Открытие и обслуживание расчетных счетов в валюте РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Применение системного подхода к исследованию темы определяет следующие задачи дипломной работы:
- дать характеристику валютного рынка России и определить место банка на нем;
- систематизировать правовую базу совершения валютных операций банками;
- базируясь на методологических принципах и опыте уполномоченного банка, классифицировать валютные операции банка;
- охарактеризовать основные виды валютных операций и провести анализ эффективности их совершения ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……….2
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ……………………………………………………..……………….7
1.1 Сущность и классификация валютных операций………………………….7
1.2 Валютная система и валютный рынок России……………………………..9
1.3 Методология валютного контроля в РФ, роль Центрального банка РФ…… ………………………………………………………………………….20
1.4 Принципы банковского обслуживания физических лиц………………….27
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ ОАО «СКБ-БАНК»……..…………..……………………………………34
2.1.Общая характеристика ОАО «СКБ-банка»………………………………34
2.2 Организация кредитных операций ОАО «СКБ-БАНК»……………..….39
ГЛАВА 3 ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ В ВАЛЮТЕ РФ…………………………………49
3.1 Мероприятия по совершенствованию банковской системы…………….49
Заключение …………………………………………………………….……… ..52
Список источников и литературы…………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

  В 1993 г. создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Одна из ее задач - пресечение сокрытия валютной выручки и незаконного вывоза валюты, надзор за движением средств на корреспондентских счетах банков России в зарубежных банках. Выше упомянутая Инструкция № 27 обязывает уполномоченные банки информировать органы Налоговой инспекции о совершении сделок с наличной иностранной валютой, если сумма сделки достигает эквивалента 10 тысяч долларов США. Такое положение не может гарантировать тайну банковского вклада и операций по валютным счетам клиентов, тем не менее в сложной экономической ситуации России в условиях массового отмывания денег теневыми структурами этот шаг ЦБ, наверное оправдан[16].

  Подводя итоги первой главы, можно сказать, что проводившаяся на протяжении более 60 лет государственная валютная монополия вместе с государственной монополией на внешнюю торговлю, прекратила свое существование с принятием Закона СССР “О валютном регулировании”. А с принятием в ноябре 1992 г. Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”№ 3616-1 начался новый этап валютного регулирования в Российской Федерации.

  Принятые за последние годы Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства и нормативные акты ЦБ РФ признаны, и в основном, осуществляют качественные изменения валютного регулирования и валютного контроля. Однако, быстрые изменения экономической ситуации в стране во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами, новизна задач валютного регулирования, нехватка практического опыта приводят к некоторой ограниченности нормативных документов и к определенным проблемам как в валютном регулировании, так и в контроле.

  Потребность в валютных средствах в крупных размерах также объясняется объективными причинами расширения международной торговли, значительным увеличением личных и деловых контактов на межгосударственном уровне.

Для решения этих задач, а также при разработке и внедрении модели “внутренней конвертируемости” рубля предполагалось, что основными институтами будущего внутреннего валютного рынка станут валютные биржи, которые возьмут на себя упорядоченную куплю-продажу иностранных валют за рубли для обеспечения текущих валютных операций, т.е. для обслуживания реальных экономических сделок с заграницей, прежде всего, по внешней торговле. На практике, однако, оказалось, что валютные биржи (Московская межбанковская валютная биржа и семь региональных валютных бирж) с самого начала устранились от отбора совершаемых валютных сделок по названному критерию. Принимаются к исполнению любые заявки на куплю-продажу валюты от участвующих коммерческих банков, которые, в свою очередь, не контролируют деление валютных операций[14].

  А это означает, что в нарушение закона и в биржевом, и в межбанковском обороте беспрепятственно совершаются любые сделки по обмену рублевых средств на иностранную валюту, включая чисто финансовые операции по перемещению капиталов из одной формы в другую, а также спекулятивную продажу и покупку валюты ради получения прибыли от колебаний валютного курса. Практически в таком же неконтролируемом режиме действуют многочисленные обменные пункты, оперирующие с наличной иностранной валютой.

  В результате вся инфраструктура внутреннего валютного рынка (валютные биржи, уполномоченные коммерческие банки, обменные пункты), долженствующая по букве закона обслуживать только реальные внешнеэкономические сделки, на самом деле в значительной степени превратилась в посредника, обеспечивающего свободную циркуляцию непроизводительных и спекулятивных капиталов между рублевой и валютной сферами.

  Конечно, процесс законотворчества бесконечен, так как экономическая ситуация в пореформенный период изменчива. Очевидно, что уже необходимы новые нормативы, регулирующие валютное обращение, и в особенности, способствующие снижению правонарушений, так как в настоящее время наблюдается их рост, что на наш взгляд, в современных условиях должны привести к усилению роли российских коммерческих банков в системе валютного контроля.

 Уполномоченные коммерческие  банки как Агенты валютного  контроля в Российской Федерации.

Рассмотренная в 1 главе новая нормативная база функционирования валютно-финансовых отношений начала формироваться в конце 80-х начале 90-х годов. Так, еще 13 июля 1990 г. Верховный Совет России сначала принял постановление “О государственном банке РСФСР и банках на территории республики”, а затем, 2 декабря 1990 г. принял и ввел в действие закон “О Центральном банке России” ( 12 апреля 1995 г. Государственная дума приняла пересмотренный Закон о ЦБ см. приложение № 2 стр.___), и также закон “О банках и банковской деятельности на территории России”. Эти два закона создали правовую основу для формирования двухуровневой банковской системы в России. Ее первый уровень занимает Центральный банк Российской Федерации, второй - коммерческие банки и другие кредитные учреждения[12].

Начиная банковскую реформу, предполагалось что установление в этом секторе рыночных отношений будет стимулировать рыночное преобразование других секторов экономики, что структура коммерческих банков сформируется на рынке в результате естественных процессов слияний и банкротств банков. Но однако, до сих пор, техника банковских операций и вообще весь банковский сервис в России очень архаичны и банки совсем не приучены работать в условиях конкуренции. Государственный банк, как всякое государственное ведомство, не может быть лучше государства, создавшего его, лучше законов и инструкций определяющих его деятельность, вообще лучше экономики, с которой он неразрывно связан. Действия ЦБР и коммерческих банков будут более цивилизованными лишь с обретением цивилизованности субъектами экономического пространства, всей экономической системы.

 

1.4 Принципы банковского обслуживания физических лиц

  Рассмотрим основные принципы, закрепленные законодательно, на которых строится банковское обслуживание физических лиц. Банки непосредственно затрагивают интересы народа и предприятий, удовлетворяют хозяйственные и потребительские нужды. Различные лица, исходя, из собственных интересов пользуются услугами банков. Физических и юридических лиц, пользующихся услугами банка, принято называть клиентами. Банк, будучи порождением необходимости хозяйства, находясь в центре финансовой жизни, призван способствовать интересам своих клиентов. Не случайно, поэтому в последнее время все наиболее утвердилась идеология банка как партнера[38].

 Партнерские отношения обладают определенными качествами. Им присущи: добровольность, заинтересованность, коммерческий характер.

Любой клиент независимо от территориального месторасположения сам определяет, услугами какого банка ему следует пользоваться. Тут нет никакой прописки, принудительного закрепления за банком. Одинаково это относится и к банку, который выбирает себе клиента. Данный выбор может иметь кратковременный или долговременный характер, почти все находится в зависимости от обоюдной заинтересованности воспользоваться разовой услугой какого-нибудь банка или иметь отношения на постоянной основе. Клиентами банка могут стать разные субъекты. Их можно классифицировать по следующим аспектам. По правовому статусу клиенты подразделяются на юридических и физических лиц.

  Клиенты – физические лица – это граждане, независимо от пола, национальности, цвета кожи, своей страны и иностранные граждане. Клиентами банка могут быть пожилые и несовершеннолетние граждане.

  Под принципами взаимоотношений банка с клиентами следует понимать основы их деятельности, правила, которых им следует придерживаться. В отличие от правил банковской деятельности принципы взаимоотношений банка с клиентом затрагивает обе стороны. Нередко, однако, эти принципы совпадают, поскольку каждая сторона, имея свой интерес, в любом случае обязана учитывать интересы противоположной стороны.

  Принцип платности также является одновременно принципом взаимоотношений банка и его клиента. Банк предприятие – коммерческие единицы, мотивом их деятельности считается не только производство продукта, но и получение прибыли. В следствии этого всякие работы, исполняемые ими сопровождаемые затратами труда и материалов, должны компенсироваться эквивалентной оплатой. Логично, когда банк выполняет работу по запросу клиента, то он взыскивает за это определенную плату[16].

  Не менее важен принцип рациональной деятельности рассматриваемый, прежде всего как принцип банковской деятельности. Хотя он соотносится не только с работой банка. Клиент именно потому и обращается в банк, что желает правильно и разумно организовать, свою деятельность – посредством денежно-кредитных платежей ускорить производство и обращение своего продукта. Пользуясь услугами банка, клиент не работает себе в убыток, уплачивая комиссию или ссудный процент, напротив, он обеспечивает непрерывность и ускорение кругооборота своего капитала, компенсируя этим затраты на банковское обслуживание.

  Наиболее главным принципом взаимоотношений банка с клиентом считается принцип обеспечения ликвидности. Ликвидность как способность расплачиваться по обязательствам одинаково важна для банка и для клиента. В отношениях друг с другом обе стороны планируют сохранение своей ликвидности. Задача банка состоит при всем при этом не только в том, чтобы сохранить собственную ликвидность, но и в том, чтобы обеспечить ликвидность своего клиента, предоставляя ему необходимые платежные средства. Не случайно банк называют центром ликвидности.

  Вероятнее всего, действует и более общий принцип – принцип взаимной обязательности, требующий учета интересов другой стороны, выполнения взаимных договоренностей. Этот принцип тесно соприкасается с принципом доверительных отношений. Не случайно его более всего связывают с кредитными отношениями, которые по своей сути нередко трактуются как отношения доверия между кредитором и заемщиком. Разумеется, доверие не является свойством исключительно кредита, оно характерно для финансовых отношений в целом. Поэтому задача банка и клиента во взаимоотношениях друг с другом состоит в том, чтобы обеспечить такой стиль отношений, который внушал бы их участникам уверенность во взаимном выполнении принятых обязательств[42].

  Будучи заинтересованными, друг в друге, банк и клиент как самостоятельные субъекты оперируют принципом невмешательства. Они могут требовать лишь того, что предусмотрено соглашением, но не имеют права вмешиваться в повседневную деятельность друг друга. В современном хозяйстве банк и клиент действуют по отношению к друг другу как к партнеру.

  Отсюда принцип партнерских отношений. Согласно идеологии партнерских отношений, любой клиент вне зависимости от территориального расположения сам определяет, услугами какого банка ему пользоваться, нет принудительного закрепления за банком. В равной степени это относится и к банку, который выбирает себе клиентов.

  Главнейшей обязанностью банка считается сохранение в строгой секретности всех дел клиента. Эта обязанность распространяется не только на данные по счету, но и на сведения, касающиеся дел клиента при осуществлении им финансовых, денежно-кредитных и иных деловых отношений, проходящих через банк.

  Раскрытие информации допускается в четырех случаях:

1) с согласия клиента;

2) в интересах банка;

3) в общественных интересах;

4) в соответствии с законом.

  По законодательству Российской Федерации банки и небанковские кредитные организации гарантируют тайну операций, счетов и вкладов своих клиентов и корреспондентов.

  Права клиента, как и банка, гарантируются законом. Банковское законодательство при этом обеспечивает клиенту права:

1) на открытие счета в банке;

2) на получение назад средств, помещенных на счет в банке;

3) на отсрочку платежа банку;

4) в определенных случаях –  на самостоятельное выполнение  некоторых банковских операций;

5) на участие в совете банка, банковских ассоциациях.

Итак, остановимся на правах клиента.

  Право на открытие счета, как уже отмечалось, может быть исключительно декларативным, ибо банк, не желая "возиться" с малым клиентом, под любым благовидным предлогом откажет клиенту. Вот почему согласно законодательству некоторых стран клиент имеет право требовать, от центрального банка указать кредитное учреждение, где клиенту обязательно откроют счет. Весьма существенным для клиента является не только право пользоваться той или иной банковской услугой, но и защита от неправомочных действий банка в случае прекращения кредитной помощи.

  Право на получение назад средств, помещенных на счет в банке, фиксируется в договоре. Часто вместе с суммами, помещенными в банк до востребования, клиенты получают и проценты по ним. Клиент вправе также требовать возврата средств, положенных на депозит, на определенный срок.

  Право на отсрочку платежа выступает для заемщика жизненно важным фактором, определяющим его дальнейшее развитие. В ряде случаев клиент банка может испытывать затруднения в возврате кредита. Разумеется, речь идет о финансовых затруднениях, вызванными объективными обстоятельствами не связанными с плохой работой клиента. Если кредитоспособность клиента нарушена, и он неоднократно допускал нарушения кредитного договора с банком, скомпрометировал себя, получить отсрочку платежа невозможно. Закон в этой ситуации защищает лишь того клиента, который аккуратно выполняет свои обязательства. По существу, в данном случае законодательство блокирует действия банка, направленные на подрыв финансовых возможностей заемщика, на "ухудшения" клиента банкиром[44].

Клиенты обязаны соблюдать правила, установленные банком при совершении тех или иных операций. В ходе кредитования: например клиент, обязуется вовремя представлять достоверную информацию, свой баланс, а при необходимости некоторые расшифровки к отдельным его статям, информировать о важных изменениях, происходящих в его финансовой, производственной или торговой деятельности. Во время выполнения расчетных операций клиент должен правильно оформлять расчетные документы, чтобы избежать случаи мошенничества или подделки и не вводить банк в заблуждение. Давать поручения о перечислении платежей клиент обязан только в том случае, если на его расчетном счете имеются достаточные ресурсы, в противном случае между ним и банком должен быть заключен договор об овердрафте, позволяющем осуществлять платежи сверх имеющихся у него собственных средств.

Информация о работе Открытие и обслуживание расчетных счетов в валюте РФ