Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:11, отчет по практике
ЗАО "ВТБ 24" - дочерний банк международной финансовой группы ОАО "ВТБ" - специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций малого бизнеса. Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) был образован на базе ЗАО «КБ «ГУТА-БАНК» - Коммерческого банка развития предпринимательской деятельности (сокращенное наименование: ЗАО «КБ «ГУТА-БАНК». До 16 июля 2004 года Банк входил в состав группы аффилированных компаний – «Группа «Гута», осуществляя функции основного расчетного центра Группы. В июле 2004 года акционеры продали ОАО «Внешторгбанк» контрольный пакет акций Банка.
1. Структура коммерческого банка. Основы взаимоотношения банка с клиентами……………………………………………………………………………..3
2. Пассивные операции банка……………………….………………………………8
3. Активные операции банка…………………………………………...….……….14
4. Валютные операции банка………………………………….………………........22
5. Экономические нормативы деятельности банка и его работа по обеспечению ликвидности……………………………………………………................................30
6. Практика в операционном отделе и в бухгалтерии…………………………….34
7. Кассовое обслуживание клиентов………………………………..........…..........39
8. Доходы и расходы банка. Прибыль и ее рентабельность…………...…............43
Индивидуальное задание…………………………………………………………...46
Список использованных источников………………………………………………48
Определение ликвидности
банка посредством
Следует отметить, что чем выше ликвидность какого-либо актива, тем ниже его доходность, и наоборот. Это основополагающее свойство активов и взаимосвязь между доходностью и ликвидностью при недооценке приводят банк либо к необоснованным потерям в доходности (если показатель ликвидности превышает нормативы, которыми руководствуется в своей деятельности), либо подвергает себя повышенному риску при повышении доходности за счет снижения уровня ликвидности ниже допустимых норм.
Управление риском ликвидности имеет решающее значение в банковском деле и является одним из основных направлений деятельности Банка.
Риск ликвидности связан с необходимостью наличия средств, достаточных для выдачи вкладов и выполнения обязательств по прочим финансовым инструментам по мере наступления сроков выплат, а также полного исполнения прочих текущих обязательств Банка.
Для управления ликвидным риском Банк на ежедневной основе отслеживает ожидаемые параметры движения денежных средств по клиентским и банковским операциям в рамках общего процесса управления активами и обязательствами. Банком ежедневно формируется баланс
ресурсов Банка, а также осуществляется ситуационное моделирование движения ликвидности с учетом планируемых, вероятных или рекомендуемых операций, а также пределов возможности мобилизации средств.
На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации в области управления ресурсами Банка, еженедельно выносимые в формализованном виде на Комитет по управлению активами и пассивами Банка.
Правление Банка определяет лимиты по минимальному соотношению средств, имеющихся в наличии, для покрытия таких оттоков денежных средств, а также по минимальному уровню межбанковских и прочих заемных средств, которые должны находиться в распоряжении Банка для финансирования выплат в случае повышенного спроса. Банк готовит долгосрочные прогнозы ликвидности, моделирующие различные сценарии расчетов по активам и обязательствам.
В целом Банк имеет стабильные показатели ликвидности и достаточный запас прочности по капиталу для своевременного исполнения всех своих обязательств.
6. Практика в операционном отделе и в бухгалтерии
Операционный отдел - является структурным подразделением филиала. В своей деятельности Отдел руководствуется: действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Банка, нормативными актами и распорядительными документами Филиала и настоящим положением. Отдел возглавляет начальник отдела, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом Управляющего Филиалом. Штатная численность работников Отдела устанавливается, исходя из штатного расписания Филиала.
Основной целью Отдела является максимизация качества обслуживания клиентов - юридических и физических лиц по операциям Отдела. А среди основных задач можно выделить:
Рассматривая основные функции отдела в части обслуживания юридических лиц необходимо отметить, что операционные работники осуществляют открытие, закрытие, переоформление и ведение расчетных, текущих и других счетов юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте. Работник также оповещает клиентов о сроках обязательной продажи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями части экспортной валютной выручки в соответствии с требованиями Банка России. В его обязанности также входят проведение операций по приему заявок от клиентов на проведение конверсионных операций, в том числе свободная и обязательная продажа иностранной валюты, осуществление контроля за правильностью оформления поручений.
Работник отдела осуществляет формирование юридических дел клиентов при открытии счетов и их дальнейшее хранение, а именно: отвечает за сохранность юридических дел клиентов, проведение работ с клиентами, связанной с внесением в них необходимых изменений и дополнений в связи с реорганизацией предприятий, в том числе замену карточек образцов подписей и оттиска печати.
Операционный отдел проводит меры по противодействию легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отдел идентифицирует и изучает клиентов на основании документов, предоставляемых при открытии счета и заключении договора, а также при проведении операций по счетам. Работники отдела выполняют действия по приостановлению операций в случае, если одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которого имеются сведения об их участии в террористической деятельности. Отдел изымает документы и помещает их в картотеку на период проверки и принятия решения о возможности/невозможности проведения платежа. Если принято решение о невозможности проведения платежа, то операция заносится в журнал приостановленных операций. При этом обеспечивается полная конфиденциальность информации, полученной в результате проведения мероприятий внутреннего контроля.
Рассмотрим теперь права и обязанности начальника Отдела. На него возлагается руководство деятельностью Отдела, а также обеспечение выполнения стоящих перед Отделом целей и задач. Начальник должен эффективно организовать контроль на всех участках деятельности отдела и обеспечить надлежащий режим конфиденциальности проводимых работ в Отделе. На начальнике лежит вся персональная ответственность за результаты деятельности Отдела. Большое значение имеет и распределение им обязанностей между работниками Отдела и организация работы, направленная на повышение квалификации работников Отдела. В обязанности также входят и иные задачи, которые прописаны в Положении об Операционном отделе.
Рассмотрим порядок открытия счетов юридических лиц в операционном отделе Банка. Здесь работают непосредственно фронт-офис, который связан со временем обслуживания клиента, и бэк-офис, который работает без присутствия клиента. Первым делом, клиент обращается в банк и получает нужную консультацию, а также пакет документов (список) требуемых для открытия счета, бланки заявлений, договоров, карточек. Заполнив все документы и заверив их подписями и печатями, клиент делает повторный визит в Банк. Администратор проверяет комплектность предоставленных документов, формирование юридического дела и составляет извещения в ИМНС и внебюджетные фонды (ФСС и ПФР). Затем идет дооформление со стороны Банка заявлений клиента, карточек подписей и договоров, составление распоряжения для начальника Операционного отдела по покрытию счета. При этом извещения и распоряжение формируются в MS Word, порядковый номер клиента определяется из тетради открытых счетов.
В бэк-офисе начальник Операционного отдела подписывает распоряжение на открытие счета, заявления клиентов и договоров счета, а также проверяет комплектность юр. дела. После этого, администратор от начальника Операционного отдела передает юр. дело заместителю главного бухгалтера. Он, в свою очередь, проверяет комплектность юр. дела, подписывает извещения в ИМНС и внебюджетные фонды, подписывает заявления клиентов на открытие счета, карточек с образцами подписей и оттиском печати клиента. После этого, главный бухгалтер подписывает договоры счета и проставляет на печати на договорах и извещениях в ИМНС и фонды. У секретаря происходит регистрация извещений в книге исходящей корреспонденции и отправка в ИМНС и фонды. Далее юр. дело передается через администратора-консультанта операционисту бэк-офиса для «заведения» клиента в Информационно-банковскую систему (ИБС), где идет уже фактическое открытие счета клиенту. В это же время идет распечатка анкеты по легализации и распоряжения об открытии счета из ИБС. В завершении юр. дело передается начальнику Операционного отдела для подписания распоряжения о закрытии счета из ИБС и анкеты по легализации. Юр. дело возвращается администратору-консультанту. В итоге клиент должен явиться к администратору и получить уведомление об открытии счета для извещения ИМНС (в третий день от даты представления комплекта документов).
Для открытия корреспондентских счетов клиент должен предоставить в Банк документы, которые находятся в списке необходимых документов.
Рассмотрим теперь порядок закрытия счетов для юридических лиц. Здесь, первым делом, идет предоставление клиентом заявления на закрытие счета и платежных инструкций при наличии остатка. В бэк-офисе идет проверка сальдо счета и исполнения инструкций клиента (по списанию остатка) с отметкой на заявлении. Контроль за исполнением платежных инструкций клиента осуществляет контролер. Происходит изъятие юр. дела, оформление извещения в ИМНС, фонды и составляются распоряжения о закрытии счетов. Карточки с образцами подписей изымаются и перечеркиваются, это происходит при закрытии всех счетов клиента. Начальник операционного отдела (ОО) подписывает распоряжение на закрытие счета. Юр. дело передается от начальника ОО заместителю главного бухгалтера, а он, в свою очередь, подписывает извещения в ИМНС и фонды, и передает их главному бухгалтеру. На извещениях ставятся печати Банка. Секретарь регистрирует их в книге исходящей корреспонденции и отправляет в ИМНС и фонды. В бэк-офисе происходит окончательное закрытие счета в ИБС и распечатывается распоряжение о закрытии счета. Юр. дело передается начальнику ОО для подписания распоряжения о закрытии счета и возвращается администратору-консультанту.
Для открытия расчетного и валютного счета юридическим лицам требуется предоставить следующие документы: надлежаще заверенная копия устава, подлинник или надлежаще заверенная копия решения о создании, реорганизации (учредительный договор, протокол собрания учредителей, приказ вышестоящей организации), нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции, справка из комитета государственной статистики о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, страховое свидетельство о постановке на учет в Фонде Социального страхования (менеджеры Банка делают копии с вышеуказанных документов и самостоятельно заверяют их), заявление на открытие счета (Приложение Г), оформленный договор на расчетно-кассовое обслуживание (Приложение Д) (2 экземпляра), карточка образцов подписей (Приложение Е), паспортные данные руководителя и главного бухгалтера организации.
Для открытия расчетного и валютного счета физическим лицам требуются предоставить следующие документы: нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, в оригинале свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции, справка из комитета государственной статистики о присвоении кодов Общероссийских классификаторов. Заполненные бланки: заявление на открытие счета (Приложение Ж), оформленный договор на расчетно-кассовое обслуживание в рублях и иностранной валюте в 2-х экземплярах, карточка образцов подписей (Приложение И), паспортные данные предпринимателя (серия и номер паспорта, дата и место выдачи, дата рождения, регистрация по месту жительства).
Филиал
ВТБ 24 осуществляет все виды безналичных
расчетов, предусмотренных
Теперь рассмотрим работу в бухгалтерии. Бухгалтерские операции выполняют работники, наделенные для этого, независимо от того, в каком структурном подразделении Банка эти работники состоят. В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов, отражением банковских операций по счетам бух. учета. Все бухгалтерские работники в вопросах ведения бух. учета подчиняются главному бухгалтеру. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее Управляющим Банка. Он подчиняется непосредственно Управляющему Банка и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Рассматривая вопрос об оплате документов можно отметить, что их оплата с корсчетов производится текущим днем по возможности. Выписки с корсчетов должны быть получены не позднее, чем на следующий день до начала рабочего дня, операции, отраженные в них, включаются в баланс днем их проводки по корсчету.
Во взаимоотношениях с банками-нерезидентами, другими кредитными организациями, документооборот регулируется договорами, заключенными с ними.
Все операции осуществляются КО в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» и перечнем операций, установленных лицензией Банка России. Прием расчетных документов на оплату, на инкассо, писем, а также их оформление осуществляется согласно Положению 2-П от 03.10.2002, Гражданского Кодекса, Бюджетного Кодекса и других нормативных источников. Для оформления бухгалтерских операций используются формы первичных документов. При осуществлении типовых форм на совершаемые операции, в том числе для внутренней бухгалтерии, Банк их самостоятельно разрабатывает и утверждает Управляющим Банка.
Кассовые расходные операции, выполняемые бухгалтерскими работниками, контролируются централизованно контролером, им ведется кассовый журнал по расходу, расходные кассовые документы передаются им кассиру под роспись в кассовом журнале. При совершении приходных кассовых операций, зачисление сумм на счета клиентам и выдача им квитанций производится после фактического поступления денег в кассу.
Бланки строгой отчетности, разные ценности и документы выдаются из кассы на основании переданных внутренним порядком в кассу мемориальных ордеров. Бланки строгой отчетности хранятся в хранилище ценностей.