить, что  темпы прироста объемов и расширения сфер применения лизинговых операций в разных странах не коррелируют  со степенью детализации государственного регулирования форм лизинговых сделок. Напротив, лидерами в развитии лизинговых операций выступают США, в которых лизинг вообще не признается самостоятельной правовой формой сделки, а выкуп имущества (или опцион на выкуп) не считается обязательным признаком лизинговых отношений. К числу лидеров относится и Великобритания, где лизинговые сделки регулируются обычными нормами права, действующими в отношении договоров купли — продажи и аренды.

По-разному решается во многих странах  и вопрос о субъектах лизинговых отношений. Так, во Франции лизинговые сделки могут осуществлять только банки и связанные с ними специализированные финансовые организации (что отражает позицию французских властей, считающих лизинг разновидностью кредитования). В Бельгии заниматься лизингом могут компании, получившие специальное разрешение министерства экономики. В Италии лизинг считается видом финансовой деятельности, и компания — лизингодатель должна обладать определенным размером капитала. Ирландия установила специальные льготы для сферы технических и профессиональных услуг и в последние годы превратилась в признанный центр международного лизинга. В США подобных ограничений нет, и в принципе любое предприятие может сдавать в аренду как свое, так и специально приобретенное для этого имущество. На деле многие производители дорогостоящего промышленного и офисного оборудования вместо продажи дают его в аренду. В некоторых отраслях доля сдаваемого в аренду оборудования достигает 30% и более. Особенно велика доля арендных операций при реализации тяжелых самолетов, грузовиков и контейнеров, вычислительной техники. В общем объеме лизинговых операций (аренды на длительные сроки) доля вычислительной техники и офисного оборудования превышает 40% и промышленного оборудования — более 20%. Вместе с тем в США широко распространена и практика короткой и сверхкороткой аренды (иногда всего на несколько дней или даже часов) — в строительстве, в торговле, в сфере туризма, в шоу — бизнесе и т.д. В США крупные фирмы — производители часто открывают свои собственные специализированные лизинговые фирмы — нередко в странах ближе к рынкам сбыта или в удобных экономических зонах. Так, «Боинг» имеет свою специализированную фирму по лизингу самолетов и авиатехники в зоне льготного налогообложения в Ирландии. Крупные банки иногда образуют свои лизинговые подразделения в целях развития программ товарного кредитования [47].

При некотором упрощении все  страны в отношении порядка регулирования  в них лизинговых отношений можно  разбить на две группы. В первой группе лизинговые отношения определяются по факту — по наличию или отсутствию в отношениях между сторонами некоторого набора признаков, признаваемых ключевыми, определяющими характер сделки (при этом набор этих признаков в разных странах не обязательно совпадает). Во второй группе стран форма лизинговой сделки определяется законодательно (специальным законом или внесением лизинга в состав сделок, регулируемых гражданским правом); занятие лизинговыми операциями требует специальной регистрации или лицензирования.

К первой группе стран относятся  США, Великобритания, Германия, Италия, Дания, Австрия и др. Во вторую группу входят Франция, Бельгия, Португалия, Швеция.

В отношении международных лизинговых сделок унификация взаимно признаваемых правил продвинулась несколько дальше — в связи с тем, что некоторые из развитых стран подписали международную Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, а другие стараются придерживаться ее норм на практике.

В налоговой сфере практически  все страны выделяют лизинговые операции как отдельный объект налогового регулирования. Налоговое право каждой страны дает четкий набор признаков, определяющих лизинговую сделку, и устанавливает специальный порядок установления (или согласования) налоговых обязательств всех сторон, признаваемых участниками лизинговых отношений. При наличии этих признаков налоговые органы предоставляют для участников лизинговой сделки предусмотренный для таких сделок налоговый режим; если же доказательств наличия лизинговых отношений недостаточно .или же у налоговых органов появляются основания полагать, что эти признаки создаются искусственно (к примеру, для прикрытия сделки иного характера), то они вправе применить иное налоговое регулирование, более соответствующее экономическому существу проверяемой сделки.

В отношении сделок международного лизинга налоговое регулирование  осуществляется либо в порядке совместного  согласования между странами — партнерами режимов налогообложения лизинговых сделок, осуществляемых с участием хозяйствующих субъектов из этих стран (в форме налоговых соглашений), либо путем одностороннего установления налоговых норм, регулирующих осуществление международных лизинговых сделок (в форме национальных налоговых режимов). Казахстан имеет налоговые соглашения практически со всеми развитыми странами мира, поэтому в отношениях с ними действуют нормы соответствующего налогового соглашения.

В международных налоговых отношениях в зависимости от вида обложения  выделяется регулирование по линии  прямых налогов (налоги на объекты лизинга и на платежи по лизинговым сделкам), косвенных налогов (акцизы, НДС и другие налоги) и таможенных пошлин (пошлины, взимаемые с объектов лизинга при пересечении государственных границ) [48].

Информация о работе Особенности учета лизинговых операций