Понятие и формирование учетной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Понятие и формирование учетной политики предприятия. Нормативное регулирование учетной политики организации Учетная политика — это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений и требований и особенностей ее деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.).

Файлы: 1 файл

Понятие и формирование учетной политики предприятия.docx

— 275.76 Кб (Скачать файл)

 
В составе резервного капитала в  акционерных обществах могут  учитываться:

  • резервный фонд;
  • специальный фонд акционирования работников;
  • специальные фонды для выплаты дивидендов по привилегированным акциям;
  • иные фонды, создаваемые в соответствии с уставом общества, например фонд на выкуп собственных акций по требованию акционеров.

 
В составе резервного капитала в  унитарных предприятиях могут учитываться:

  • резервный фонд;
  • иные фонды, предусмотренные уставом унитарного предприятия.

 
Внимание! Организация вправе организовать учет своих специальных фондов (на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на акционирование работников и т.п.) на счете 84"Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" обособленно (Инструкция по применению Плана счетов). Но вне зависимости от счета, на котором эти фонды учитываются в бухгалтерском учете, в Бухгалтерском балансе они показываются по строке "Резервный капитал". 
 
Внимание! Распределение прибыли (в том числе на формирование резервного капитала) по результатам года относится к категории событий после отчетной даты, свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность. При этом в отчетном периоде, за который организацией распределяется прибыль, никакие записи в бухгалтерском (синтетическом и аналитическом) учете не производятся. А при наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке выполняется запись, отражающая это событие (п. п. 3, 5, 10 ПБУ "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98). 
 
Резервный капитал создается в соответствии с законодательством путем отчислений от чистой прибыли. Размер резервного капитала определяется уставом общества и должен составлятьне менее 5% уставного капитала для акционерного общества (размер ежегодных отчислений составляет не менее 5% годовой чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом). 
 
Резервный капитал используется на покрытие непредвиденных потерь и убытков организации за отчетный год, а также на выкуп собственных акций и погашение облигаций. Остатки неиспользованных средств переходят на следующий год. Резервный капитал не может быть использован для других целей.  
 
Бухгалтерский учет резервного капитала ведется на пассивном счете 82 "Резервный капитал". По кредиту счета отражается образование резервного капитала, а по дебету - его использование. Кредитовое сальдо счета показывает сумму неиспользованного резервного капитала на начало и конец отчетного периода.  
 
Проводки: 
Д84 К82 - Сформирован резервный капитал (учтены ежегодные отчисления) 
Д82 К84 - Покрыт убыток за счет резервного капитала 
 
Аналитический учет по счету 82 организуется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по направлениям использования средств. 9.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам  относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие  различные виды услуг и выполняющие  различные работы.

Поступление материальных ценностей  от поставщиков, выполнение работ и  оказание услуг подрядчиками производятся на основании заключенных организацией договоров. В договорах содержатся вид поставляемых товаров, выполняемых  работ или оказываемых услуг, условия поставки, сроки отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок расчетов (условия платежей).

Если же поставщики или  подрядчики - иностранные фирмы, то организации должны рассчитываться с ними в соответствии с международными правилами, которые были обобщены Международной  торговой палатой в Унифицированные правила по инкассо (в ред. 1978 г., публикация МТП № 322) и в Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (в ред. 1983 г., публикация МТП № 400).

В настоящее время организации  сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить  на две группы в зависимости от предмета и сущности договоров. Предмет  договоров первой группы - приобретение любых товаров и имущественных  прав. Формы договоров: купли-продажи, поставки, энергоснабжения, мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Основные формы договоров: подряда, возмездного оказания услуг, на выполнение НИОКР.

Расчеты с поставщиками и  подрядчиками осуществляются после  отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг либо одновременно с ними с  соглашения организации или по ее поручению.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Авансы выданные также учитываются на счете 60.

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется учет расчетов:

по расчетным документам, которые акцептованы и подлежат оплате;

по расчетам, осуществляемым в порядке плановых платежей;

по расчетным документам, по которым не поступили счета-фактуры (неотфактурованные поставки);

по излишкам товарно-материальных ценностей, выявленным при их приемке.

По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  в корреспонденции со счетами  учета производственных запасов (10, 15, 16), товаров (41, 45), затрат на производство (20-29) отражается задолженность организации  поставщикам и подрядчикам:

за фактически поступившие  товарно-материальные ценности, принятые работы и оказанные услуги;

за услуги по доставке товарно-материальных ценностей;

за услуги по переработке  материалов организации сторонними организациями.

В задолженность поставщикам  и подрядчикам входит также и  налог на добавленную стоимость. Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60. Погашение задолженности перед поставщиками записывается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно (табл. 9.1).

Таблица 9.1 Типовые корреспонденции  по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками

Учет  расчетов с покупателями и заказчиками


Расчеты с покупателями и заказчиками у поставщиков  – возмещение издержек и реализация, получение определенного дохода. Порядок учета расчетов с покупателями зависит от выбранного метода учета  реализации. Если по оплате (кассовый метод) – задолженность покупателей учитывается на счете 45 «Товары отгруженные» по фактической производственной себестоимости:

Дебет счета 45 «Товары  отгруженные», Кредит счета 43 «Готовая продукция» – отгружена продукция. При поступлении платежа:

1) Дебет счета 51 «Расчетный счет», Кредит счета 90 «Продажи»;

2) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 45 «Товары отгруженные» – списана реализованная продукция по производственной себестоимости;

3) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму НДС.

Задолженность покупателей, истекшая в установленный срок исполнения обязательств, списывается со счета 45 «Товары отгруженные» в убыток предприятия не включая уменьшения налогооблагаемой прибыли. Задолженность  покупателей, списанная в убыток, принимается на забалансовый счет 007 и в течение 5 лет на нем учитывается. При оплате задолженности сумма отражается как финансовый результат и включается в налогооблагаемую прибыль. Если учет реализации идет по отгрузке, то учет ведется на активном счете 62, на котором задолженность покупателей отражается по стоимости реализации (цене продажи).

В учетных регистрах  может быть открыто несколько  субсчетов:

1) расчеты в порядке инкассо;

2) расчеты в порядке плановых платежей и т. д.

На субсчете «Расчеты в порядке инкассо» учитываются  расчеты по предъявленным и принятым банком к оплате документам по отгрузке. На втором субсчете учитываются расчеты, которые носят систематический  характер и не завершаются оплатой  одного расчетного документа. На третьем  субсчете учитываются расчеты по векселям. На счетах бухгалтерского учета  делаются записи:

1) Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 90 «Продажи» – отгружена продукция и предъявлен счет покупателю;

2) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 43 «Готовая продукция» – списана реализованная продукция по производственной себестоимости;

3) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму НДС.

При погашении задолженности  кредитуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому  предъявленному расчетному документу, а при планировании платежей в  разрезе покупателей и заказчиков.

При применении метода начисления учета реализации предприятиям разрешается создавать резервы  по сомнительным платежам за счет прибыли, при этом налогооблагаемая прибыль  уменьшается.

Невостребованная  в срок дебиторская задолженность  после истечения срока исковой  давности списывается в уменьшение резервов по сомнительным долгам:

Списанная задолженность  принимается на счет 007 и учитывается  там в течение 5 лет. В случае погашения задолженности полученная сумма зачисляется в прибыль как внереализационный доход.

Расчеты по авансам

Расчеты по авансам  – определенная система финансовых взаимоотношений, связанных с выдачей  и получением авансов под поставку ценностей, выполнение работ, по оплате продукции и работ, произведенных  для заказчика или принятия по частичной готовности. Условиями  договора может быть предусмотрен аванс  в определенном размере. При этом организация обеспечивает обособленный учет по каждому поступившему авансу. Делается запись:

Дебет счета 51 «Расчетный счет», Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При получении аванса с него обязательно начисляют  в бюджет налог на добавленную  стоимость и в бухгалтерском  учете оформляют следующей записью:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Расчеты по претензиям

Претензии оформляются  в письменной форме, где указывается  требование заявителя, сумма, ссылки на законодательство, к ней прилагаются  соответствующие документы и  заверенные копии. Претензии рассматриваются  в срок до 30 дней со дня получения. Ответ сообщается письменно. При  полном или частичном удовлетворении претензии в ответе указывают  признанную сумму, номер и дату платежного поручения на перечисленную сумму. При полном или частичном отказе необходимо сделать ссылку на законодательство. Предъявитель имеет право подать иск в суд при отказе в удовлетворении претензии или неполучении ответа в установленный срок. Можно выдвинуть  требование о признании договора недействительным, о его расторжении  и т. д. Ответ должен быть дан в 10-дневный срок, если иное не установлено законодательством. Учет расчетов по претензиям ведется на счете 76 субсчете 2 «Расчеты по претензиям».

Организация может  выставить поставщику (подрядчику) претензию, если:

1) поставщиком не соблюдены договорные обязательства;

2) выявлена недостача поступивших от него ценностей;

3) обнаружены арифметические ошибки в документах поставщика (подрядчика) на поставленные товары (работы, услуги).

В первом случае договор  обычно предусматривает взыскание  с поставщика пени, штрафа или неустойки. В учете они отражаются проводкой:

Дебет счета 76-2 «Расчеты по претензиям»,

Кредит счета 91-1 «Прочие доходы» – начислены  пени, штрафы, неустойки, выставленные поставщику (подрядчику) и признанные им или присужденные судом.

Когда покупатель при  приемке ценностей, поступивших  от поставщика, выявил их недостачу  или порчу, в его учете делаются записи:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» – отражена недостача (порча) ценностей в пределах предусмотренных  договором величин;

Дебет счета 76-2 «Расчеты по претензиям»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  – отражена недостача (порча) ценностей  сверх предусмотренных договором  величин.

При отказе судом  во взыскании сумм потерь с поставщиков  или транспортных организаций недостача  списывается так:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит счета 76-2 «Расчеты по претензиям» –  списана недосдача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.

Расчеты платежными требованиями-поручениями

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму  на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное  поручение исполняется банком в  срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный  договором банковского счета  либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Платежными поручениями могут производиться:

1) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

2) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

3) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

4) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с  условиями основного договора платежные  поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления  периодических платежей.

Платежное поручение  составляется на бланке формы 0401060. Платежные  поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете  плательщика. При оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле «Списано со счета  плательщика» проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате – дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка  и подпись ответственного исполнителя.

Банк обязан информировать  плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после  обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором  банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором  банковского счета.

Аккредитивы

Плательщик выставляет аккредитивное поручение банка  покупателя банку поставщика произвести оплату счетов на условиях, указанных  в заявлении покупателя.

Отличительной особенностью является то, что платеж совершается  непосредственно за отгрузкой. Поставщик  представляет в банк все соответствующие  документы, подтверждающие отгрузку, выполнение услуг и работ и получает соответствующую  сумму.

Так устраняется  возможность задержки и обеспечивается его своевременность. Аккредитив выставляется на срок по договору поставки, при этом каждый предназначен для расчетов только с одним поставщиком.

Аккредитив может  быть открыт за счет собственных средств  или кредитов.


Счет 75 "Расчеты  с учредителями"

Счет 75 "Расчеты с учредителями" предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и др. Государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют этот счет для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления.  
 
К счету 75 "Расчеты с учредителями" могут быть открыты субсчета:

  • 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал",
  • 75-2 "Расчеты по выплате доходов" и др.

На субсчете 75-1 "Расчеты по вкладам  в уставный (складочный) капитал" учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по вкладам  в его уставный (складочный) капитал.  
 
При создании акционерного общества по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетом 80 "Уставный капитал" принимается на учет сумма задолженности по оплате акций.  
 
При фактическом поступлении сумм вкладов учредителей в виде денежных средств производятся записи по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами по учету денежных средств. Взнос вкладов в виде материальных и иных ценностей (кроме денежных средств) оформляется записями по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и др.  
 
В аналогичном порядке отражаются в бухгалтерском учете расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал с учредителями (участниками) организаций других организационно-правовых форм. При этом запись по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 80 "Уставный капитал" производится на всю величину уставного (складочного) капитала, объявленную в учредительных документах.  
 
В том случае, когда акции организации, созданной в форме акционерного общества, реализуются по цене, превышающей номинальную стоимость их, вырученная сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью относится в кредит счета 83 "Добавочный капитал".  
 
Унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют данный субсчет "Расчеты по выделенному имуществу". Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный (складочный) капитал.  
 
На субсчете 75-2 "Расчеты по выплате доходов" учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по выплате им доходов. Начисление доходов от участия в организации отражается записью по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями". При этом начисление и выплата доходов работникам организации, входящим в число его учредителей (участников), учитывается на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".  
 
Выплата начисленных сумм доходов отражается по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При выплате доходов от участия в организации продукцией (работами, услугами) этой организации, ценными бумагами и т.п. в бухгалтерском учете производятся записи по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами учета продажи соответствующих ценностей.  
 
Суммы налога на доходы от участия в организации, подлежащие удержанию у источника выплаты, учитываются по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".  
 
Субсчет 75-2 "Расчеты по выплате доходов" применяется также для отражения расчетов по распределению прибыли, убытка и других результатов по договору простого товарищества. Учетные записи по этим операциям производятся в аналогичном порядке.  
 
Аналитический учет по счету 75 "Расчеты с учредителями" ведется по каждому учредителю (участнику), кроме учета расчетов с акционерами - собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.  
 
Учет расчетов с учредителями (участниками) в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 75 "Расчеты с учредителями" обособленно. 

Счет 75 "Расчеты  с учредителями" 
корреспондирует со счетами: 

 

по дебету

по кредиту

50 Касса 
51 Расчетные счета 
52 Валютные счета 
55 Специальные счета в банках 
62 Расчеты с покупателями и заказчиками 
68 Расчеты по налогам и сборам  
80 Уставный капитал 
83 Добавочный капитал 
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 
91 Прочие доходы и расходы

07 Оборудование к  установке 
08 Вложения во внеоборотные активы 
10 Материалы 
11 Животные на выращивании и откорме 
15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 
20 Основное производство 
41 Товары 
50 Касса 
51 Расчетные счета 
52 Валютные счета 
55 Специальные счета в банках 
58 Финансовые вложения 
80 Уставный капитал 
83 Добавочный капитал 
84 Нераспределенн


В ряде случаев расходование наличных денег осуществляетсяподотчетными лицами, которые получают деньги из кассы под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы.

Так, суммы командировочных расходов включают всебестоимость продукции(работ, услуг). В течение трех дней после возвращения из командировки подотчетное лицо обязано отчитаться за полученные и израсходованные суммы. Составляется авансовый отчет с приложением оправдательных документов (билетов на проезд, счетов на проживание в гостинице и др.). Авансовый отчет утверждается руководителем организации. Неиспользованный остаток подотчетных сумм сдается подотчетным лицом в кассу по приходному кассовому ордеру. Перерасход выдается из кассы по расходному кассовому ордеру. Если подотчетное лицо не представило авансовый отчет либо не возвратило в кассу неиспользованного остатка подотчетных сумм, то из начисленной заработной платы эта сумма удерживается.

Учет подотчетных сумм ведется на активном счете 71 "Расчеты  с подотчетными лицами". Дебетовое сальдо этого счета означает сумму задолженности подотчетных лиц организации. Дебетовый оборот означает выданные под отчет суммы, либо возмещение перерасхода. Кредитовый оборот показывает величину сумм, использованных в соответствии с авансовыми отчетами, а также не использованных и сданных в кассу сумм.

Учет всех подотчетных  сумм ведется в журнале-ордере, где  отражаются записи по кредиту счета 71 в корреспонденции с дебетом  соответствующих счетов. Основанием для заполнения этого учетного регистра являются расходные и приходные  кассовые ордера, а также авансовые  отчеты. Последние должны быть проверены  арифметически и по существу, т. е. должна быть установлена необходимость  и целесообразность расходов. При  обработке авансового отчета бухгалтер  проставляет на нем и на приложенных  к нему документах корреспондирующие  счета в соответствии с направлениями  расходов.

Информация о работе Понятие и формирование учетной политики предприятия