Особенности учета лизинговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:28, реферат

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие правового регулирования лизинга по законодательству Республики Казахстан.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую и юридическую основу лизинга;
- рассмотреть лизинговые операции в Республике Казахстан;
- предложить пути совершенствования лизинга в РК.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы лизинга
1.1 Общая характеристика лизинга
1.2 Нормативно-правовая основа лизинга
2. Лизинговые операции в Республике Казахстан
2.1 Анализ лизинговой деятельности банков второго уровня
2.2 Страхование в лизинговой деятельности
3. Пути совершенствования лизинга в РК
3.1 Международный опыт применения лизинга
3.2 Проблемные аспекты лизинговых операций в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СРС по МСФО 3 курс.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Проблемные аспекты лизинговых  операций в Республике Казахстан

 

Республика Казахстан в последние  три года демонстрирует высокие  темпы роста экономики. Главной  целью в экономике является максимально  высокие темпы роста валового внутреннего продукта, от чего напрямую зависит решение многих социальных проблем. Экономический рост должен также подкрепляться качественными изменениями в экономике. Прежде всего, они должны сопровождаться обновлением изношенных основных фондов новыми высокотехнологическими оборудованием и техникой. Структурные изменения в экономике предусматривает диверсификацию экспорта с целью обеспечения стабильного роста экономики и национальной безопасности государства.

Как мною было указано ранее, лизинг является важным механизмом для стимулирования предпринимательства, внедрения новых  технологий, обновление и увеличение основных средств, уменьшение социальной напряженности, создание дополнительных рабочих мест, привлечения инвестиций и т.д. Лизинг не требует большого стартового капитала для приобретения оборудования и дополнительного залога, так как приобретаемый предмет лизинга является одновременно предметом залога.

Для ускоренной реконструкции устаревшей материально технической базы производства особое значение приобретает лизинг как форма предпринимательства, максимально требованиям научно- технического прогресса и гармоничного сочетания частных и общественных интересов.

Общая ситуация в экономике решающим образом влияет на развитие лизинга  в стране. При снижении годового уровня инфляции хотя бы до 15-20% начинается инвестиционный этап реформ, когда  предприятие и банки готовы и восприимчивы к инвестированию и кредитованию, а инвесторы, видя устойчивую картину макростабилизации и чувствуя снижение риска, готовы к инвестированию в первую очередь – в наиболее привлекательные для них сферы [49].

В преддверии этого этапа важно создать хорошие условия для инвестиций и, прежде всего, иностранные, а также оживить деловую активность.

Таким образом, на темпы и масштабы развития лизинга в Казахстане влияет комплекс объективных и субъективных факторов и проблем общеэкономического и отраслевого характера. Одни из этих факторов и проблем препятствуют, а другие, наоборот, способствуют дальнейшему развитию лизинга в стране.

Реальный этап развития лизинга  в Казахстане был связан с развитием  государственного лизинга. Государство в этот период направляет на развитие лизинга в приоритетных для себя секторах экономики, в частности в агропромышленном комплексе страны, бюджетные средства, а также долгосрочные займы и кредитные линии, полученные им по соглашению с международными финансовыми организациями и банками. Основным достоинством участия государства в лизинговых операциях является то, что государственное кредитование осуществляется на более длительные сроки (2-5 лет) и по более низким процентным ставкам и обходится конечным потребителям значительно дешевле, чем кредиты коммерческих банков (12-15% против 36-40% в тот период).

За период с 1995 года по 2000 год не было условий для развития в Казахстане частнопредпринимательского (коммерческого) лизинга из-за высоты банковских процентных ставок и маломощности банковской системы, недостатков в системе налогообложения лизинговых операций (двойной НДС и т.д.).

Однако государство оказалось  неумелым хозяйственником, задуманные крупномасштабные государственные  лизинговые программы в целом закончились провалом. За 1996-2000 годы государство направило через лизинговый фонд и по отдельным постановлениям Правительства более 4,5 млрд. тенге на проведение лизинговых операций, которые безвозвратно ушли в результате неумелой и неквалифицированной их организации. В итоге Государственный лизинговый фонд, находящийся в составе Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства Республики Казахстан, стал банкротом.

Лизинг в Казахстане в настоящее  время занимает весьма скромную долю в общем объеме инвестиций в основные средства – 0,68% против 15-20%, а то и 30% в развитых индустриальных странах.

Быстрому развитию лизинга, в особенности  коммерческого лизинга, препятствует ряд все еще нерешенных проблем. Прежде всего, это:

непомерный и непропорциональный рост цен на машины и оборудование и сложившийся в результате этого ценовой диспаритет. Между продукцией машиностроения и других отраслей;

поиск и привлечение внутренних и внешних источников накоплений, инвестиций для финансирования лизинга  машин и оборудования;

Поиск и нахождение источников получения  и поставок машин и оборудования на лизинговой основе (внутреннее производство, ввоз и вывоз);

Состояние платежной системы в  экономике, рост платежей и взаимной задолженности предприятий, невозврат  кредитов приобрели за последние годы распространенный характер;

Отсутствие и слабость законодательно-нормативной  базы развития и регулирование лизингового  бизнеса;

Непоследовательность, противоречивость механизма государственной поддержки  и стимулирования лизингового бизнеса. Особенно ярко это проявлялось в отсутствии координации при проведении соответствующей инвестиционной, налоговой, учетной и амортизационной политики.

Также развитие лизинга сталкивается у нас с проблемой аккумулирования  значительных денежных средств, особенно необходимые при лизинге сельскохозяйственной и авиационной техники, судов при операциях международного лизинга. Наряду с государственными средствами основным источником инвестиций на внутреннем рынке должны стать сбережения населения и хозяйствующих субъектов. Но аккумулировать и привлечь средства может надежная и сильная банковская система. Вместе с этим развитие лизинга ограничивают скопившиеся у нас высокие ставки банковского кредита и короткие сроки кредитования. Их уровень зависит от уровня инфляции и ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан. При таких условиях и возможностях банки Казахстана не проявляют особой заинтересованности участвовать финансировании лизинговых операций ни в прямой, ни в косвенной форме. При высоких темпах инфляции, в обстановке продолжающегося экономического кризиса долгосрочные инвестиционные вложения становятся невыгодными и невозможными.

Важной проблемой, предопределяющей формы организации лизинга внутреннего  или международного (экспорт и  импорт) является определение и оптимальный выбор источников поступления и поставок машинно-технических изделий лизингополучателем (внутреннее производство, ввоз и вывоз).

В республике практически отсутствует  производство основных видов оборудования необходимых для предприятий различного профиля.

Не менее серьезной проблемой  остается неуклонное старение парка  сельхозмашин. Ее предполагается решить за счет контрактов с западными фирмами, а также поставок на лизинговой основе с казахстанских заводов.

В условиях роста неплатежей и взаимной задолженности предприятий, т.е. резкого снижения платежной дисциплины серьезной задачей и проблемой стоящей перед банками и лизинговым фондом является разработка механизма возврата бюджетных и других средств, выделенных для проведения лизинговых операций. Эта задача является составной частью более общей проблемы - создание действенной системы обеспечения выполнения обязательств путем предоставления гарантий, залога имущества и страхования коммерческих рисков при лизинговых сделках.

За истекший период работы лизинговых компаний стали наглядны моменты, которые тормозят темпы развития лизинга, а соответственно, и тормозится обновление основных средств в Казахстане. Для реализации некоторых государственных программ, например, импортозамещения, развития малого предпринимательства и т.д., крайне необходимой развитие лизинга в целом. [50]

Серьезным тормозом в развитии лизингового  бизнеса в Казахстане является недостаточная  разработка законодательно-нормативной  базы. Основной, регулирующий все аспекты этого сложного экономического явления документ - Закон РК «О лизинге» (от 5 июля 2000г.). Но сейчас мы являемся свидетелями непоследовательности и недостаточной эффективности действия механизма государственной поддержки и стимулирования лизингового бизнеса в Казахстане. Особенно ярко они проявляются в отсутствии координации рычагов и инструментов инвестиционной, налоговой, учетной и амортизационной политике государства в отношении лизинга.

Поэтому важно усовершенствовать  нормативно-правовую базу в республике по вопросам лизинга, устранить возникнувшие несоответствия, а также внести дополнения и изменения в законодательство о лизинге, соответствующие нормам международного права [51 ].

Для этого требуется принять  меры по сохранению и совершенствованию института предоставления налоговых льгот для любого вида лизинга, по исключению статей в нормативных правовых актах или преданию им четких редакций, не позволяющих допускать различного их трактования. Очень важно обеспечить идентичность подхода в определении терминов «финансовый лизинг» и «вознаграждение по финансовому лизингу» в налоговом и гражданском законодательстве и т. д.

Сегодня же наглядно прослеживаются терминологические разночтения  в ряде законодательных актов, таких  как Гражданский Кодекс РК (Особенная Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 года № 2368 « 9-1 предмет лизинга - имущество, определяемое в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лизинге и ввозимое в Республику Казахстан в соответствии с договором лизинга », а законодательство Республики Казахстан оперирует исключительно понятием «финансовый лизинг».

В любом случае, ограничение существенно  тормозит развитие лизинга недвижимости, включая землю, которая амортизации  вообще не подлежит, поскольку приобретение помещения неразрывно связано с приобретением земельного участка под ним, а последнее невозможно исходя из существующего в Налоговом Кодексе определения лизинга (Статья 74 «передача по договору лизинга, заключённому в соответствии с законодательством Республики Казахстан, основных средств, подлежащих амортизации, является финансовым лизингом...». Согласно же статье 82 Налогового кодекса, к активам, не подлежащим амортизации, относятся:

земельные участки;

объекты незавершённого строительства;

неустановленное оборудование;

основные средства и материальные активы, не используемые налогоплательщиком в производстве товаров, выполнении работ, предоставлении услуг;

доля участия в юридическом  лице любой организационно-правовой формы;

основные средства, стоимость которых ранее полностью отнесена на вычеты в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действовавшим до 1 января 2000 года;

основные средства, введённые в  эксплуатацию в рамках инвестиционного  проекта, стоимость которых отнесена на вычеты в соответствии со статьями 138-140 Кодекса.

сделок, например, международный лизинг или возвратный лизинг.

Необходимо поднять вопрос и  о возможности ратификации Оттавской  Конвенции, что даст дополнительные и необходимые гарантии иностранным инвесторам по осуществлению лизинговых сделок в Казахстане. Признавая, что экономическая и социальная реформы являются важнейшей областью государственной политики, считаю необходимым внести соответствующие изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов по вопросам лизинга в максимально короткие сроки, включив в рабочую группу специалистов, изучающих лизинг и знающих практические проблемы развития лизинга.

С учетом существующей в настоящее  время Республике Казахстан нормативно - правовой базы лизинга и ее дальнейшего развития предусматривается увеличение доли лизинга к 2006г. в общем объеме инвестиций до 30% со следующей разбивкой по годам: 2002г.-20%, 2003г.-25%, 2004г.- 28%, 2005г.-29%, 2006г.-30%.

 

Рисунок 3.2.1 -доля лизинга в общем  объеме инвестиций

 

В сравнении с опытом развитых стран  это половина достигнутого ими в  настоящее время. Лизинг в большинстве  стран в общем, объеме инвестиций составляет 40-50%.

Без решения существующих и вновь  возникающих проблем развитие лизинга  трудно, точнее даже невозможно рассчитывать на успешную работу уже созданных и создаваемых лизинговых компаний, банковских структур и развитие внутреннего рынка лизинговых услуг.

Таким образом, лизинговый бизнес в  Казахстане сталкивался в тот  период и сталкивается сейчас с рядом проблем, таких как:

Отсутствие квалифицированных  кадров специалистов в этой области;

Расплывчатая и противоречивая во многом нормативно-законодательная  база развития лизинга в Казахстане;

Высота банковских процентных ставок и маржи лизинговых компаний;

Высокая степень рисков, возникающих  в ходе реализации лизинговых инвестиционных проектов;

Обеспечение полной возвратности выделенных для осуществления лизинговых операций бюджетных средств и др. [53].

 

 

Заключение

 

Причиной широкого распространения  лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:

- инвестирование в форме имущества  в отличие от денежного кредита  снижает риск невозврата средств,  так как за лизингодателем  сохраняются права собственности на переданное имущество;

- лизинг предполагает 100-процентное  кредитование и не требует  немедленного начала платежей, что  позволяет без резкого финансового  напряжения обновлять производственные  фонды, приобретать дорогостоящее  имущество;

- часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;

- лизинговое соглашение более  гибко, чем ссуда, так как  предоставляет возможность обеим  сторонам выработать удобную  схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;

- для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества;

- лизинговое имущество не числится  у лизингополучателя на балансе,  что не увеличивает его активы  и освобождает от уплаты налога  на это имущество;

Информация о работе Особенности учета лизинговых операций