Открытие и обслуживание расчетных счетов в валюте РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Применение системного подхода к исследованию темы определяет следующие задачи дипломной работы:
- дать характеристику валютного рынка России и определить место банка на нем;
- систематизировать правовую базу совершения валютных операций банками;
- базируясь на методологических принципах и опыте уполномоченного банка, классифицировать валютные операции банка;
- охарактеризовать основные виды валютных операций и провести анализ эффективности их совершения ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……….2
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ……………………………………………………..……………….7
1.1 Сущность и классификация валютных операций………………………….7
1.2 Валютная система и валютный рынок России……………………………..9
1.3 Методология валютного контроля в РФ, роль Центрального банка РФ…… ………………………………………………………………………….20
1.4 Принципы банковского обслуживания физических лиц………………….27
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ ОАО «СКБ-БАНК»……..…………..……………………………………34
2.1.Общая характеристика ОАО «СКБ-банка»………………………………34
2.2 Организация кредитных операций ОАО «СКБ-БАНК»……………..….39
ГЛАВА 3 ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ В ВАЛЮТЕ РФ…………………………………49
3.1 Мероприятия по совершенствованию банковской системы…………….49
Заключение …………………………………………………………….……… ..52
Список источников и литературы…………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

 Однако закон о валютном  регулировании РФ определяет  лишь основные положения регулирования  валютной сферы. В этой связи  большое значение имеют нормативные  акты в области валютного регулирования, разрабатываемые ЦБ РФ.

 Так, Инструкция Центрального банка РФ от 27.02.1995г. № 27 “О порядке организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками” принята в соответствии с п.1 и п.2 ст. 4, п. 4 ст.6, п.2 ст.8, п.2 ст.9 и ст.14 закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, ст.24 закона РСФСР “О Центральном банке РФ”, устанавливает порядок открытия и организации работы обменных пунктов на территории РФ, порядок совершения и учета уполномоченными банками валютно-обменных операций с физическими лицами (резидентами и нерезидентами). Проведение валютно-обменных операций в операционных кассах уполномоченных банков регламентировано Указанием Банка России № 388-У от 30.10.1998г.

 Положение Банка России № 39 от 24.04.1996г. “О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и предоставлении отчетности по некоторым видам валютных операций” (с изменениями и дополнениями) устанавливает определенный порядок проведения резидентами и нерезидентами без разрешения Банка России отдельных видов валютных операций и порядок организации учета этих операций.

 Либерализация в области  валютных операций сочетается  с валютными ограничениями. Валютные  ограничения проявляются в виде  обязательства резидентов продавать половину своей выручки на внутреннем валютном рынке, регламентирования операций покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, установления лимитов для уполномоченных банков при проведении операций на рынке.

 Нормативной основой механизма  обязательной продажи части валютной выручки юридическими лицами является Инструкция ЦБ РФ от 29.06.1992г. №7 “О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ” с изменениями и дополнениями[29].

 Операции уполномоченных банков  на внутреннем валютном рынке  влекущие за собой изменение  соотношения требований и обязательств  банка по каждой валюте, в целях  сокращения рисков и минимизации  воздействия спекулятивных операций на финансовый результат, ограничиваются лимитом открытой валютной позиции. Лимит открытой валютной позиции определяется Центральным банком в зависимости от размера капитала банка.

 Особое место в валютном  законодательстве уделено порядку приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами, совершению сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями в РФ[38].

 Таким образом, основу валютного  законодательства в РФ составляют Конституция России, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы, нормативные акты Президента и Правительства, инструкции, письма, телеграммы, специальные нормативные акты Центрального банка РФ, принятые по отдельным вопросам валютного регулирования, нормативные акты министерств и ведомств, принятые в переделах их компетенции. Нормы, установленные валютным законодательством подлежат обязательному исполнению.

 Несмотря на колоссальную  громоздкость валютного законодательства, действующие нормативные акты, регулирующие отношения на валютном рынке, способствуют поступательному развитию механизма проведения валютных операций в сторону унификации.

 Таким образом правоспособность  банка при совершении операций  на валютном рынке России определяется  наличием лицензии.

 Согласно Инструкции Центрального  банка РФ для проведения валютных  операций вновь созданному банку  могут быть выданы следующие  виды лицензий на осуществление  банковских операций:

1) лицензия на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

2) лицензия на привлечение во  вклады и размещение драгоценных металлов. Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

1) лицензия на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

2) лицензия на привлечение во  вклады и размещение драгоценных металлов. Указанная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

3) лицензия на привлечение во  вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте может быть выдана банку при наличии лицензии, указанной в подпункте 1 или одновременно с ней;

4) генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Банком России требования к размеру.

 Наличие лицензии на осуществление  банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.

 Генеральная лицензия не  расширяет круг выполняемых банком  операций, но дает право в установленном  порядке создавать филиалы за  границей Российской Федерации  и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций – нерезидентов[5].

 Для получения лицензии коммерческий  банк представляет в Центральный  банк комплект документов, содержание  и порядок оформления их регламентируется  Инструкцией Центрального банка РФ.

 При рассмотрении вопроса  о выдаче банку Генеральной  лицензии в нем проводится  комплексная инспекционная проверка  в порядке, установленном Банком  России, или принимаются во внимание  результаты инспекционной проверки, если она была завершена не  ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России.

 

1.3 Методология валютного контроля в РФ, роль Центрального банка РФ

 Прежде чем перейти непосредственно к органам валютного контроля в РФ, нужно дать определение банка. Банк — финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк — это юридическое лицо, которое:

-создано в целях извлечения прибыли,

-имеет право осуществлять банковские операции,

-имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц,

-действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов (в России — Банка России),

-не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.

  В предыдущем разделе я  неоднократно подчеркивал что, валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля РФ являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки, т.е. российские коммерческие банки, получившие лицензию ЦБ РФ на право осуществления операций с инвалютой, являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

К основным направлениям валютного контроля относятся:

 Определение соответствия проводимых  валютных операций действующему  законодательству и наличия необходимых  для них лицензий и разрешений;

 Проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте перед государством, также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

 Проверка обоснованных платежей  в иностранной валюте;

 Проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным  операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

В пределах своей компетенции органы валютного контроля издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Основные полномочия органов и агентов валютного контроля в соответствии со ст. 12 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” следующие:

 Осуществлять контроль за  проводимыми в Российской Федерации  резидентами и нерезидентами  валютными операциями, за соответствием  этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

 Проводить проверки валютных  операций резидентов и нерезидентов  в Российской Федерации.

  Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Усиление контроля “за цивилизованным” поведением участников внешнеэкономической деятельности направлено прежде всего на своевременное возвращение валютной выручки в Россию. Схема контроля достаточно сложна, т.к. должна связывать в одну цепочку всех российских субъектов экспортной сделки: “экспортер-таможня-банк “.

В соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” (ст.9) Центральный банк России является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации. В области валютных отношений Центробанк наделен следующими полномочиями: а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами; в) проводит все виды валютных операций; г) устанавливает правила поведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации; д) устанавливает порядок обязательного перевода ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации; е) устанавливает общие правила выдачи лицензии банком и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; з) готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам; и) выполняет другие функции, предусмотренные Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и Федеральным Законом “О Центральном Банке РФ” (Банке России)[6].

Центральный Банк Российской Федерации при создании эффективной системы валютного регулирования исходит на данном этапе из следующих основных принципов:

 Валютное регулирование, являясь  частью денежно-кредитной политики государства, насколько это возможно, должно способствовать экономической стабилизации всеми своими методами и механизмами.

 Валютная политика государства  должна быть последовательной, логичной, стабильной, взвешенной. Из этой  сферы должны быть исключены любые непродуманные, неосторожные действия[1].

 Валютное законодательство  в Российской Федерации, находящееся  в самом начале своего становления, должно быть в срочном порядке систематизировано, упрощено. Из него необходимо убрать многочисленные противоречия, заполнить пробелы.

 Валютное законодательство  не должно содержать исключений  из единых правил и норм, многочисленных  льгот, которые в последние годы  часто делались в пользу регионов, отраслей, отдельных предприятий, что  существенно усложняло работу банковской системы, делало его сложным даже для специалистов, создавало необоснованные преимущества одних участников рынка перед другими.

 Валютное регулирование требует  введения четких мер контроля  за выполнением установленных  правил совершения валютных операций, применения универсальных санкций за нарушения единых норм, то есть необходимо комплексная система государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства[5].

Определяющее значение для валютного регулирования имеет созданный в стране режим валютных операций. Все сделки на валютном рынке имеют некоторые общие черты: 1) участие в сделках уполномоченных банков; 2) целевой характер покупки валюты.

  Движение валюты на рынке можно разделить на несколько видов, различающихся правовым режимом. По субъектам это сделки, совершаемые юридическими лицами, причем существует различие между иностранными и российскими лицами. По форме платежа можно различить сделки, совершаемые в наличном и безналичном порядке.

  Еще раз повторим, что в соответствии с Законом “О валютном регулировании и валютном контроле” основная нагрузка правового регулирования валютных отношений ложится на Центральный банк РФ. Через свои инструкции, письма и телеграммы нормативного характера ЦБ уточняет и конкретизирует те общие нормы, которые изложены в Законе.

  Новая система валютного контроля в России призвана обеспечить соблюдение общенациональных интересов. Серьезность намерений Центрального банка России по наведению порядка в области валютного контроля проявилась же в изменениях внутренней структуры. В соответствии с письмом Центрального банка от 13 октября 1993 года № 59 “О главном управлении валютного регулирования и валютного контроля Центрального банка России” управление международных операций и департамент иностранных операций преобразованы в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля.

Информация о работе Открытие и обслуживание расчетных счетов в валюте РФ