Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:32, отчет по практике
Цель производственной практики - получение навыков решения производственно-хозяйственных, экономических, маркетинговых задач на предприятии.
Объект исследования - ТОО “Сапалы-Ц”
Задачи практики:
- изучение характера деятельности предприятия, организационной структуры управления, выполняемых подразделениями управленческих функций;
- описание технологических процессов;
В данном случае завод располагал на начало 2011 года основных фондов (далее ОФ) первоначальной стоимостью 15343 тыс. тнг. К концу 2014 года эта стоимость возросла до 55690 тыс. тнг, то есть на 40347 тыс. тнг. Таким образом, стоимость основных фондов предприятия за последние 4 года возросла в 2,2 раза.
Обобщающими показателями, характеризующими состояния ОФ, являются коэффициенты износа и годности.
Коэффициент годности (Кг) отражает ту долю стоимости ОФ, которая еще не перенесена на продукцию и исчисляется по формуле:
(3)
Так, остаточная стоимость ОФ, исходя из формулы (3), к концу 2011года составила 15253 тыс. тнг. при первоначальной стоимости 16321 тыс. тнг. Следовательно, Кг ОФ за 2011 год составляет 0,935 и т.д. по каждому году анализируемого периода.
Эти коэффициенты целесообразно вычислять так же и по видам ОФ, так как они существенно различаются по интенсивности использования и срокам службы. Следует отметить, что Кг еще не характеризует пригодность объектов к работе, а свидетельствует лишь о возможной степени их изношенности. Поэтому в анализе состояния ОФ чаще используют коэффициент износа (Ки). Для этого определяют сумму износа ОФ как разность их первоначальной и остаточной стоимости на конец года. Ки ОФ находят путем деления суммы их износа на первоначальную стоимость этих ОФ.
(4)
Коэффициент износа, исходя и формулы (4), составил 0,07.
Из таблицы видно, какие произошли изменения величины ОФ. Так предприятие пополнило свои фонды суммарно за 4 года новыми объектами стоимостью 40347 тыс. тнг., в то же время оно списало со своего баланса по ветхости и изношенности ОФ на сумму всего лишь 19 тыс. тнг. за тот же период.
Для обобщённой оценки эффективности использования основных производственных фондов используется показатель фондоотдачи, который равный отношению объёма выполненных СМР на один тнг. к среднегодовой стоимости ОС.
(5)
Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на тнг. произведённой продукции и рассчитывается по следующей формуле:
(6)
Анализ фондоотдачи и фондоёмкости в соответствии с формулами (5) и (6) ТОО “Сапалы-Ц”за 2011-2014 года представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Анализ фондоотдачи и фондоёмкости ТОО “Сапалы-Ц”за 2011-2014 года
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. тнг |
14617 |
25057 |
28402 |
44614 |
Фондоотдача |
15187 |
10775 |
9745 |
6657 |
Фондоёмкость |
0,0001 |
0,0001 |
0,0001 |
0,0002 |
Согласно приведенным данным таблицы видно, что в период с 2011 по 2014 года фондоотдача ежегодно падала, а фондоёмкость росла. Фондоотдача показывает, сколько тнг. товарной или реализованной продукции приносит каждый тнг., вложенный в основные фонды. Уменьшение данного показателя еще не свидетельствует об ухудшении использования основных фондов, поскольку для данного предприятия фондоотдача падала за счет внедрения новых основных фондов и увеличения мощности предприятия. Но также нельзя не отметить именно тот факт, что уменьшение показателя фондоотдачи в разы опережает увеличение показателя товарного выпуска продукции. Фондоёмкость увеличилась, т.к. уменьшилась фондоотдача. Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на тнг. произведённой продукции. Увеличение фондоёмкости свидетельствует об ухудшении использования основных фондов. Также особое внимание необходимо уделить персоналу предприятия, ведь персонал - это основа любой организации, от деятельности которого зависит достижение общей цели предприятия, реализация и повышение эффективности деятельности и многие другие экономические показатели.
Анализу хозяйственной деятельности принадлежит важная роль в совершенствовании организации заработной платы, обеспечении ее прямой зависимости от количества и качества труда, конечных производственных результатов. В процессе анализа выявляются резервы для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования оплаты труда, введения прогрессивных форм оплаты труда работников, обеспечивается систематический контроль за мерой труда и потребления.
Основными задачами анализа динамики численности персонала являются следующие: изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом; определение и изучение показателей текучести кадров; обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью.
Динамика численности работников ТОО “Сапалы-Ц”по категориям представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Динамика численности работников ТОО “Сапалы-Ц”по категориям за 2011-2014 года чел.
Категория работников |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Рабочие в т. ч.: основные вспомогательные |
3250 2530 720 |
3400 2640 760 |
3500 2710 790 |
3500 2710 790 |
Руководители |
20 |
20 |
20 |
20 |
Специалисты |
620 |
690 |
690 |
690 |
Служащие |
750 |
750 |
790 |
790 |
Младший обслуживающий персонал |
100 |
100 |
100 |
100 |
Работники охраны |
80 |
80 |
85 |
85 |
Итого: |
4820 |
5040 |
5180 |
5180 |
Из данных таблицы 5 видно, что на предприятии ТОО “Сапалы-Ц”с 2011 по 2014 гг. происходило увеличение численности работников. Наибольшее увеличение численности наблюдалось в категории рабочих. В других категориях работников увеличение численности было небольшим. Следует отметить, что в 2014 году численность работников осталась на том же уровне, что и в 2013 году, это объясняется неприемом на работу людей, в связи с мировым финансовым кризисом, который отразился на деятельности предприятия.
Численность работников ТОО “Сапалы-Ц”на данный момент составляет 5200 человек, а средняя зарплата составляет 50,7 тысяч тенге. Это говорит о положительной динамике численности работников.
При анализе трудовых ресурсов предприятия необходимо уделить внимание такому показателю как фондовооруженность.
Фондовооруженность - это показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий или отраслей сферы материального производства основными производственными фондами. Определятся как отношение средней годовой стоимости основных производственных фондов к средней годовой списочной численности работников или рабочих, а иногда численности рабочих в наиболее заполненной смене.
В таблице 6 представлен анализ фондовооруженности ТОО “Сапалы-Ц”за 2011-2014 года.
Таблица 6 - Анализ фондовооруженности ТОО “Сапалы-Ц” за 2011-2014 года.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. тнг. |
1461 7 |
25057 |
28402 |
44614 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
4820 |
5040 |
5180 |
5180 |
Фондовооруженность, тнг. / чел |
3033 |
4972 |
5483 |
8613 |
Из данных таблица 6 видно, что показатель фондовооруженности ТОО “Сапалы-Ц”с 2010 по 2014 гг. растет. Так в 2014 году рост фондовооруженности по сравнению с 2011 годом составил 284%, что в стоимостном выражении составляет 5580 тнг. ОФ на человека. Нужно отметить, что рост фондовооружённости труда обеспечивает повышение производительности труда, рентабельности производства, снижение себестоимости продукции, улучшение её качества.
Анализируя трудовые ресурсы ТОО “Сапалы-Ц”необходимо отметить также, что особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий. То есть анализируется и качественный состав трудовых ресурсов по квалификации.
Несмотря на структуризацию процесса отбора, руководству иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируется и осуществляется лишь в момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных вакансий. Потребность в персонале оценивается директором и основывается на изменении объема работ.
Следующим важным этапом в анализе хозяйственной деятельности предприятия является анализ его финансовых результатов.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.
Факторы, формирующие балансовую прибыль предприятия, рассмотрим в таблице 7.
Таблица 7 - Анализ прибыли ТОО “Сапалы-Ц” за 2011-2014 года.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Выпуск, т. |
1 200 000 |
1 500 000 |
1 600 000 |
1 800 000 |
Себестоимость 1 т., тнг.
|
180 000 |
175 000 |
168 000 |
160 000 |
Полная себестоимость, тнг. |
216 000 000 000 |
262 500 000 000 |
268 800 000 000 |
288 000 000 000 |
Цена 1 т., тнг. |
185 000 |
180 000 |
173 000 |
165 000 |
Объем реализованной продукции, тнг. |
222 000 000 000 |
270 000 000 000 |
276 800 000 000 |
297 000 000 000 |
Удельная прибыль, тнг. |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
Прибыль от реализации, тнг. |
6 000 000 000 |
7 500 000 000 |
8 000 000 000 |
9 000 000 000 |
По данным таблицы 7 можно судить об увеличении объема реализации продукции в стоимостном выражении в 2014 году по сравнению с 2011 годом на 75 млрд. тнг. Соответственно понизились затраты на производство продукции, так как темп роста объема реализации, равный 133,8%, превышает темп роста себестоимости продукции, который составляет 130%. Это сказывается на размере прибыли - она повышается на 3 млрд. тнг. или на 50%.
Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования - показатели рентабельности (R).
В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трех величин: прибыль от реализации (ПР), балансовая прибыль (ПБ) или чистая прибыль (ЧП). В знаменателе - один из следующих показателей: затраты на производство реализованной продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал и др.
Конкретно таким образом рассчитывают такие показатели как: рентабельность производства, рентабельность основной деятельности, рентабельность продукции, рентабельность отдельных изделий и т.д.
Рентабельность основной деятельности - отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг):
R (7)
где R - рентабельность основной деятельности; ПР - прибыль от реализации, тнг.; З - затраты на производство реализованной продукции, тнг.
Данный показатель позволяет судить, какую прибыль дает каждый тенге производственных затрат. Рентабельность продукции - отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации в целом (РП):
R (8)
где R - рентабельность продукции;
ПР - прибыль от реализации, тнг.
Величина Rпр показывает, сколько прибыли дает каждый тенге стоимости реализованной продукции.
Анализ рентабельности в соответствии с формулами (7) и (8) ТОО “Сапалы-Ц” за 2011-2014 года приведен в таблице 8.
Таблица 8 - Анализ рентабельности ТОО “Сапалы-Ц” за 2011-2014 года.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Рентабельность основной деятельности |
0,028 |
0,029 |
0,03 |
0,031 |
Рентабельность продукции |
0,028 |
0,029 |
0,03 |
0,031 |
Для наглядного отображения изменения основных показателей рентабельности по данным таблицы за период 2011-2014 гг. построим диаграмму, представленную на рисунке 3.
Рисунок 3 - Анализ рентабельности
Согласно данным таблицы 8 и рисунка 3 можно сделать вывод, что рентабельность основной деятельности, так же, как и рентабельность продукции с 2011 по 2014 года возрастала, но не значительно, так, например, в 2011 году рентабельность основной деятельности и продукции составляла 2,8%, а в 2014 года она стала составлять 3,1%.
Маркетинговую среду предприятия можно анализировать по более подробным составляющим, разделив на две большие группы: внутренняя среда предприятия и внешняя среда.
Информацию собирают и анализируют с помощью четырех вспомогательных систем, которые в совокупности своей и составляют систему маркетинговой информации: системы внутренней отчетности, системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, системы маркетинговых исследований и системы анализа маркетинговой информации. Поток информации, поступающий к управляющим по маркетингу, помогает в проведении анализа, планировании, претворении в жизнь и контроле за исполнением маркетинговых мероприятий. Обратный поток в сторону рынка состоит из принятых управляющими решений и прочих коммуникаций.