Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование международных финансовых институтов и роль России в их функционировании.
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач: определить сущность международных финансовых институтов, их цели и функции; рассмотреть структуру и характеристику международных финансовых организаций; проанализировать становление отношений России с международными финансовыми институтами и рассмотреть их взаимосвязь на современном этапе; выявить существующие проблемы в отношениях России с международными финансовыми организациями и рассмотреть перспективы дальнейшего их сотрудничества.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы функционирования международных финансовых институтов
1.1 Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций
1.2 Цели, сущность и функции международных финансовых институтов
1.3 Классификация международных финансовых организаций
2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах
2.1 Становления отношений России с международными финансовыми организациями
2.2 Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе
3. Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями
3.2 Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными финансовыми институтами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

3. Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами

 

3.1 Проблемы во взаимоотношениях  России с международными финансовыми организациями

 

Результаты взаимодействия России с международными финансовыми  институтами неоднозначны. Внешние  заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с международными финансовыми институтами, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития [16].

Во-первых, медленно осваивались  кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов международных финансовых организаций со спецификой российских условий.

Во-вторых, кредиты ведущих  международных финансовых институтов при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.п.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов международных финансовых организаций и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МИБ, МБЭС, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними [3, с. 193].

Немаловажной причиной малой эффективности сотрудничества России с международными финансовыми институтами являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. В различных ведомствах долгое время (до середины 2003г.) отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под международными финансовыми организациями понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации – МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с международными финансовыми институтами доминировала позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией замов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате наблюдалось значительное распыление заемных средств по большому числу не связанных между собой проектов.

Впервые стратегический подход к сотрудничеству России с  Всемирным банкам был реализован при разработке государственной  Программы сотрудничества (принята 21 февраля 2002 года), затем была сформирована и принята Программа сотрудничество с ЕБРР, а в последующем разработана и представлена Программа сотрудничества с ЕИБ. Подготовка и реализация этих программ стали основой формирования государственной среднесрочной политике России по отношению к МФО [19].

В 2000 – 2003 годах финансово-экономическая  ситуация в России стала весьма благоприятной. Профицит государственного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток инвестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий привлечение займов на внешних и внутренних рынках привели к снижению привлекательности займов МФО как источников финансирование бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной сфере и государственном управлении. Поэтому встал вопрос об изменении политики дальнейших государственных заимствований у МБРР и ЕБРР.

 

 

 

 

 

3.2 Перспективы дальнейшего сотрудничества  России с международными финансовыми институтами

 

На современном этапе  наибольший интерес в сотрудничестве с международными финансовыми организациями представляет не столько привлечение кредитных ресурсов, сколько использование наработанных ими стандартов и технологий для повышения эффективности федеральных программ и проектов, а также расширения сфер применения финансовых ресурсов международных финансовых институтов без предоставления суверенных гарантий Российской Федерации.

Россия отошла от практики заимствований в целях поддержки  платежного баланса, когда займы предоставлялись в поддержку осуществления ключевых реформ на федеральном уровне (налоговая служба, казначейство, таможенная служба, кадастр). В то же время во многих сферах перед страной по-прежнему стоят важные задачи. Некоторые из них, например реформа жилищно-коммунального хозяйства, связаны с переходным периодом; другие, например развитие частно-государственных партнерств, направлены на создание новых движущих факторов экономической диверсификации и роста. Процесс адаптации к рыночной экономике в такой большой стране, как Россия, по понятным причинам происходит неравномерно, поэтому внимание необходимо уделять, прежде всего, преодолению растущего разрыва между процветающими и отстающими регионами. Ограниченность возможностей и финансовых ресурсов замедляет реализацию на местах хорошо разработанных реформ – полномасштабное преодоление указанных ограничений требует всех ресурсов, какие Россия способна мобилизовать и внутри страны, и за ее пределами [20].

Деятельность по управлению портфелем проектов должна быть сосредоточена на закрытии старых проектов, совершенствовании отчетности и мониторинга, отказа от сложных соглашений о субзаймах. К числу новых направлений сотрудничества можно отнести развитие регионов, содействие в создании частно-государственных партнерств и помощь России в решении вопросов глобального и регионального значения.

Россия заинтересована в дальнейшем получении поддержки  международных финансовых организаций в виде гибкого набора аналитических и консультационных услуг и отдельных приоритетных инвестиционных проектов в целях осуществления ключевых реформ. Программа сотрудничества должна зависеть, главным образом, от федерального финансирования, а международные финансовые институты должны предоставлять, прежде всего, свой аналитический и технический опыт, а также опыт управления проектами.

Россия заинтересована в выработке такого партнерства с Всемирным банком, которое отвечало бы как основным проблемам страны, так и ее возможностям. Такое партнерство было бы аналогом деятельности Банка в других странах со средним уровнем доходов [18].

