Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:07, контрольная работа
Целью данной работы, является изучение понятия и видов
юридической ответственности за на нарушения налогового законодательства.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
Изучить литературу и нормативно – правовые акты, в данной сфере;
Проанализировать понятие налогового правонарушения и налоговой
ответственности;
Рассмотреть виды ответственности за нарушения налогового
законодательства;
Рассмотреть основания освобождения от ответственности за
совершения налоговых правонарушений. В заключении сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. …........3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………….4
1.1. Понятие и признаки налогового правонарушения………………..........4
1.2. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых
правонарушений................................................................................................6
ГЛАВА 2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦА К ОТВЕТСВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ......................................8
2.1. Основания привлечения к ответственности за совершения налогового
правонарушения.................................................................................................8
2.2. Основания освобождения от ответственности......................................11
2.3. Форма вины при совершении налогового правонарушения и
обстоятельства, исключающие ответственность...........................................12
ГЛАВА 3. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ И СРОКИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………...15
3.1. Налоговые санкции..................................................................................15
3.2. Процедура наложения ареста на имущество.........................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................26
Как следует из ст.110 НК, вина как субъективный признак
правонарушения имеет место во всех налоговых правонарушениях и
подлежит доказыванию во всех случаях. При этом, как указано в п.4 этой статьи НК, воля юридического лица вырабатывается и выражается должностными лицами либо его представителями. Считается, что вина каждого юридического лица, а также любой организации в совершении правонарушения есть вина людей, которые, будучи уполномочены на осуществление стоящих перед данной организацией задач, совершают правонарушения.
Таким образом, согласно НК вина работника в этих случаях
рассматривается как вина самой организации. Статьей 111 НК перечислены обстоятельства, которые исключают вину лица в совершении налогового правонарушения. К ним относятся следующие:
1.
Совершение деяния, содержащего
признаки налогового
Впервые в налоговом законодательстве учтено обстоятельство
непреодолимой силы, которое учитывалось в других отраслях
законодательства и являлось безусловным основанием для освобождения от
ответственности. Кроме того, законодатель в НК учитывает обстоятельства
непреодолимой силы и в случае предоставления налогоплательщику
отсрочки (рассрочки) в уплате налогов и сборов в порядке и на условиях,
установленных ст.64 Кодекса.
2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового
правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в
момент его совершения в состоянии, при котором оно не могло отдавать себе
отчета
в своих действиях или
состояния.
Традиционно такие отрасли права, как уголовное и
административное, освобождали от ответственности граждан, оказавшихся в
ситуации, когда они не способны понимать значение своих действий.
При этом
факт нарушения гражданином
момент, когда он не способен понимать значения своих действий и
руководить ими, должен быть доказан. В качестве таких доказательств
обычно принимают заключения соответствующих медицинских органов, а в
отдельных случаях и проведение экспертизы.
3. Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом
письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом либо
другим уполномоченным государственным органом или их должностными
лицами в пределах их компетенции.
Впервые в налоговом законодательстве среди обстоятельств,
исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, названы
не соответствующие закону указания и разъяснения налоговых органов, в
результате выполнения которых налогоплательщиком или налоговым
агентом
было нарушено налоговое законодательство.
ГЛАВА 3. Налоговые санкции и сроки применения мер налоговой ответственности
Как установлено ст.114 НК, налоговые санкции устанавливаются в
виде штрафов. При наличии смягчающих обстоятельств (их перечень указан в п.1ст.112 НК) размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по
сравнению с размером, установленным законом. При наличии отягчающего
обстоятельства (п.2 ст.112 НК) размер штрафа увеличивается на 100%.
При применении налоговых санкций не действует принцип поглощения
менее строгой санкции более строгой санкцией.
Пеня за нарушение налогоплательщиком и налоговым агентом
установленных сроков уплаты налогов и сборов отнесена НК не к налоговым
санкциям, а к одному из способов обеспечения исполнения налоговых
обязательств.
Статьей 75 НК пеня определяется как денежная сумма, которую
налогоплательщик и налоговый агент должны выплатить в случае уплаты
причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с
установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Как было
отмечено, пеня взимается независимо от применения других способов
обеспечения исполнения налоговых обязанностей, а также мер
ответственности за нарушение налогового законодательства.
Размер процентной ставки пени равен одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день.
Как установлено НК, пени могут быть взысканы принудительно из
денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет
иного имущества в порядке, установленном ст.ст.46 - 48 Кодекса.
Принудительное взыскание пеней производится с физических лиц в
судебном порядке, а с юридических лиц - в бесспорном порядке.
Взыскание налоговых санкций, в отличие от взыскания сумм налога и пени, производится в судебном порядке как с физических лиц, так и с юридических лиц. Исковое заявление налогового органа о взыскании налоговой санкции подается в суд после отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропуска этим лицом срока уплаты, указанного в
направляемом ему требовании (ст.104 НК).
Обращение налоговых органов в суд возможно не позднее трех
месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления
соответствующего акта (ст.115 НК).
Налоговый кодекс вводит возможность непосредственного обращения
в суд налогоплательщика после того, как выявлена его задолженность. Тем
не менее юридическая практика показывает, что налогоплательщик не
пострадает, если предварительно он обратится с жалобой в вышестоящий
налоговый орган. Как правило, большинство споров разрешается уже на этом
этапе. При этом важно отметить некоторые преимущества административного обжалования. Во-первых, экономятся деньги налогоплательщика, которые он должен был бы уплатить как государственную пошлину. Во-вторых, налогоплательщик становится более подготовленным в ходе рассмотрения такой жалобы к судебному процессу.
Исполнение решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном
производстве.
В соответствии с п.1 ст.47 НК процедура по взысканию налога за счет
имущества налогоплательщика производится по решению руководителя
(заместителя)
налогового органа в
21.07.1997
N 119-ФЗ "Об исполнительном
Таким образом, внесудебный порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика заменяется судебным. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" процедура по взысканию
налогов судебными приставами вводится в действие с 2001 г. До этого
времени
право принудительного
взыскании налога за счет имущества налогоплательщика возложено на
органы
налоговой полиции в
24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" и на
налоговые органы в части взыскания налога за счет денежных средств у
организаций - должников.
С введением в действие НК утратили силу такие правонарушения, как
сокрытие или занижение дохода (прибыли) либо сокрытие или неучет иного
объекта налогообложения. Вместо этого универсального состава появились
новые
конкретные составы налоговых
Ближе всего к прежнему составу правонарушения, предусмотренные ст.122 НК: неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения
налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам
налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке
налоговым органом.
Как было отмечено выше, подобные составы налоговых
правонарушений относятся к материальным, поскольку в результате их
совершения ущемляются финансовые интересы государства.
К сожалению, нет достаточной ясности
в вопросе о таком противоправном деянии,
как систематическое или неправильное
отражение на счетах бухгалтерского учета
хозяйственных операций, повлекших занижение
дохода. Поэтому представляется логичным
при анализе данного правонарушения обратиться
к законодательству о бухгалтерском учете.
В частности, ст.18 Федерального закона
от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
определяет, что руководители организаций
и другие лица, ответственные за организацию
и ведение бухгалтерского учета, могут
быть привлечены к административной или
уголовной ответственности за: уклонение
от ведения бухгалтерского учета в порядке,
установленном законодательством и нормативными
актами органов, осуществляющих регулирование
бухгалтерского учета; искажение бухгалтерской
отчетности; несоблюдение сроков представления
бухгалтерской отчетности.
3.2
Процедура наложения ареста на имущество
В
налоговых правоотношениях
налагаемого налоговыми или таможенными органами, регламентируется ст.
77 НК РФ, а также корреспондирующими ей нормами главы 8 НК РФ,
посвященными принудительному исполнению обязанности по уплате
налогов (сборов). В литературе отмечалось, что "...арест имущества не
относится к процессуальным действиям налогового контроля", но
"...фактически произведение ареста имущества по своей правовой природе
является процессуальным действием с участием должностных лиц
уполномоченных органов, налогоплательщика (налогового агента, сборщика
налогов), понятых, специалистов".
Процесс наложения ареста на имущество состоит из нескольких
последовательных стадий:
1.Принятие решения. Оно принимается руководителем или
заместителем налогового или таможенного органа в форме постановления.
Решение о наложении ареста на имущество не может предшествовать
решению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Более
того, исходя из системного анализа статей 46, 47 и 77 НК РФ, принятию
решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика должно
предшествовать решение о взыскании налога за счет денежных средств,
находящихся на счетах в банке, и лишь после установления недостаточности
либо отсутствия таких средств может быть вынесено упомянутое выше
решение и наложен арест.
НК РФ в качестве непременного условия законности решения о
наложении ареста указывает два обстоятельства, которые должны
существовать одновременно:
1) налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налога
(сбора) в установленные сроки. Данная формулировка не совсем точна: в
случае уплаты налога (сбора) с нарушением срока она позволяет считать
Информация о работе Ответственность за налоговые правонарушения