Ответственность за налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы, является изучение понятия и видов
юридической ответственности за на нарушения налогового законодательства.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
 Изучить литературу и нормативно – правовые акты, в данной сфере;
 Проанализировать понятие налогового правонарушения и налоговой
ответственности;
 Рассмотреть виды ответственности за нарушения налогового
законодательства;
 Рассмотреть основания освобождения от ответственности за
совершения налоговых правонарушений. В заключении сделать выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. …........3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………….4
1.1. Понятие и признаки налогового правонарушения………………..........4
1.2. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых
правонарушений................................................................................................6
ГЛАВА 2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦА К ОТВЕТСВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ......................................8
2.1. Основания привлечения к ответственности за совершения налогового
правонарушения.................................................................................................8
2.2. Основания освобождения от ответственности......................................11
2.3. Форма вины при совершении налогового правонарушения и
обстоятельства, исключающие ответственность...........................................12
ГЛАВА 3. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ И СРОКИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………...15
3.1. Налоговые санкции..................................................................................15
3.2. Процедура наложения ареста на имущество.........................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................26

Файлы: 1 файл

правоведение контрольная.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

     Как следует из ст.110 НК, вина как субъективный признак

правонарушения  имеет место во всех налоговых  правонарушениях и

подлежит  доказыванию во всех случаях. При этом, как указано в п.4 этой статьи НК, воля юридического лица вырабатывается и выражается должностными лицами либо его представителями. Считается, что вина каждого юридического лица, а также любой организации в совершении правонарушения есть вина людей, которые, будучи уполномочены на осуществление стоящих перед данной организацией задач, совершают правонарушения.

     Таким образом, согласно НК вина работника  в этих случаях

рассматривается как вина самой организации. Статьей 111 НК перечислены обстоятельства, которые исключают вину лица в совершении налогового правонарушения. К ним относятся следующие:

     1. Совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. 

     Впервые в налоговом законодательстве учтено обстоятельство

непреодолимой силы, которое учитывалось в других отраслях

законодательства  и являлось безусловным основанием для освобождения от

ответственности. Кроме того, законодатель в НК учитывает  обстоятельства

непреодолимой силы и в случае предоставления налогоплательщику

отсрочки (рассрочки) в уплате налогов и  сборов в порядке и на условиях,

установленных ст.64 Кодекса.

     2. Совершение деяния, содержащего  признаки налогового

правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в

момент  его совершения в состоянии, при котором оно не могло отдавать себе

отчета  в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного

состояния.

     Традиционно такие отрасли права, как уголовное  и

административное, освобождали от ответственности  граждан, оказавшихся в

ситуации, когда они не способны понимать значение своих действий.

При этом факт нарушения гражданином налогового законодательства в

момент, когда он не способен понимать значения своих действий и

руководить  ими, должен быть доказан. В качестве таких доказательств

обычно  принимают заключения соответствующих  медицинских органов, а в

отдельных случаях и проведение экспертизы.

     3. Выполнение налогоплательщиком  или налоговым агентом

письменных  указаний и разъяснений, данных налоговым  органом либо

другим  уполномоченным государственным органом или их должностными

лицами  в пределах их компетенции.

     Впервые в налоговом законодательстве среди  обстоятельств,

исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, названы

не соответствующие  закону указания и разъяснения налоговых органов, в

результате  выполнения которых налогоплательщиком или налоговым

агентом было нарушено налоговое законодательство. 
 

ГЛАВА 3. Налоговые санкции и сроки применения мер налоговой ответственности

                                     

                                          3.1   Налоговые санкции 

     Как установлено ст.114 НК, налоговые санкции  устанавливаются в

виде  штрафов. При наличии смягчающих обстоятельств (их перечень указан в п.1ст.112 НК) размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по

сравнению с размером, установленным законом. При наличии отягчающего

обстоятельства (п.2 ст.112 НК) размер штрафа увеличивается  на 100%.

     При применении налоговых санкций не действует принцип поглощения

менее строгой санкции более строгой  санкцией.

     Пеня  за нарушение налогоплательщиком и  налоговым агентом

установленных сроков уплаты налогов и сборов отнесена НК не к налоговым

санкциям, а к одному из способов обеспечения  исполнения налоговых

обязательств.

     Статьей 75 НК пеня определяется как денежная сумма, которую

налогоплательщик  и налоговый агент должны выплатить  в случае уплаты

причитающихся сумм налога или сбора в более  поздние по сравнению с

установленными  законодательством о налогах  и сборах сроки. Как было

отмечено, пеня взимается независимо от применения других способов

обеспечения исполнения налоговых обязанностей, а также мер

ответственности за нарушение налогового законодательства.

     Размер  процентной ставки пени равен одной  трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в  день.

     Как установлено НК, пени могут быть взысканы принудительно из

денежных  средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет

иного имущества в порядке, установленном  ст.ст.46 - 48 Кодекса.

     Принудительное взыскание пеней производится с физических лиц в

судебном  порядке, а с юридических лиц - в бесспорном порядке.

     Взыскание налоговых санкций, в отличие  от взыскания сумм налога и пени, производится в судебном порядке как с физических лиц, так и с юридических лиц. Исковое заявление налогового органа о взыскании налоговой санкции подается в суд после отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропуска этим лицом срока уплаты, указанного в

направляемом  ему требовании (ст.104 НК).

     Обращение налоговых органов в суд возможно не позднее трех

месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления

соответствующего  акта (ст.115 НК).

     Налоговый кодекс вводит возможность непосредственного  обращения

в суд  налогоплательщика после того, как выявлена его задолженность. Тем

не менее  юридическая практика показывает, что  налогоплательщик не

пострадает, если предварительно он обратится с  жалобой в вышестоящий

налоговый орган. Как правило, большинство  споров разрешается уже на этом

этапе. При этом важно отметить некоторые преимущества административного обжалования. Во-первых, экономятся деньги налогоплательщика, которые он должен был бы уплатить как государственную пошлину. Во-вторых, налогоплательщик становится более подготовленным в ходе рассмотрения такой жалобы к судебному процессу.

     Исполнение  решений судов о взыскании  налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном

производстве.

     В соответствии с п.1 ст.47 НК процедура  по взысканию налога за счет

имущества налогоплательщика производится по решению руководителя

(заместителя)  налогового органа в соответствии  с Федеральный законом от

21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

     Таким образом, внесудебный порядок взыскания  налога за счет имущества налогоплательщика заменяется судебным. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" процедура по взысканию

налогов судебными приставами вводится в  действие с 2001 г. До этого

времени право принудительного исполнения решений налоговых органов о

взыскании налога за счет имущества налогоплательщика  возложено на

органы  налоговой полиции в соответствии с Федеральным законом от

24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" и на

налоговые органы в части взыскания налога за счет денежных средств у

организаций - должников.

     С введением в действие НК утратили силу такие правонарушения, как

сокрытие  или занижение дохода (прибыли) либо сокрытие или неучет иного

объекта налогообложения. Вместо этого универсального состава появились

новые конкретные составы налоговых правонарушений.

     Ближе всего к прежнему составу правонарушения, предусмотренные ст.122 НК: неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения

налогооблагаемой  базы или неправильного исчисления налога по итогам

налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке

налоговым органом.

     Как было отмечено выше, подобные составы  налоговых

правонарушений  относятся к материальным, поскольку  в результате их

совершения ущемляются финансовые интересы государства.

         К сожалению, нет достаточной ясности в вопросе о таком противоправном деянии, как систематическое или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, повлекших занижение дохода. Поэтому представляется логичным при анализе данного правонарушения обратиться к законодательству о бухгалтерском учете. В частности, ст.18 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определяет, что руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности за: уклонение от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета; искажение бухгалтерской отчетности; несоблюдение сроков представления бухгалтерской отчетности. 

     3.2    Процедура наложения ареста на имущество 

     В налоговых правоотношениях порядок  ареста имущества,

налагаемого налоговыми или таможенными органами, регламентируется ст.

77 НК  РФ, а также корреспондирующими  ей нормами главы 8 НК РФ,

посвященными  принудительному исполнению обязанности  по уплате

налогов (сборов). В литературе отмечалось, что "...арест имущества не

относится к процессуальным действиям налогового контроля", но

"...фактически  произведение ареста имущества  по своей правовой природе

является  процессуальным действием с участием должностных лиц

уполномоченных  органов, налогоплательщика (налогового агента, сборщика

налогов), понятых, специалистов".

     Процесс наложения ареста на имущество состоит  из нескольких

последовательных  стадий:

     1.Принятие решения. Оно принимается руководителем или

заместителем  налогового или таможенного органа в форме постановления.

Решение о наложении ареста на имущество  не может предшествовать

решению о взыскании налога за счет имущества  налогоплательщика. Более

того, исходя из системного анализа статей 46, 47 и 77 НК РФ, принятию

решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика должно

предшествовать  решение о взыскании налога за счет денежных средств,

находящихся на счетах в банке, и лишь после  установления недостаточности

либо  отсутствия таких средств может  быть вынесено упомянутое выше

решение и наложен арест.

     НК  РФ в качестве непременного условия  законности решения о

наложении ареста указывает два обстоятельства, которые должны

существовать  одновременно:

     1) налогоплательщик не исполнил  свою обязанность по уплате  налога

(сбора)  в установленные сроки. Данная  формулировка не совсем точна: в

случае  уплаты налога (сбора) с нарушением срока она позволяет считать

Информация о работе Ответственность за налоговые правонарушения