Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:49, курсовая работа
Цель данной работы – исследование международных финансовых институтов и роль России в их функционировании.
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач: определить сущность международных финансовых институтов, их цели и функции; рассмотреть структуру и характеристику международных финансовых организаций; проанализировать становление отношений России с международными финансовыми институтами и рассмотреть их взаимосвязь на современном этапе; выявить существующие проблемы в отношениях России с международными финансовыми организациями и рассмотреть перспективы дальнейшего их сотрудничества.
Введение
1. Теоретические основы функционирования международных финансовых институтов
1.1 Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций
1.2 Цели, сущность и функции международных финансовых институтов
1.3 Классификация международных финансовых организаций
2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах
2.1 Становления отношений России с международными финансовыми организациями
2.2 Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе
3. Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями
3.2 Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными финансовыми институтами
Заключение
Список использованной литературы
6. Содействие ликвидности (liquidity). Текущая деятельность любого предприятия по определению не может быть жестко предопределенной, всегда возникает проблема создания страхового запаса денежных средств, которым можно было бы воспользоваться, когда, например, наступил срок погашения кредиторской задолженности, но деньги от дебитора, на которые рассчитывала компания, на счет так и не поступили. Самый простой вариант страховки от подобной случаев – формирование резерва денежных средств – оказывается не самым выгодным, поскольку деньги, лежащие без движения, не только не приносят доход, но, напротив, приводят к убыткам (например, из-за инфляции). Поэтому наиболее разумным является инвестирование денежных средств в высоколиквидные финансовые продукты, предлагаемые финансовыми институтами, например в акции, краткосрочные обязательства.
7. Организация операций
по изменению организационно-
Международные финансовые институты способствуют обобщению государств в различных сферах жизни. То есть, цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других.
Целями международной
1.3 Классификация международных финансовых организаций
Международные финансовые организации подразделяются на частные и публичные институты.
1. Международные частные
Важнейшим международным финансовым институтом являются банки и они выполняют три основные функции – международные платежи; посредничество балансового («интермедиарного») типа; посредничество внебалансового («мидлменного») типа.
Банки, выполняя эти функции, переводят клиентские и собственные фонды, получают валюту на счета. Также они принимают депозиты, предоставляют кредиты, эмитируют собственные бумаги, инвестируют в чужие. Кроме того, банки оказывают внебалансовые услуги – андеррайтинг чужих бумаг, трастовые операции, консалтинг, сделки с деривативами, торговое, проектное финансирование [10].
Мотивами для выхода банков на международные рынки являются: следование за клиентом; привлечение дешевых ресурсов иностранного финансового рынка; использование офшорных зон; привлечение заграничной клиентуры; создание собственной финансовой сети.
Банки, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, подразделяют на два типа: отечественные (связанные корреспондентскими отношениями с зарубежными) и международные (имеющие зарубежные единицы).
Небанковские частные институты бывают «интермедиарного» типа и финансовые институты рынка ценных бумаг. К первым относятся коммерческие банки и ипотечные жилищные банки, страховые компании, пенсионные фонды, кредитные агентства, правительственные гарантийные агентства, инвестиционные «интермедиары».
Институты рынка ценных бумаг подразделяются на инвестиционные банки и брокерские фирмы.
Эмитенты бумаг нанимают инвестиционные банки, консультирующие относительно вида бумаг срочности, ставок процента, схем андеррайтинга, синдицирования, формы размещения.
Брокеры по бумагам торгуют на организованных биржах и внебиржевом электронном рынке ОТС, сводя покупателей и продавцов, работая за комиссию. Они совмещают функции операторов вторичного рынка и инвестиционных банков.
Также к небанковским институтам относятся фондовые биржи. По форме организации биржи являются гибридом рынка-аукциона и рынка дилеров. На биржевой площадке брокеры, дилеры реализуют заявки клиентов на покупку (продажу) бумаг, а дилеры также торгуют бумагами за свой счет (продавая их из своих запасов и покупая за собственные средства). Большие партии акций на бирже покупаются институциональными инвесторами [11].
2. Международные публичные
финансовые институты
Национальные финансовые власти представлены институтами монетарной и фискальной власти. К монетарной власти относят Центральный банк, Федеральное агентство по страхованию депозитов, Федеральная комиссия по ценным бумагам. В России институты фискальной власти представлены Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом.
Главным монетарным институтом в любой стране является центральный банк. Его основная цель – обеспечение стабильности национальной валюты. Правительства регулируют также операции с ценными бумагами.
Наднациональные публичные финансовые организации представлены глобальными и региональными институтами. Первые – это подразделения Организации Объединенных Наций (ООН), такие как Международный валютный фонд (International Monetary Fund – IMF), Всемирный банк (World Bank – WB). Они поощряют международное сотрудничества в области валютной политики, содействуют сбалансированному росту мировой торговли для развития производственного потенциала всех государств-членов, упорядочивают валютные отношения, участвуют в создании многосторонней системы платежей, предоставляют кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов и д.р. В общем глобальные финансовые организации помогают странам, восстанавливающим экономику и приступающим к структурным реформам [14].
