Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 10:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей учёта материальных затрат и расходов на оплату труда на предприятии ЧТУП «12 футов» и отыскание путей его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Затраты как основной объект управленческого учёта 3
1.1Понятие, роль и значение затрат на производство 3
2 Бухгалтерский учёт производственных затрат на ЧТУП «12 футов» 11
2.1 Документальное оформление учёта материальных затрат на предприятии 11
2.2 Синтетический и аналитический учёт материальных затрат 13
3 Направления совершенствования бухгалтерского учёта материальных затрат и оплаты труда на предприятии «12 футов» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ А 29
ПРИЛОЖЕНИЕ В 30
ПРИЛОЖЕНИЕ С
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [6]
Таким образом, существует большое количество классификаций затрат организации. Особый интерес в рамках данной курсовой работы представляет учётный метод классифицирования издержек производства, в частности – такие его статьи, как материальные затраты и затраты на оплату труда.
Перечень основных документов, регламентирующих учёт затрат на производство, выглядит следующим образом:
Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
Инструкция по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации.
Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), имеют целью обеспечить единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость произведенной и реализованной продукции, издержки обращения товаров, выполненных и реализованных работ, оказанных и реализованных услуг в организациях независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности.
Кроме этого, перечень документов не ограничивается выше названными, а пополняется документами с внесёнными в них поправками, а также внутренними инструкциями предприятия.
2 Бухгалтерский учёт
производственных затрат на
2.1 Документальное оформление учёта материальных затрат на предприятии
Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации материального учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов.
Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контролировать соблюдение правил оформления движения материальных ресурсов должен главный бухгалтер.
Для выполнения производственной программы ЧТУП «12 футов» определяет потребность в материальных ресурсах и приобретает или производит их. Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы, от списания выбывающих основных средств.
На поставку материалов организация заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон.
Контроль за выполнением плана материально – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на директора ЧТУП «12 футов». С этой целью ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.
Порядок оформления поступления на предприятие материалов ведётся по следующему алгоритму.
Получение любых материальных ценностей представителем организации осуществляется при предъявлении им соответствующей доверенности. При выдаче доверенность регистрируется бухгалтерией в журнале учета выданных доверенностей. В бухгалтерии на основании накладной, выписанной поставщиком при передаче материальных ценностей, выписывается приходный ордер. Приходный ордер выписывается на фактически принятое количество ценностей. При поступлении материалов на основании накладной поставщика в бухгалтерии делается проводка: Д-т 10 К-т 60. Затем отражается оплата полученных от поставщика материальных ценностей Д-т 60 К-т 51.
Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают ответственному исполнителю по снабжению (данную функцию исполняет экономист в силу ограниченности штата сотрудников предприятия), где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.
В службе снабжения (экономистом) производится проверка соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте.
Директор принимает на предприятии или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, директор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
Если перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, что в целом и характерно для исследуемого предприятия, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., оформляют на предприятии однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают в 2-х экземплярах.
Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.
Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.
Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Это сокращает количество первичных документов.
Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии входит представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).
Движение материалов внутри организации оформляется при помощи:
Лимитно – заборные карты используются для систематического отпуска материалов со склада, при этом делается проводка Д-т 20 К-т 10 – списаны в производство материальные ценности. По окончании месяца лимитно – заборные карты сдаются складом в бухгалтерию. На основании карты составляется требование – накладная. Требование – накладная выписывается в двух экземплярах: один экземпляр служит основанием для списания ценностей, другой – для оприходования ценностей, если меняется материально-ответственное лицо.
Отпуск материальных ценностей сторонним организациям оформляется накладной на отпуск материалов на сторону. При предъявлении получателем доверенности на получение ценностей один экземпляр накладной передается получателю материалов, а другой остается на складе как основание для отпуска материалов.
Движение материалов на складе отражается в карточках складского учета. Записи в них делаются на основании первичных документов в день совершения операции. Движение материалов по складу находит свое отражение в оборотно – сальдовой ведомости.
Расчет фактической себестоимости списываемых на производство материалов производится по методу фактической себестоимости каждого вида материалов.
2.2 Синтетический и аналитический учёт материальных затрат
Материальные затраты – элемент себестоимости продукции (работ, услуг), который отражает стоимость следующих элементов:
На производственных предприятиях материальные ресурсы в себестоимости выпускаемых изделий занимают значительный удельный вес. Поэтому их учёт, хранение и рациональное использование в процессе производства имеют важное значение в повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основными задачами учёта производственных запасов являются:
Необходимыми условиями действенного контроля за сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов на предприятии являются:
В состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода.
Все материальные ресурсы отражаются в себестоимости продукции (работ, услуг) по цене приобретения без учета НДС.
Материальные затраты предприятия компенсируются за счет выручки от реализации продукции лишь в том объеме, который затрачен на реализованную продукцию. Они включаются в себестоимость продукции за вычетом стоимости возвратных отходов. [8]
Условно вся схема учёта материальных затрат на предприятии может быть представлена таким образом, как в приложении А.
Прежде чем приступить непосредственно к синтетическому и аналитическому учётам, рассмотрим роль статьи материальных затрат в общей величине затрат на производство.
Преобладание в общей сумме всех затрат удельного веса материальных затрат свидетельствует о том, что производство материалоёмкое, и, следовательно, наиболее значимые резервы снижения себестоимости продукции необходимо искать в экономии и эффективном использовании материальных ресурсов.
Динамику удельного веса материальных затрат в общей величине затрат предприятия ЧТУП «12 футов» отражает рисунок 2.1.
Рисунок 2.1 – Динамика удельного веса материальных затрат в общем объёме затрат предприятия ЧТУП «12 футов» за период 2010-2013 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Ещё одним важным моментом в рамках анализа роли материальных затрат в общем объёме затрат производства, является детализация данной статьи, графически представленная на рисунке 2.2.