Отчет о прибылях и убытках и его применение для оценки результативности ОАО «Каустик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной дипломной работы является рассмотрение порядка составления отчета о прибылях и убытках и его применение для оценки результативности ОАО «Каустик».
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие основные задачи дипломной работы:
− изучить теоретические основы составления отчета о прибылях и убытках и его применение для оценки результативности деятельности;
− оценить результативность деятельности ОАО «Каустик» на основе отчета о прибылях и убытках;

Файлы: 7 файлов

Глава 1.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 


 


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О

ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    1. Нормативно-законодательные аспекты составления

бухгалтерской финансовой отчетности

 

Организации, находящиеся на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности обязаны вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с действующим законодательством, устанавливающим единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной Министерством Финансов РФ от 1 июля 2004 г. № 180 и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 382-Р в России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на ведении четырехуровневой системы нормативных документов.

Уровень I − законы и другие законодательные акты (указы президента, постановления правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. Основополагающим документом этого уровня, устанавливающим единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Ряд важных вопросов, касающихся учета, законодательно закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральном законе от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д.

Уровень II − положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ. Функции по разработке и утверждению нормативно-правовых актов в области ведения бухгалтерского учета и составления отчетности возложены на Минфин России. Ему предоставлено право разрабатывать и утверждать обязательные для исполнения всеми организациями документы - положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В них обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к учету отдельных видов имущества и обязательств, участкам и этапам учетной работы, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. В настоящее время принято и введено в действие 20 положений по бухгалтерскому учету.

Уровень III − методические указания по ведению бухгалтерского учета (рекомендации, инструкции и т.п.). Документы этого уровня обычно раскрывают механизм использования принципов и приемов бухгалтерского учета применительно к предприятиям отдельных видов деятельности, отраслей и т.п. Они разрабатываются Минфином России либо иными органами, которым предоставлено такое право. При этом разрабатываемые этими органами документы не должны противоречить нормативным актами методическим указаниям Минфина России.

Уровень IV − внутренние документы организации, в первую очередь документы, формирующие ее учетную политику1.

Правила бухгалтерского учета, равно как и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в последнее время претерпели значительные изменения. Минфин утвердил новые формы бухгалтерской отчетности, а также порядок их заполнения и представления. По существу можно говорить о новой типовой модели бухгалтерской отчетности, предложенной финансистами в текущем году. В соответствии с Приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н изменения затронули Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России № 34н; ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»; ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Этим же Приказом корректировке подверглись и Методические указания, определяющие правила бухгалтерского учета материально-производственных запасов, специального инструмента, оборудования, спецодежды, основных средств2.

Говоря о новой типовой модели бухгалтерской отчетности, нельзя не сказать о новых формах бухгалтерской отчетности организаций. Новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках утверждены Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Если проанализировать состав новых форм бухгалтерской отчетности, то можно увидеть, с одной стороны, определенную преемственность, а с другой - существенные различия между старыми и новыми формами. У новых форм бухгалтерской отчетности в отличие от старых нет нумерации в названии, например, «форма № 1», «форма № 2» и т.д. В то же время названия форм, входящих в состав годовой отчетности, да и сам состав отчетности в целом остались те же.

Состав отчетности:

− бухгалтерский баланс (аналог старой формы № 1);

− отчет о прибылях и убытках (аналог формы № 2);

− отчет об изменениях капитала (аналог формы № 3);

− отчет о движении денежных средств (аналог формы № 4);

− отчет о целевом использовании полученных средств (аналог формы № 6) − составляют общественные организации, у которых нет предпринимательской деятельности и нет оборотов по продаже товаров, работ, услуг (кроме выбывшего имущества);

− пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (аналог пояснительной записки и формы № 5). Если пояснения приводятся в табличной форме, то лучше ориентироваться на пример их оформления, данный в Приложении № 3 к Приказу № 66н.

В новой форме бухгалтерского баланса отражаются показатели минимум за два предыдущих года. Кстати говоря, аналогичное требование предусмотрено нормами Международных стандартов финансовой отчетности. При этом оно ничуть не противоречит положениям российских стандартов бухгалтерского учета (п. 10 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). Для этой цели в новой форме баланса предусмотрены не две графы (на начало года и на конец отчетного периода), а три:

− на текущую отчетную дату (то есть на конец отчетного периода);

− на 31 декабря предыдущего года (как правило, эти данные должны совпадать с данными на начало отчетного года, но только в том случае, если не было корректировок в межотчетный период, например переоценки основных средств);

− на 31 декабря года, предшествующего предыдущему году3.

Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета безусловно призваны нести стандарты, которые в силу традиции называются положениями (ПБУ). С позиции бухгалтера эти регулятивы, во-первых, являются рекомендательными, а не предписывающими, какими были инструкции, во-вторых, не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых бухгалтерских записей, в-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, как правило, не требуют регистрации этим министерством, т. е. за их неисполнение не может быть судебной ответственности4.

В соответствии с Приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н изменения затронули Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России № 34н; ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»; ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Этим же Приказом корректировке подверглись и Методические указания, определяющие правила бухгалтерского учета5.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод о том, что в России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на ведении четырехуровневой системы нормативных документов. Общее правовое и нормативно-методологическое руководство отношений, связанных с формированием бухгалтерской финансовой отчетности, осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов Российской Федерации.

Анализ особенностей формирования бухгалтерской отчетности позволяет сделать вывод, что тем организациям, которые в своей учетной политике в самом широком смысле ориентируются на требования МСФО, перестроиться на новую типовую модель бухгалтерской отчетности в 2011 г. будет совсем не трудно. Ведь она, что очевидно, куда более полно учитывает изменения в правилах бухгалтерского учета, которые направлены на сближение с Международными стандартами финансовой отчетности.

    1. Порядок формирования отчета о прибылях и убытках

 

Данные отчета о прибылях и убытках занимают значимую часть бухгалтерской отчетности, которая дополняет, разъясняет, уточняет и расширяет информационный поток, представленный в бухгалтерском балансе (ф. № 1) как совокупность итоговых показателей работы организации за отчетный период.

В отчете о прибылях и убытках (ф. № 2) представляется информация о доходах и расходах организации, прибылях и убытках, полученных за отчетный период и аналогичный предшествующий период (месяц, квартал, 6 месяцев, 9 месяцев, год). Данные показатели формируются в соответствии с нормами Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, «Расходы организации» ПБУ 10/99, а также «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02. Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) подписывается руководителем организации и главным бухгалтером6.

Наиболее существенными группами показателей отчета являются:

− доходы и расходы по обычным видам деятельности;

− прочие доходы и расходы;

− отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства;

− текущий налог на прибыль и чистая прибыль (чистый убыток) организации за отчетный период.

Кроме того, в конце отчета справочно приводится информация о постоянных налоговых обязательствах, базовой прибыли (убытке) на акцию, разводненной прибыли (убытка) на акцию.

Поскольку при составлении всех форм бухгалтерской отчетности должен быть реализован принцип существенности, необходимо показывать все существенные доходы и расходы, прибыли и убытки организации за отчетный период отдельными строками.

По строке «Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)» показывается такая сумма денежных средств или иных активов, полученных организацией, которая может быть признана выручкой в соответствии с условиями признания по нормам п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Выручку определяют с учетом скидок, наценок, процентов с покупателей за рассрочку платежей как разницу между кредитовым оборотом счета 90-1 «Выручка» и дебетовыми оборотами счетов 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», 90-5 «Экспортные пошлины».

По статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражают расходы по обычным видам деятельности, связанные с изготовлением продукции, ее продажей, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Такие расходы признаются в бухгалтерском учете и отражаются в отчете о прибылях и убытках, если соответствуют требованиям п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Себестоимость продукции, работ, услуг в производственных организациях формируется с учетом требований отраслевых инструкций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Когда организация в соответствии с учетной политикой исчисляет не полную, а сокращенную себестоимость продукции, работ, услуг, то в состав себестоимости продаж по данной статье не будут включены общехозяйственные расходы. Они отражаются в другой строке отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) – «Управленческие расходы».

Для формирования суммы по данной строке следует использовать сумму дебетового оборота счета 90-2 «Себестоимость продаж» без включения коммерческих расходов, если они полностью относятся на себестоимость продукции, работ, услуг. Эта сумма представляется в отчете в круглых скобках.

Сумма по следующей статье отчета «Валовая прибыль» исчисляется как разность между суммой по строке «Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)» и по строке «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».

Строка «Коммерческие расходы» представляет совокупность расходов, понесенных организацией в связи с продажей, сбытом, реализацией продукции, работ, услуг, товаров. Она заполняется теми организациями, которые полностью включают коммерческие расходы в себестоимость, показывая их в круглых скобках. Когда коммерческие расходы распределяются между проданной продукцией и оставшейся на складе, они включаются в отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) по строке «Себестоимость продаж».

Глава 2.doc

— 339.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Глава 3.doc

— 312.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Доклад.doc

— 49.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.doc

— 73.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Слайды.ppt

— 447.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.doc

— 45.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Отчет о прибылях и убытках и его применение для оценки результативности ОАО «Каустик»