К региональным банкам развития относят Европейский банк реконструкции и развития – ЕБРР (European Bank for Reconstruction and Development – EBRD), Межамериканский банк развития (МАБР), Азиатский банк развития (АБР), Африканский фонд развития (АФР). Другие региональные институты – это учреждения типа Европейского фонда валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund – EMCF), который преобразован сейчас в Европейский центральный банк (European Central Bank – ECB). Они в рамках своих полномочий кредитуют различные проекты в странах, испытывающих потребности в финансовых ресурсах. Они имеют также значение в поощрении инвестиций частного сектора, который рассматривает сотрудничество отдельных стран с этими организациями как сигнал к началу осуществления собственных инвестиций. Таким образом, кредиты международных финансовых организаций стимулируют вложения гораздо больших средств. Также эти организации служат инструментом международных консультаций и выработки согласованной политики в области валютных отношений.
Структура международных финансовых обобщена в таблице 1 [6, с.421-535].
Таблица 1 – Классификация международных финансовых институтов
Частные |
Публичные | ||
банковские |
небанковские |
национальные |
наднациональные |
– коммерческие банки – универсаль-ные банки |
– пенсионные фонды – страховые фонды – инвестиционные компании – брокерские фирмы – организованные биржи |
– монетарная власть (Центральный банк, ФКЦБ) – фискальная власть (министерство финансов, таможенные и налоговые службы) |
– общемировые (МВФ, Всемирный банк) – региональные (банки развития, центробанки) |
Одним из важнейших институтов в международных финансах являются банки. К финансовым не банковским институтам относят четыре категории посредников: депозитные институты; контрактные сберегательные институты; инвестиционные «интермедиары»; правительственные финансовые «интермедиары».
Международные финансовые
публичные институты
2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах
2.1 Становления отношений
России с международными финанс
Россия, как и другие бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы избрала для своего развития путь демократии и формирования рыночной экономики. Здесь начат переход от централизованной, административно-командной системы к экономике, основанной на рыночных принципах. Одновременно приходится решать возникшие политические, экономические, социальные и национальные проблемы. Россия также оказалась перед лицом массы сложных вопросов в социально-экономической области, без решения которых невозможен переход к хозяйству, основанному на рыночных принципах регулирования: формирование условий для появления полностью самостоятельных экономических субъектов, расширение законодательной базы хозяйственной деятельности, создание эффективно функционирующей банковской структуры, налоговой системы и системы ценообразования, достижение макроэкономической стабилизации, проведение структурных преобразований в экономике. Экономическое и политическое реформирование России требует как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возрастает значение сотрудничества с международными финансовыми институтами
Россия стала членом
системы международных
На современном этапе своего функционирования международные финансовые институты столкнулись с развалом СССР и социалистического блока в целом, с беспрецедентным феноменом переходной экономики – проблемами, имеющими глобальный не только экономический, но и политический характер.
Сложные экономические и политические процессы, идущие в настоящее время в России требуют как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возникла потребность во взаимодействии с международными финансовыми институтами, с которыми Россия стала активно сотрудничать с начала 90-х годов.
2.2 Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе
Россия участвует в МБЭС, МИБ, ЕБРР, МВФ, МБРР, Международной ассоциации развития, MAP, и Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций, МАГИ, Международной финансовой корпорации, МФК; МГБ, ЧБТР и БМР.
Пока что для российских компаний остаются недоступными кредиты Азиатского банка развития (АБР) и самой оригинальной остается идея участия в Исламском банке развития (ИБР). Почти недоступными для России остаются также финансы Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) – это самый крупный из банков развития в мире [22, с. 61].
Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные финансовые учреждения, т.е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т.д., разумеется, с учетом своих правил, практики и лимитов. Лишь МВФ и отчасти МБРР рассматривают экономическую ситуацию в России в целом, увязывая предоставление своих ресурсов с проводимой ею экономической политикой.
Цена привлекаемых Россией у международных финансовых институтов ресурсов, как правило, является ниже рыночной. Во всяком случае, они предоставляются на таких условиях (объемы, сроки), которые с иными источниками заимствований согласовать не представляется возможным.
Участие в международных финансовых организациях не является для стран-членов бесплатным: надо делать взносы в уставные капиталы, четко выполнять рекомендации, особенно если они увязываются с предоставлением ресурсов, гарантий, инвестиций или технического содействия.
Что касается наших взносов, то обязательства по ним весьма велики. Самые крупные среди них – перед МВФ (около 8 млрд. дол.) и МБРР (около 5,4 млрд. дол.), перед ЕБРР (около 0,8 млрд. дол.) [13, с. 73].
Между тем влиять на политику
ведущих международных
Большинство международных финансовых институтов, особенно ЕБРР, а также БМР предоставляли и продолжают оказывать России безвозмездное техническое содействие. Его масштабы и значение, очевидно, были особенно существенны в первые годы нашей постсоветской истории. ЕБРР активно использовал для этой цели не только собственные средства, по и пожертвования многих стран-доноров.
Будучи бенефициаром иностранных доноров Россия сама является международным донором, что проявляется в различных формах. При вступлении в MAP Россия обязалась предоставить ей более 130 млн. долларов.
Участвуя с некоторыми международными финансовыми организациями в техническом содействии странам СНГ, Россия берет па себя часть связанных с этим расходов [4, с. 22].
Россия играет важную роль в реализации Инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива HIPC). Вклад нашей страны стал крупнейшим среди всех доноров по отношению к национальному ВВП. По этому показателю Россия занимает первое место в мире. По абсолютным же величинам списания долгов слаборазвитым странам – третье место после Японии и Франции.
В настоящее время
Российская Федерация является членом
различных международных
Каждое из направлений
сотрудничества характеризуется соответствующи
Построение взаимоотношений России с международными финансовыми организациями определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи международных финансовых институтов, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с международными финансовыми организациями. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры международных финансовых институтов, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.
Информация о работе Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами