Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 12:53, курсовая работа
Такое определение дано ПБУ 1/2008.В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
3) порядок построения
аналитического учета, обеспечивающего
получение информации о
В учетную политику имеет смысл включить несколько разделов и информацию, которую в них стоит разместить.
Итак, в первом описываются организационно-технические вопросы:
– организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии, путем создания отдельного специализированного подразделения);
– система налоговых регистров (правила построения и описание форм регистров);
– система документооборота для заполнения налоговых регистров.
Во втором разделе указывается выбор способов налогового учета в тех случаях, когда НК РФ предоставляет налогоплательщику такое право (например, определение перечня прямых и косвенных расходов). Это основная часть учетной политики. Здесь желательно провести разграничение налогового учета по отдельным видам налогов. Типичная ошибка при составлении второго раздела – описание «шаблонных» правил учета или дублирование тех норм, которые прямо предусмотрены в НК РФ и не предполагают права выбора плательщиком того или иного способа учета. Поэтому основная задача – избежать таких ошибок и описывать как можно подробнее тот способ учета доходов и расходов, который организация в действительности предполагает использовать. Особое внимание следует уделить тем хозяйственным операциям, по которым нормы налогового законодательства отсутствуют или не содержат определенного порядка действий. В этом случае важно прописать алгоритм признания доходов и расходов, который можно разбить на такие этапы:
– определение даты признания доходов и расходов,
– определение суммы доходов и расходов,
– формы первичных документов, являющихся основанием для отражения операций,
– бухгалтерские проводки (если налоговый учет формируется на основании данных бухгалтерского учета).
При формировании учетной политики компания должна помнить, что этот документ составляется не «для галочки.Хотя,многие бухгалтеры считают, что приказ об учетной политике – это формальный документ, который нужно быстро написать, сдать налоговикам и забыть о нем.
Между тем, ссылаясь на данный приказ (в котором грамотно должны быть описаны методы учета), можно выиграть сложные, а порой и практически безнадежные судебные дела, либо отстоять свою точку зрения в спорах с налоговыми органами при проверках, даже не доводя споры до судебных исков. В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».
Положение об учётной политике предприятия следует оформлять в виде двух самостоятельных локальных документов:
-Первый документ
посвящен учётной политике
-второй документ посвящен учётной политике в области налогообложения.
Наличие двух самостоятельных положений не случайно. Наряду с тем фактом, что расчёт ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учёта, в нормативных документах по налогообложению существует достаточно большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учёта.
Определения основных понятий, применяемых в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета (табл.1).
Таблица 1 - Определения для целей бухгалтерского и налогового учета.
Для целей Бухгалтерского Учета |
Для целей Налогообложения | ||
Определение |
Документ/ Основание |
Определение |
Документ/ Основание |
Понятие учета | |||
Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций |
ФЗ РФ № 129-ФЗ ст.1 |
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом |
НК РФ гл.25 ст. 313 |
Цели и задачи | |||
Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении; Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости |
ФЗ РФ № 129-ФЗ ст.1 |
Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода; Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога |
НК РФ гл.25 ст. 313 |
Принципы учета: Допущения | |||
Последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому; Непрерывность деятельности организации обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке; Временная определенность факторов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами; Имущественная обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников этой организации и других организаций |
ПБУ 1/2008.6 |
Последовательность применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому; Непрерывность отражения объектов учета в хронологическом порядке |
НК РФ гл.25 ст. 313, 314 |
Принципы учета: Требования | |||
Полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности Своевременности отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности Осмотрительности (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов) Приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования) Непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца) Рациональности ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации |
ПБУ 1/2008.7 |
||
Способы ведения учета, утверждаемые организацией | |||
Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации; Рабочий план счетов бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета; Формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые и унифицированные формы; Регистры бухгалтерского учета; Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; Состав форм и раскрытие внешней бухгалтерской отчетности; Правила документооборота; Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов; График документооборота; Порядок хранения документов бухгалтерского учета; Технология обработки учетной информации; Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; Порядок контроля за хозяйственными операциями; Организация работы бухгалтерской службы; Организация работы обособленных структурных подразделений (филиалов); Раскрытие допущений, отличных от предусмотренных в ПБУ 1/98 п.6, и причины их применения; Проведение внешней аудиторской проверки; Организация внутреннего аудита; Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну; Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета |
ПБУ 1/2008 ПВБУБО |
Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации; Формы аналитических регистров налогового учета; Определение налоговой базы и периодичность предоставления отчетности Другие решения, необходимые для организации налогового учета |
НК РФ гл.25 |
Применение учетной политики | |||
Последовательно из года в год С 1 января года, следующего за годом ее утверждения |
ПБУ 1/2008 |
Последовательно от одного налогового периода к другому С начала нового налогового периода |
НК РФ гл.25 ст. 313 |
Изменения в учетную политику вносятся с начала следующего года в случаях | |||
Изменения законодательства РФ и нормативных актов по бухгалтерскому учету Разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета в связи с отсутствием соответствующих нормативных актов, руководствуясь обще- методологическими подходами для более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации Существенного изменения условий деятельности предприятия в связи с: реорганизацией предприятия смены собственников изменением видов деятельности и т.п. |
ПБУ 1/2008 |
Изменения законодательства Изменения применяемых методов учета |
НК РФ гл.25 ст. 313 |
Дополнения вносятся в течение отчетного года в случаях | |||
Упущения каких-либо моментов при ее первоначальном утверждении Изменения видов деятельности предприятия Появления новых участков бухгалтерского учета |
ПБУ 1/2008 |
При осуществлении новых видов деятельности |
НК РФ гл.25 ст. 313 |
Существенные способы ведения бухгалтерского учёта подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчётности предприятия за отчётный год.
Уклонение организации от обязанностей по формированию учётной политики может быть квалифицировано как грубое нарушение правил учёта .
Учетная политика для целей бухгалтерского учета:
Компании самостоятельно формируют свою бухгалтерскую учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет. Право самостоятельно формировать свою учетную политику вытекает из Конституции РФ как условие реализации обязанности по уплате налога.
Поскольку ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель компании, то и учетную политику для целей бухгалтерского учета принимает он же. Однако за формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер, если он есть в штате организации или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации. При этом руководителю необходимо издать приказ об утверждении учетной политики, а сама учетная политика может быть оформлена отдельным документом либо включена в текст приказа. При формировании учетной политики главный бухгалтер и руководитель утверждают:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
Если у компании имеются филиалы, представительства или иные подразделения, то все они обязаны руководствоваться политикой, принятой компанией.При формировании политики компания должна исходить из следующих допущений:
Если компания при формировании учетной политики исходит из перечисленных допущений, то они не раскрываются в отчетности. Раскрытию подлежат только иные использованные допущения.
1.4.Своевременность формирования учётной политики для целей налогооблажения.
Осутствие учётной политики приводит на практике к серьёзным ошибкам учёта доходов и расходов для целей налогообложения и к искажению бухгалтерской отчётности.
По действующему законодательству предусмотрена как налоговая, так и административную ответственность, но не за отсутствие Положения по учётной политике как такового, а за ошибки в правилах ведения учёта, применения первичных документов (табл.2).
Ошибки возможны из-за отсутствия проработанной учётной политики.
Таблица 2- Ответственность за нарушение учетной политики
Налоговое правонарушение (ст. 120 НК РФ) |
Налоговые санкции (штраф) |
Грубое нарушение организацией правил учёта доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения: если эти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения , если они совершены в течение более одного налогового периода, если они повлекли занижение налоговой базы |
5000 руб. 15000 руб. 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 руб. |
Административная ответственность (гл. 15КоАПРФ) |
Административное взыскание (штраф на должностных лиц) |
1. Грубое нарушение
правил ведения бухгалтерского
учёта и представления |
от 2000 до 3000 руб. |
2. Непредставление
в установленный |
От 300 до 500 руб. |
Налоговые органы и суды не раз указывали, что отсутствие учётной политики означает нарушение выбора организацией установленного порядка признания в целях налогообложения альтернативно предложенного варианта признания доходов и расходов (см. письмо Минфина РФ от 15.03.04 г. № 02-5-10/13, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.1998 г. № 161/98), ВАС РФ, Определение от 10.07.2008 г. № 7997/08 об отсутствии в учётной политике раздельного учёта облагаемых и необлагаемых операций.
Для того чтобы не нарушать допущение непрерывности деятельности и допущение последовательности применения учётной политики, следует утверждать в декабре лишь изменения действующей в организации учётной политики.
1.5.Принятие учётной политики для целей бухгалтерского учёта и порядок внесения в нее изменений.
После создания или реорганизации компания обязана принять учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Причем политика считается действующей со дня государственной регистрации.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года - с 1 января года, следующего за годом утверждения политики. О таких изменениях издается соответствующий приказ руководителя. Кроме того, в пояснительной записке также должен быть отражен факт изменения учетной политики.
Следовательно, сформировав учетную политику до конца этого года, компания сможет изменить ее положения только в следующем году. Однако досрочное изменение бухгалтерской учетной политики можно производить в трех случаях:
Например, реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п. Перечень изменения условий хозяйствования является открытым, поэтому организация вправе самостоятельно определить, изменились условия хозяйствования или нет.