Также для совершенствования отношений России с международными финансовыми институтами необходимо:

– сотрудничество должно осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой международной финансовой организацией в качестве ее члена или на договорной основе;

– фундаментом сотрудничества должны стать четкое определение  роли каждой из сторон и контроль за использование заимствованных средств, нужно разграничить ответственность  и функции международных финансовых институтах и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;

– концепция сотрудничества должна быть ориентирована на сокращение заемные ресурсы – сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;

– информация о характере и рамках соглашений о сотрудничестве должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для широкой общественности;

– государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми институтами, на современном  этапе должна быть ориентирована на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в международных финансовых организациях.

Сотрудничество с ведущими финансовыми организациями способствует осуществлению социально-экономических реформ в Российской Федерации. Взаимодействие Российской Федерации с Международным валютным фондом, Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития позволяет повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях, укрепить российские позиции в сообществе развитых стран, использовать международный опыт в совершенствовании российской финансовой системы и государственного управления.

 

Заключение

 

Международные организации  прошлого стали прообразами современных международных организаций, которых в настоящее время большое количество, и которые играют большую роль в современных международных отношениях. В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международные финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных  финансовых институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Целями деятельности всех без исключения международных финансовых институтов являются оказание помощи странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне.

Они были образованы в  основном после второй мировой войны  и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

К международным финансовым институтам относятся Международный  валютный фонд, Всемирный банк, Европейский  банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.

Россия является полноправным членом практически всех международных и межгосударственных финансовых институтов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Эти финансовые институты играют важную роль в развитии экономики России. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики.

Россия накопила значительный опыт работы с ведущими международными финансовыми организациями, осуществлявшими поддержку социально-экономических реформ в Российской Федерации – Международным валютным фондом (МВФ), Группой Всемирного банка (ВБ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

В последние годы наметилась тенденция к изменению характера  взаимодействия с этими организациями. Россия, являющаяся крупным акционером в Международном валютном Фонде, Всемирном банке, Европейском банке реконструкции и развития и имеющая своих директоров в представительствах, стремится всё больше выполнять роль акционера и всё меньше роль заёмщика.

Необходимые рекомендации при дальнейшем сотрудничестве с  России с международными финансовыми  институтами:

– повысить эффективность  участия России в международных  кредитно-финансовых отношениях в ситуации, когда Россия, с одной стороны, является одним из главных кредиторов стран третьего мира и особенно стран СНГ, а с другой стороны, выступает заемщиком на рынке финансовых кредитов;

– укрепить российские позиции  в сообществе развитых государств;

– повысить доверие инвесторов к экономической политике Российской Федерации;

– использовать опыт МВФ  для совершенствования российской финансовой системы, а также технического содействия со стороны международных финансовых организаций с целью повышения эффективности государственного управления и квалификации государственных служащих;

– сохранить благоприятные  условия взаимодействия с международными финансовыми организациями, которые могут быть важны в случае возникновения потребности в получении финансовой помощи с их стороны.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бабурина, О.Н. Финансовые институты управления новым мировым порядком / О.Н. Бабурина // Финансы и кредит. – 2010. – № 23. – с. 63-70.
  2. Инвестиции: учеб. / С.В. Валдайцев, П.П. Воробьев [и др.]; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 440 с.
  3. Ишханов, А.В. Проблемы и пути реформирования международных финансовых институтов / А.В. Ишханов и А.П. Долгов // Финансы и кредит. – 2010. – № 13. – с. 14-18.
  4. К вопросу о правовом положении дополнительных представительств международных финансовых организаций в Российской Федерации // Международное публичное и частное право. – 2011. – № 4. – с. 21-24.
  5. Ковалев, В.В. Основы теории финансового менеджмента: учеб.-практ. Пособие / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2012. – 544 с.
  6. Котёлкин, С.В. Международная финансовая система: Учебник / С.В. Котёлкин. – М.: Экономистъ, 2011. – 541 с.
  7. Кузнецов, В.М. Анализ привлечения и использования Российской Федерацией средств займов международных финансовых организаций и перспективы дальнейшего сотрудничества / В.М. Кузнецов // Финансы и кредит. – 2010. – № 16. – с. 13-15.
  8. Международные финансовые и кредитные отношения [Эл. ресурс]. – Интернет-ресурс: http://rudiplom.ru/lecture/mezhdunarodnye-finansovye-i-kreditnye-otnosheniya/: по состоянию на 01.04.2013 г.
  9. Международные Финансовые Институты [Эл. ресурс]. – Интернет-ресурс: http://mirslovarei.com/content_yur/MEZHDUNARODNYE-FINAN

SOVYE-INSTITUTY-26789.html: по состоянию на 01.04.2013 г.

  1. Международные финансовые институты [Эл. ресурс]. – Интернет-ресурс: http://www.lip-nbik.ru/?p=134: по состоянию на 11.12.2013 г.
  2. Международные финансовые институты [Эл. ресурс]. – Интернет-ресурс: http://www.treelife.org.kg/ifi/: по состоянию на 01.04.2010 г.
  3. Международные финансовые институты [Эл. ресурс]. – Интернет-ресурс: http://polbu.ru/money_creditbanks/ch53_all.html: по состоянию на 01.04.2010 г.
  4. Международные финансовые институты и Россия // Вопросы экономики. – 2012. № 3. – с. 65-98.
  5. Международные финансовые организации [Эл. ресурс]. – Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Международные_финан-

Информация о работе Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами