Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций и удовлетворения общественных потребностей необходимы денежные средства. Источниками финансовых ресурсов могут быть только средства, которые должны предоставить государству в виде налогов граждане и юридические лица. Таким образом, налогообложение выражает денежные отношения между государством, физическими и юридическими лицами при формировании государственного бюджета как материального условия существования государства. Для этих целей существует система налогообложения, т. е. обязательные налоговые платежи физических и юридических лиц в бюджет. В качестве основных налоговых платежей в НК РФ установлены налоги и сборы.

Содержание работы

Введение 3
Теоритические основы изменения срока уплаты налога, сбора и пени 5
1.1 Порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате
налога и сбора 7
1.2 Условия предоставления инвестиционного налогового кредита 12
1.3 Перечень документов, предоставляемых налогоплательщиком 16
Отсрочка и рассрочка по уплате налогов: практика 19
Заключение 21
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Отсрочка и рассрочка_реферат.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Договор об инвестиционном налоговом  кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом  кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать  проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Банка России.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Региональными и местными органами власти по региональным и местным налогам соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Теперь рассмотрим, как происходит прекращение действия отсрочки, рассрочки  или инвестиционного налогового кредита.

Действие отсрочки, рассрочки  или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора.

В случаях, предусмотренных НК РФ, оно может быть прекращено до истечения  такого срока. Действие отсрочки, рассрочки  или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

При нарушении заинтересованным лицом  условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма  задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки  направляется в налоговый орган  по месту учета этих лиц.

Решение уполномоченного органа о  досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в суд в порядке, установленном законодательством.

Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение одного месяца со дня расторжения договора обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога. Кроме того, с нее будут взысканы пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора об инвестиционном налоговом кредите, исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит для выполнения особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен кредит, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и соответствующие проценты на эту сумму.

 

1.3 Перечень документов, предоставляемых налогоплательщиком

 

Помимо документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки, рассрочки по налоговым платежам, налогоплательщик в обязательном порядке должен представить еще ряд документов, указанных в Приказе ФНС России от 21.11.2006

  • заявление с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки; 
  • справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам; 
  • справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения; 
  • обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора; 
  • копию устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений; 
  • баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства; 
  • заверенную в установленном порядке копию договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем.

В общем порядке решение  о предоставлении отсрочки, рассрочки  принимается по федеральным налогам - ФНС России, по региональным и местным - налоговыми органами по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В таком же порядке принимается решение о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по налогам и сборам на период рассмотрения заявления налогоплательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается в течение одного месяца со дня получения заявления (п. 6 ст. 64 НК РФ).

Налогоплательщикам, претендующим на получение отсрочки, рассрочки в связи с причинением ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, необходимо знать, что налоговые органы могут им отказать только в случае наличия обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 62 НК РФ. При этом возмещение осуществляется в пределах сумм причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа (п. 7 ст. 64 НК РФ).

Подача заявления о  предоставлении рассрочки, отсрочки не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-7704/2008(17423-А67-37), ФАС Центрального округа от 14.03.2008 N А48-1849/07-13, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2005 N Ф08-5687/2005-2357А и пр.).

При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Единственное, на что может рассчитывать налогоплательщик, - это на приостановление уплаты суммы задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки. Такое решение принимается уполномоченным органом на основании ходатайства налогоплательщика.

Если налогоплательщик планирует  получить отсрочку, рассрочку по местным  и региональным налогам, то ему необходимо учитывать положения местного законодательства, которым могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки в отношении этих налогов (п. 12 ст. 64 НК РФ).

В частности, Законом г. Москвы от 09.02.2000 N 1 предусмотрены следующие дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по региональным и местным налогам: 

  • направление средств в сроки, совпадающие с уплатой налогов, на реализацию собственных инвестиционных программ; 
  • аккумуляция финансовых ресурсов для закупок сырья и материалов, необходимых для последующего наращивания производства и реализации продукции и увеличения на этой основе объемов налоговых поступлений; 
  • принятие мотивированных решений Правительства Москвы в отношении поддержки предприятий и организаций отдельных отраслей народного хозяйства, являющихся приоритетными для города.

Предоставление отсрочки (рассрочки) может быть прекращено досрочно по инициативе налогоплательщика добровольно или по инициативе лица, принявшего решение об изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Во втором случае налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения о прекращении рассрочки (отсрочки) уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (п. п. 3, 4 ст. 68 НК РФ).

 

 

 

2 Отсрочка и рассрочка по уплате налога: практика 

 

Рассмотрим на примере, как  производится в бухгалтерском учете  организации отражение операций, в связи с предоставлением отсрочки по уплате налога.

В организации «А» в феврале 2007 года в результате стихийного бедствия (обильного снегопада) произошло обрушение кровли здания производственного цеха. В связи со значительностью суммы нанесенного ущерба организация «А» обратилась в ФНС РФ, с просьбой о предоставлении отсрочки по уплате налога на прибыль в размере 300 000 рублей. В обеспечение своих обязательств организация представила договор поручительства, в котором в качестве поручителя выступила материнская фирма. По решению ФНС РФ в апреле 2007 года организации «А» была предоставлена отсрочка по уплате налога сроком на шесть месяцев. При наступлении срока платежа организация перечислила сумму отсроченного налога в бюджет в полном объеме.

В случае причинения налогоплательщику  ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с пунктом 2 статьи 64 НК РФ ему может быть предоставлена отсрочка по уплате налога. Отсрочка по решению уполномоченного органа может производиться либо под залог имущества, либо при наличии договора поручительства.

Согласно пункту 2 статьи 74 НК РФ:

«В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика  по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем».

Отсрочка представляет собой  форму изменения срока уплаты налога и при этом не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога (пункт 4 статьи 61 НК РФ).

В соответствии с пунктом 12 Положения по бухгалтерскому учету  «Учет расчетов по налогу на прибыль»  величина отсроченного налога признается временной разницей, приводящей к образованию отложенного налогового обязательства. Отложенное налоговое обязательство представляет собой произведение налогооблагаемой временной разницы, возникающей в отчетном периоде на ставку налога на прибыль. Так как в условиях нашего примера временная разница собственно представляет собой налог на прибыль, то умножать ее на ставку налога на прибыль нет необходимости.

При предоставлении налогоплательщику  отсрочки в бухгалтерском учете  производится запись:

Информация о работе Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: теория и практика