Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:28, реферат
Целью данной дипломной работы является раскрытие правового регулирования лизинга по законодательству Республики Казахстан.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую и юридическую основу лизинга;
- рассмотреть лизинговые операции в Республике Казахстан;
- предложить пути совершенствования лизинга в РК.
Введение
1. Теоретические основы лизинга
1.1 Общая характеристика лизинга
1.2 Нормативно-правовая основа лизинга
2. Лизинговые операции в Республике Казахстан
2.1 Анализ лизинговой деятельности банков второго уровня
2.2 Страхование в лизинговой деятельности
3. Пути совершенствования лизинга в РК
3.1 Международный опыт применения лизинга
3.2 Проблемные аспекты лизинговых операций в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
3.2 Проблемные аспекты лизинговых
операций в Республике Казахста
Республика Казахстан в
Как мною было указано ранее, лизинг является важным механизмом для стимулирования предпринимательства, внедрения новых технологий, обновление и увеличение основных средств, уменьшение социальной напряженности, создание дополнительных рабочих мест, привлечения инвестиций и т.д. Лизинг не требует большого стартового капитала для приобретения оборудования и дополнительного залога, так как приобретаемый предмет лизинга является одновременно предметом залога.
Для ускоренной реконструкции устаревшей
материально технической базы производства
особое значение приобретает лизинг
как форма предпринимательства,
максимально требованиям
Общая ситуация в экономике решающим образом влияет на развитие лизинга в стране. При снижении годового уровня инфляции хотя бы до 15-20% начинается инвестиционный этап реформ, когда предприятие и банки готовы и восприимчивы к инвестированию и кредитованию, а инвесторы, видя устойчивую картину макростабилизации и чувствуя снижение риска, готовы к инвестированию в первую очередь – в наиболее привлекательные для них сферы [49].
В преддверии этого этапа важно создать хорошие условия для инвестиций и, прежде всего, иностранные, а также оживить деловую активность.
Таким образом, на темпы и масштабы развития лизинга в Казахстане влияет комплекс объективных и субъективных факторов и проблем общеэкономического и отраслевого характера. Одни из этих факторов и проблем препятствуют, а другие, наоборот, способствуют дальнейшему развитию лизинга в стране.
Реальный этап развития лизинга в Казахстане был связан с развитием государственного лизинга. Государство в этот период направляет на развитие лизинга в приоритетных для себя секторах экономики, в частности в агропромышленном комплексе страны, бюджетные средства, а также долгосрочные займы и кредитные линии, полученные им по соглашению с международными финансовыми организациями и банками. Основным достоинством участия государства в лизинговых операциях является то, что государственное кредитование осуществляется на более длительные сроки (2-5 лет) и по более низким процентным ставкам и обходится конечным потребителям значительно дешевле, чем кредиты коммерческих банков (12-15% против 36-40% в тот период).
За период с 1995 года по 2000 год не было условий для развития в Казахстане частнопредпринимательского (коммерческого) лизинга из-за высоты банковских процентных ставок и маломощности банковской системы, недостатков в системе налогообложения лизинговых операций (двойной НДС и т.д.).
Однако государство оказалось неумелым хозяйственником, задуманные крупномасштабные государственные лизинговые программы в целом закончились провалом. За 1996-2000 годы государство направило через лизинговый фонд и по отдельным постановлениям Правительства более 4,5 млрд. тенге на проведение лизинговых операций, которые безвозвратно ушли в результате неумелой и неквалифицированной их организации. В итоге Государственный лизинговый фонд, находящийся в составе Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства Республики Казахстан, стал банкротом.
Лизинг в Казахстане в настоящее время занимает весьма скромную долю в общем объеме инвестиций в основные средства – 0,68% против 15-20%, а то и 30% в развитых индустриальных странах.
Быстрому развитию лизинга, в особенности коммерческого лизинга, препятствует ряд все еще нерешенных проблем. Прежде всего, это:
непомерный и
поиск и привлечение внутренних и внешних источников накоплений, инвестиций для финансирования лизинга машин и оборудования;
Поиск и нахождение источников получения и поставок машин и оборудования на лизинговой основе (внутреннее производство, ввоз и вывоз);
Состояние платежной системы в экономике, рост платежей и взаимной задолженности предприятий, невозврат кредитов приобрели за последние годы распространенный характер;
Отсутствие и слабость законодательно-нормативной базы развития и регулирование лизингового бизнеса;
Непоследовательность, противоречивость
механизма государственной
Также развитие лизинга сталкивается
у нас с проблемой
Важной проблемой, предопределяющей
формы организации лизинга
В республике практически отсутствует производство основных видов оборудования необходимых для предприятий различного профиля.
Не менее серьезной проблемой остается неуклонное старение парка сельхозмашин. Ее предполагается решить за счет контрактов с западными фирмами, а также поставок на лизинговой основе с казахстанских заводов.
В условиях роста неплатежей и взаимной задолженности предприятий, т.е. резкого снижения платежной дисциплины серьезной задачей и проблемой стоящей перед банками и лизинговым фондом является разработка механизма возврата бюджетных и других средств, выделенных для проведения лизинговых операций. Эта задача является составной частью более общей проблемы - создание действенной системы обеспечения выполнения обязательств путем предоставления гарантий, залога имущества и страхования коммерческих рисков при лизинговых сделках.
За истекший период работы лизинговых компаний стали наглядны моменты, которые тормозят темпы развития лизинга, а соответственно, и тормозится обновление основных средств в Казахстане. Для реализации некоторых государственных программ, например, импортозамещения, развития малого предпринимательства и т.д., крайне необходимой развитие лизинга в целом. [50]
Серьезным тормозом в развитии лизингового бизнеса в Казахстане является недостаточная разработка законодательно-нормативной базы. Основной, регулирующий все аспекты этого сложного экономического явления документ - Закон РК «О лизинге» (от 5 июля 2000г.). Но сейчас мы являемся свидетелями непоследовательности и недостаточной эффективности действия механизма государственной поддержки и стимулирования лизингового бизнеса в Казахстане. Особенно ярко они проявляются в отсутствии координации рычагов и инструментов инвестиционной, налоговой, учетной и амортизационной политике государства в отношении лизинга.
Поэтому важно усовершенствовать нормативно-правовую базу в республике по вопросам лизинга, устранить возникнувшие несоответствия, а также внести дополнения и изменения в законодательство о лизинге, соответствующие нормам международного права [51 ].
Для этого требуется принять меры по сохранению и совершенствованию института предоставления налоговых льгот для любого вида лизинга, по исключению статей в нормативных правовых актах или преданию им четких редакций, не позволяющих допускать различного их трактования. Очень важно обеспечить идентичность подхода в определении терминов «финансовый лизинг» и «вознаграждение по финансовому лизингу» в налоговом и гражданском законодательстве и т. д.
Сегодня же наглядно прослеживаются терминологические разночтения в ряде законодательных актов, таких как Гражданский Кодекс РК (Особенная Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 года № 2368 « 9-1 предмет лизинга - имущество, определяемое в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лизинге и ввозимое в Республику Казахстан в соответствии с договором лизинга », а законодательство Республики Казахстан оперирует исключительно понятием «финансовый лизинг».
В любом случае, ограничение существенно тормозит развитие лизинга недвижимости, включая землю, которая амортизации вообще не подлежит, поскольку приобретение помещения неразрывно связано с приобретением земельного участка под ним, а последнее невозможно исходя из существующего в Налоговом Кодексе определения лизинга (Статья 74 «передача по договору лизинга, заключённому в соответствии с законодательством Республики Казахстан, основных средств, подлежащих амортизации, является финансовым лизингом...». Согласно же статье 82 Налогового кодекса, к активам, не подлежащим амортизации, относятся:
земельные участки;
объекты незавершённого строительства;
неустановленное оборудование;
основные средства и материальные активы, не используемые налогоплательщиком в производстве товаров, выполнении работ, предоставлении услуг;
доля участия в юридическом лице любой организационно-правовой формы;
основные средства, стоимость которых ранее полностью отнесена на вычеты в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действовавшим до 1 января 2000 года;
основные средства, введённые в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта, стоимость которых отнесена на вычеты в соответствии со статьями 138-140 Кодекса.
сделок, например, международный лизинг или возвратный лизинг.
Необходимо поднять вопрос и
о возможности ратификации
С учетом существующей в настоящее время Республике Казахстан нормативно - правовой базы лизинга и ее дальнейшего развития предусматривается увеличение доли лизинга к 2006г. в общем объеме инвестиций до 30% со следующей разбивкой по годам: 2002г.-20%, 2003г.-25%, 2004г.- 28%, 2005г.-29%, 2006г.-30%.
Рисунок 3.2.1 -доля лизинга в общем объеме инвестиций
В сравнении с опытом развитых стран это половина достигнутого ими в настоящее время. Лизинг в большинстве стран в общем, объеме инвестиций составляет 40-50%.
Без решения существующих и вновь возникающих проблем развитие лизинга трудно, точнее даже невозможно рассчитывать на успешную работу уже созданных и создаваемых лизинговых компаний, банковских структур и развитие внутреннего рынка лизинговых услуг.
Таким образом, лизинговый бизнес в Казахстане сталкивался в тот период и сталкивается сейчас с рядом проблем, таких как:
Отсутствие квалифицированных кадров специалистов в этой области;
Расплывчатая и противоречивая во многом нормативно-законодательная база развития лизинга в Казахстане;
Высота банковских процентных ставок и маржи лизинговых компаний;
Высокая степень рисков, возникающих в ходе реализации лизинговых инвестиционных проектов;
Обеспечение полной возвратности выделенных для осуществления лизинговых операций бюджетных средств и др. [53].
Заключение
Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:
- инвестирование в форме
- лизинг предполагает 100-процентное
кредитование и не требует
немедленного начала платежей, что
позволяет без резкого
- часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;
- лизинговое соглашение более
гибко, чем ссуда, так как
предоставляет возможность
- для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества;
- лизинговое имущество не