Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование международных финансовых институтов и роль России в их функционировании.
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач: определить сущность международных финансовых институтов, их цели и функции; рассмотреть структуру и характеристику международных финансовых организаций; проанализировать становление отношений России с международными финансовыми институтами и рассмотреть их взаимосвязь на современном этапе; выявить существующие проблемы в отношениях России с международными финансовыми организациями и рассмотреть перспективы дальнейшего их сотрудничества.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы функционирования международных финансовых институтов
1.1 Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций
1.2 Цели, сущность и функции международных финансовых институтов
1.3 Классификация международных финансовых организаций
2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах
2.1 Становления отношений России с международными финансовыми организациями
2.2 Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе
3. Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями
3.2 Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными финансовыми институтами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Так, появление на международной арене значительного количества новых развивающихся стран, необходимость координации внешнеэкономической политики между ними и развитыми государствами привели к образованию Международной ассоциации развития (МАР) и Международной финансовой корпорации (МФК). Кризисные потрясения мировой экономики начала 70-х гг. потребовали создания своеобразного оперативного штаба по чрезвычайным мерам — "Группы 7". Постепенно ее совещания трансформировались из неформального института в организованную систему, имеющую многие черты международных межправительственных организаций. По существу, она стала главным звеном механизма межгосударственного регулирования экономики, способным координировать и направлять работу других его звеньев.

Несомненно, ключевыми  элементами многостороннего механизма регулирования мировой экономики являются МВФ и Всемирный банк.

Международные финансовые организации (МФО) создаются  путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения  определенных задач в области  развития мировой экономики[1c.306].

 Этими задачами  могут быть:

  • операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
  • межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;
  • инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты)
    • инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.)
    • благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

Для осуществления своих  функций, международные финансовые организации используют весь спектр современных технологий финансового  и инвестиционного анализа и  управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

Международные организации  создаются государствами совместно. Процесс создания международной  организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.

Первый шаг предполагает созыв международной конференции  для выработки и принятия текста договора. Его наименование может  быть различным, например, статус, устав (ООН), конвенция.

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.

Созыв главных органов  завершает мероприятия по созданию международной организации.

Значительное развитие международные финансовые организации  получили во второй половине XX в. Например, со временем одними из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали МВФ и МБРР, образовавшие группу Всемирного банка в составе еще трех международные финансовые организации. Вместе они существенно потеснили коммерческих кредиторов, одновременно «привив» властям соответствующих государств вкус к дешевым заимствованиям, над задачей обслуживания и погашения которых придется думать, вероятно, не должникам, а последующим поколениям.

Кроме того, система пополнилась  региональными банками развития, в частности Межамериканским  банком развития (МАБР) (1959 г., Вашингтон, США) и Азиатским банком развития (АзБР) (1965 г., Манила, Филиппины) Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) (1990 г., Лондон, Великобритания). По своим денежным потокам, включая взносы стран-членов в капитал и различные программы, и расходам, как на возвратной основе, так и на свои административно-хозяйственные цели система МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИИ оказалась сравнима с бюджетами ряда стран «большой семерки». Но все это происходило без участия СССР.

Выбора не было: кредиторы  оказались не склонны продолжать предоставлять России средства в прежних (или нужных) объемах иначе, как через международные финансовые организации, а облегчение долгового бремени могло осуществляться при отсутствии собственных ресурсов и при наличии программ, поддерживаемых МВФ.

В результате, если в довоенные годы существовал лишь Банк международных расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая система международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.).

Радикальные изменения  в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необходимости  адаптации международных валютно-кредитных  и финансовых организаций к новым  условиям деятельности. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики.

 

 

1.2 Цели, сущность и функции международных финансовых институтов.

 

В организационном плане  одним из действительно ключевых элементов финансовой системы любой страны с развитой рыночной экономикой являются финансовые рынки и финансовые институты. Международные финансовые организации играют заметную роль в международных финансово-экономических и валютно-кредитных отношениях.

Под финансовым институтом понимается учреждение, занимающееся операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное назначение финансового института – организация посредничества, т.е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам. Первые представляют собой, образно говоря, обладателя «мешка денег», т.е. они готовы передать их за вознаграждение лицу, испытывающему финансовый голод; вторые имеют в портфеле выгодный инвестиционный проект, но не располагают достаточными для его реализации источниками финансирования [2, с. 63].

Любая межправительственная организация создаётся в соответствии с международным правом. Любая  правительственная организация  должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

Кроме того, любая международная  организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последнее время участниками международных организаций являются также межправительственные организации.

К финансовым институтам относятся банки, сберегательные институты (кассы), страховые и инвестиционные компании, брокерские и биржевые фирмы, инвестиционные фонды и т.п. Финансовый институт призван обеспечить согласование различных потребностей сберегателей и заемщиков. Первые заинтересованы прежде всего в надежном и относительно безрисковом размещении собственных средств подразумевающем (а) ликвидность, т.е. легкость доступа к своим де нежным средствам в случае необходимости, и (б) получение долгосрочного дохода по приемлемой ставке; вторые – в возможности мобилизации денежных средств в требуемом объеме для осуществления различных инвестиционных программ и текущих расходов [23, с. 194].

Международные организации  возникли уже в древности и  совершенствовались по мере развития общества. В Др. Греции В VI веке до нашей эры появились первые постоянные международные объединения в виде союзов городов и общин, или религиозно-политических союзов племён и городов. Подобные объединения явились прообразами будущих международных организаций.

Следующим этапом развития международных организаций явилось  создание международных экономических и таможенных объединений. Один из первых таких союзов был Ганзейский торговый союз. А в начале XIX был создан Германский таможенный союз. Все государства, вошедшие в этот союз, должны были подчиняться одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товара. Все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами союза по количеству народа населения.

Специалисты, изучающие  историю международных организаций, считают, что первой межправительственной организацией в её классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, образованная в 1831 г.

Уже во второй половине XIX века были созданы международные  союзы для измерения земли (1864 г.), Всемирный телеграфный союз (1865г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международное бюро мер и весов (1875г.), Международный союз для защиты международной и художественной собственности и другие. В этот период сотрудничество государств становится более обширным, затрагивая всё большие сферы жизни. Все организации данного периода имели постоянные органы фиксированных членов и штабквартиры. Компетенция их ограничивалась обсуждением специализированных проблем.

Следующим важным этапом в развитии международных организаций  является период после Первой мировой войны, когда государства приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. Так в 1919г. была образована Лига Наций, главной её задачей которой являлось сохранение мира и мирное урегулирование международных конфликтов и предотвращение новых войн [17, с. 13-14].

В 1929 г. создан Банк международных  расчетов, в функции которого входило  регулирование международной кредитной  сферы и взаимных расчетов промышленных стран. Остальные международные финансовые институты возникают после второй мировой войны. Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Таким образом, создание международных организаций и  их развитие происходило поэтапно. Постепенно государства осознавали необходимость международного сотрудничества в различных сферах жизни, что  приводило к обмену изобретениями  в области науки, в военной технике, искусстве. Международные организации прошлого стали прообразами современных международных организаций, которых в настоящее время большое количество, и которые играют большую роль в современных международных отношениях. В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов.

Так же хотелось бы рассмотреть  цели и функции финансовых институтов.

 

Международные финансовые институты преследуют следующие  цели:

– объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

– осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

– совместно разрабатывать  и координировать стратегию и  тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики [8].

Финансовые институты  выполняют следующие функции:

1. Сбережение (saving) финансовых ресурсов. Эта функции появилась из-за необходимости накопления денежных средств для их последующего использования (целевого инвестирования или потребления). Средства накапливать при помощи финансовых институтов выгодно и безопасно.

2. Посредничество (intermediation) является основной функцией финансовых институтов и логично дополняет функцию сбережения, поскольку, аккумулируя сберегаемые денежные средства и будучи вынужденным платить за них, финансовый институт должен озаботиться их использованием, приносящим доход, которого будет достаточно не только для выплат сберегателям, но и для получения собственного дохода. Средства идут от сберегателя к заемщику (рисунок 1), а собственно процесс передачи средств сопровождается возникновением обязательств по их возврату и вознаграждению.


Сберегатель

Финансовый посредник

Заемщик



Рисунок 1 – Финансовое посредничество

 

3. Финансовая трансформация (maturity transformation) – заключается в том, что краткосрочные (финансовые) активы и обязательства могут трансформироваться в долгосрочные. Достигается это, в частности, путем секъюритизации активов, когда кредитное учреждение собирает в пул предоставленные им кредиты, обеспеченные относительно однородным имуществом, и выпускает ценные бумаги под общее обеспечение. Возможен и обратный вариант [9].

4. Передача риска (risk transfer). Подавляющее большинство финансовых операций рисковы по своей природе, поэтому при их осуществлении всегда возникает желание либо избежать риска, либо снизить его уровень. Достигается это различными способами, в частности получением гарантий и обеспечений, передачей части риска финансовому посреднику.

5. Организация валютных  операций (foreign exchange operations). В современной экономике подавляющее большинство компаний связано в той или иной степей с валютными операциями. В развитой рыночной экономике эти операции предопределены желанием компании выйти на международные рынки благ и факторов производства. В развивающейся экономике действуют и другие причины валютных операций – желание создать совместные предприятия, найти иностранного инвестора, открыть зарубежное представительство, приобрести из-за рубежа новую техник и др. Оформление подобных операций в подавляющем большинстве случаев проходит через финансовые институты.

Информация о работе Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами