Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование международных финансовых институтов и роль России в их функционировании.
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач: определить сущность международных финансовых институтов, их цели и функции; рассмотреть структуру и характеристику международных финансовых организаций; проанализировать становление отношений России с международными финансовыми институтами и рассмотреть их взаимосвязь на современном этапе; выявить существующие проблемы в отношениях России с международными финансовыми организациями и рассмотреть перспективы дальнейшего их сотрудничества.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы функционирования международных финансовых институтов
1.1 Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций
1.2 Цели, сущность и функции международных финансовых институтов
1.3 Классификация международных финансовых организаций
2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах
2.1 Становления отношений России с международными финансовыми организациями
2.2 Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе
3. Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями
3.2 Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными финансовыми институтами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы функционирования международных финансовых институтов

1.1 Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций

1.2 Цели, сущность и функции международных финансовых институтов

1.3 Классификация международных финансовых организаций

2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах

2.1 Становления отношений России с международными финансовыми организациями

2.2 Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе

3. Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами

3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями

3.2 Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными финансовыми институтами

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

 

Введение

 

По мере развития и  усложнения валютно-финансовых отношений  государства все чаще прибегают  к созданию специализированных международных организаций. Одни из них осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции. То есть, каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.

Международные финансовые институты  возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка  международных расчетов (1930 году), в целях послевоенного восстановления экономики многих стран, для развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства. Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал (система «взвешенных голосов»).

В данной работе речь пойдет о международных финансовых институтах и о взаимодействии с ними Российской Федерации.

Важность и актуальность этой темы состоит в том, что после  кризисных явлений последнего пятнадцатилетия Россия выходит на мировую арену, восстанавливает прерванные связи, в том числе и в области мировых финансов.

Цель данной работы – исследование международных финансовых институтов и роль России в их функционировании.

Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач: определить сущность международных финансовых институтов, их цели и функции; рассмотреть структуру и характеристику международных финансовых организаций; проанализировать становление отношений России с международными финансовыми институтами и рассмотреть их взаимосвязь на современном этапе; выявить существующие проблемы в отношениях России с международными финансовыми организациями и рассмотреть перспективы дальнейшего их сотрудничества.

Объектом исследования является международные финансовые институты как часть международных экономических отношений.

Предмет исследования –  финансовые отношения России с международными финансовыми организациями.

Теоретическая база исследования представлена работами о международных финансовых институтах таких авторов как Ковалев В.В., Котёлкин С.В., Моисеев С.Р., Валдайцев С.В., взятые в обобщенном виде из материалов учебной литературы. Были использованы как вспомогательный материал статьи Ишханова А.В., Бабуриной О.Н., Кузнецова В.М., Смирнова П.С., Шапрана В.С. и других, взятые из специализированной периодической литературы.

Эмпирической базой  исследования послужили статистические и аналитические статьи, опубликованные в глобальной сети Internet.

Курсовая работа изложена на 31 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 1 приложений и список использованных источников, включающий 23 наименований. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретический материал функционировании международных финансовых институтов. Во второй главе определены отношения России с международными финансовыми организациями. В третьей главе выявлены проблемы участия России в международных финансовых институтах и разработаны перспективы дальнейшего их сотрудничества. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на улучшение отношений России с международными финансовыми организациями и укрепление позиций России в этих отношениях.

 

1. Теоретические основы функционирования международных финансовых институтов

 

1.1 Причины  возникновения и этапы эволюции  международных экономических и  финансовых организаций

 

К началу XXI века под воздействием процесса глобализации произошли кардинальные изменения в состоянии и характере развития всего мирового хозяйства. Глобализация мировой экономики выступает объективной тенденцией развития, которой, видимо, нет другой реальной альтернативы, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Она создает условия для более эффективного перераспределения и использования в мировом масштабе производственно-технологических, финансовых и интеллектуальных ресурсов, открывает возможности для ускорения экономического роста, помогает менее развитым странам в определенной мере подтягиваться к экономическим лидерам.

Однако глобализация, как и любой  другой социально-экономический процесс, не может происходить только по восходящей линии, без кризисов и потрясений. Практика показывает, что многие сложные проблемы, порожденные ею, могут быть решены только на межгосударственном или наднациональном уровне. Сегодня важную роль в регулировании глобальных процессов играют международные экономические организации, представляющие собой одно из звеньев усложняющегося многоярусного механизма управления мирохозяйственных связей.

Процесс создания международных организаций  начался во второй половине прошлого века. После окончания Второй мировой  войны произошло четкое осознание  необходимости обсуждения насущных политических и экономических проблем в рамках всего мирового сообщества. Основой международного сотрудничества должен был стать новый мировой порядок, базирующийся на либерализме, сотрудничестве, открытости и диалоге, свободном от какой бы то ни было конфронтации. Создание международных организаций явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения сложных, чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни государств. Когда усилия национальной дипломатии оказывались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами современных международных отношений, правительства стремились найти адекватные методы взаимодействия в виде многосторонних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.[5,c.187]

В основе бурного роста международных  организаций лежали и чисто экономические причины. XX в. характеризовался взрывным ростом международных экономических связей во всех формах: торговли, вывоза капитала, производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы. Сдвиги в сферах производства, коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов привели к невиданной прежде степени вовлеченности стран в мирохозяйственные связи и превратили мировую экономику в целостный глобальный организм, спаянный уже не просто международным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам, порой всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и информационной сетью.[1.c 121]

В то же время увеличивающаяся открытость экономик обусловила новые опасности макроэкономического характера, поскольку национальные хозяйства, все более интегрируясь в мировую экономику, становятся легко уязвимыми для всяких неожиданностей, исходящих извне. В создавшихся условиях национальные государства столкнулись с принципиально новой ситуацией — потерей возможности эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического регулирования, как импортные ограничения и экспортные субсидии, изменения курса национальной валюты и ставки рефинансирования центрального банка. Некоторые процессы, особенно в валютно-финансовой сфере, приобрели масштабный глобальный характер и уже не поддаются регулирующим действиям отдельных государств. Международные экономические и политические процессы переросли из межнациональных во вненациональные, глобальные. Эффективность экономического регулирования на национальном уровне снизилась и сделала неизбежным возникновение наднациональных форм регулирования.

Снижение дееспособности национальных государств в экономической сфере, нарастающий процесс усиления хозяйственной взаимосвязи и взаимозависимости государств объективно поставили перед человечеством задачу нахождения принципиально новых механизмов регулирования глобальной экономики.

В условиях глобализации межгосударственные границы применительно к экономическим отношениям приобрели новое значение, что потребовало создания и новой системы регулирования, основанной на принципах либерализации и устранения торговых барьеров, обеспечения свободного движения капиталов и т.д. Это могло быть достигнуто только за счет координации правовых режимов в области торговли и инвестиций.

Несогласованность национальных законодательств неизбежно порождала  серьезные проблемы и споры между  экономическими субъектами и между  государствами. Появилась потребность  в создании универсального механизма регулирования международных экономических отношений, включающих в себя разнообразные средства и методы: тарифы, цены, налоги, кредиты.

Насущной необходимостью стала  разработка совместной валютно-финансовой политики, достижение в этой области стабильности, способной обеспечить конвертируемость национальных валют, облегчить взаимные расчеты.

Огромная разница в социально-экономических  условиях жизни людей в разных странах ставила вопрос об оказании помощи и содействия со стороны развитых стран развивающимся государствам и среди них наименее развитым и бедным. Это требовало разработки единой стратегии социально-экономического развития.

В сложившихся условиях особая роль в поиске новых механизмов регулирования  была возложена на международные экономические организации. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций. Ведущая среди них — Организация Объединенных Наций (ООН) с ее разветвленной системой экономических органов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР)[1,c.205].

Несомненно, направления многостороннего  регулирования, осуществляемого международными организациями, в значительной степени  зависят от конкретных интересов  участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов. В то же время, не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам торговых, валютных, финансовых отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных организаций.

Ключевым аспектом в разработке совместной экономической стратегии  и многостороннем регулировании  мирохозяйственных связей являлось определение правил и норм, создающих  стимулы для отдельных государств действовать в коллективных интересах.

Международные экономические  организации — это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий  согласованные его участниками  цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические  политико-организационные нормы, в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность в течение ограниченного периода времени и не имеют устава и рабочих органов[4,c.364].

Международные валютно-кредитные  организации – международные  экономические организации, созданные  на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений  между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи. В число таких организаций входят Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), региональные международные банки развития.

Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

Усиление интернационализации  хозяйственной жизни, образование  ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

Развитие межгосударственного  регулирования мирохозяйственных  связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

Необходимость совместного  решения проблем, нестабильности мировой  экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Создание этих межгосударственных институтов во многом диктуется необходимостью решения формально различных, но взаимосвязанных задач. С одной стороны, процесс глобализации мирохозяйственных связей высвечивает проблемы и противоречия, сохраняющиеся на национальном уровне между регулирующими функциями государственных административных органов и потребностями беспрепятственного развития национальных производительных сил. В этом плане межгосударственные институты, а также согласованные правовые нормы, лежащие в их основе, препятствуют попыткам нарушения конкурентной среды на национальном уровне.

С другой стороны, многосторонние организации являются теми механизмами, в рамках которых представители  национальных администраций стран-участниц могут вести переговоры о взаимном устранении препятствий на уровне межгосударственных отношений. Иными словами, деятельность международных организаций позволяет "расчищать" дорогу процессам глобализации как на национальном, так и международном уровнях. Многостороннее регулирование мирохозяйственных связей постоянно развивается и совершенствуется. Расширение сфер сотрудничества между государствами, усложнение мировой экономической системы, прежде всего, предполагало изменение функций и структуры международных организаций, а также совершенствование форм, методов и механизмов самого многостороннего регулирования. Часть организаций, исчерпав потенциал, прекращала существование или трансформировала свою деятельность. В то же время по мере необходимости учреждались новые международные институты[3,c.209].

Информация о работе Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами