Понятие и значение учетной политики, принципы её формирования, нормативно-правовые акты, ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Такое определение дано ПБУ 1/2008.В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную.

Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов).

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Списание материалов вследствие их непригодности оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией с участием материально ответственного лица.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

Синтетический учет производственных запасов ведется на синтетических счете 10 "Материалы". Учет материальных ценностей ведется по фактической себестоимости или по учетным ценам.

При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению. Отражается проводками:

Д-т 10 К-т 60 – получены МПЗ на склад от поставщика

Д-т 10 К-т 71 – израсходованы подотчетные суммы на приобретение МПЗ

Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости, отражается проводкой Д-т 10 К-т 91.

Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости, отражается проводкой Д-т 10 К-т 98. По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия их стоимость отражается проводкой Д-т 98 К-т 91.

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:

Д-т 20 К-т 10 – материалы отпущены основному производству.

Д-т 23 К-т 10 – материалы отпущены вспомогательным производствам.

Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

При списании материалов вследствие непригодности их фактическая себестоимость списывается со счета 10 "Материалы" (а при использовании учетных цен для синтетического учета материалов и со счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей") в дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

В зависимости от конкретных причин списания со счета 84 списанные материалы относят на счета учета затрат на производство и издержек обращения, расчетов по возмещению материального ущерба (счет 76) или финансовых результатов (счет 91).

Стоимость материалов по ценам между различными счетами издержек производства и другим направлениям выбытия материалов распределяют на основании ведомости распределения материалов, которую составляют по данным первичных документов о расходе материалов.

По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам (счета 20, 23, 25, 26 и др.). При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу (что возможно при использовании в качестве твердой учетной цены плановой себестоимости материалов) - способом "красное сторно", т.е. отрицательными числами.

Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам.

При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам дополнительно используют счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".

Счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте (материалы, товары).

В дебет счета 15 относят покупную стоимость материальных ценностей, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др. в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке и доставке материальных ценностей в организацию.

МПЗ, фактически поступившие в организацию, списывают по учетным ценам, отражается проводкой Д-т 10 К-т 15.

Сумму разницы в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, отражают проводкой Д-т 16 К-т 15. Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути.

Израсходованные или проданные МПЗ списывают на счета издержек производства (обращения) и продажи с кредита материальных счетов по учетным ценам.

Счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" предназначен для учета разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используют только в том случае, если на счетах 10, 41 синтетический учет ведут по учетным ценам.

Накопленные на счете 16 разницы между фактической себестоимостью приобретенных материально-производственных запасов и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения или других счетов, как правило, пропорционально стоимости израсходованных материально-производственных запасов по учетным ценам. Допускается списание отклонений на затраты производства или на расходы на передачу в месяце их выявления.

В бухгалтерском балансе сальдо по счету 16 включается в стоимость материально-производственных запасов без отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет по счету 16 ведут по группам МПЗ с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

2.8. Создание  резервов. Расходы будущих периодов.

В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительным долгом при этом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Организация при утверждении учетной политики должна указать:

-  факт создания или отказ от создания резерва сомнительных долгов;

-  периодичность формирования резерва сомнительных долгов (ежемесячно, ежеквартально, по итогам отчетного года);

-  порядок формирования величины резерва по каждому сомнительному долгу (в размере задолженности, в доле задолженности, определяемой в зависимости от вероятности погашения долга и т. п.);

-  порядок оценки вероятности погашения долга полностью или частично, документ, которым оформляется указанная оценка, а также лицо (служба), ответственное за представление данного документа в бухгалтерию.

Помимо создания резервов сомнительных долгов в соответствии с пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета организация вправе создавать резервы предстоящих расходов.

Данные резервы создаются в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода.

Указанной нормой предусмотрено, что организация может создавать следующие виды резервов:

1)  на предстоящую оплату отпусков работникам;

2)  выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

3)  выплату вознаграждений по итогам работы за год;

4)  ремонт основных средств;

5)  производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

6)  предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

7)  предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

8)  покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина России.

Поэтому организация при утверждении учетной политики должна указать:

-  перечень создаваемых резервов предстоящих расходов (или отказ от создания каких-либо резервов);

-  порядок формирования величины каждого резерва (исходя из смет, на основании суммы расходов, понесенных в прошлых периодах и т. п.);

-  лицо (службу организации), ответственное за представление расчета величины каждого резерва в бухгалтерию.

В пункте 18 ПБУ 10/99 сказано, что расходы в бухгалтерском учете признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены. В некоторых случаях они осуществляются в текущем периоде, но имеют отношение к будущим периодам. Такие затраты называются расходами будущих периодов.

К ним относятся расходы, связанные: с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организация не создает соответствующий резерв или фонд) и др.

Не всегда момент признания расходов будущих периодов можно установить на основании первичных документов. В таких случаях порядок их списания организация определяет самостоятельно. Наиболее распространенными вариантами являются:

-  равномерное списание расходов в течение периода, к которому они относятся;

-  списание расходов пропорционально объему произведенной продукции.

Однако организация вправе разработать свой экономически обоснованный алгоритм списания расходов будущих периодов, который закрепляется в учетной политике.

2.9.Рекомендации по совершенствованию учётной политики в АУ РК «Комиинформ».

В современных рыночных условиях непрерывный поиск и реализация мер, направленных на улучшение тех или иных сторон деятельности, – единственная возможность для любой организации выжить и успешно функционировать в среднесрочном, а тем более в долгосрочном плане. Существуют способы заметно повысить эффективность предприятия. Основой такого улучшения может стать рационализация учетной политики.

Разграничение правил формирования информации в бухгалтерском учёте и налоговых правил, получающее широкое распространение на практике, очень часто приводит к чрезмерному «утяжелению» учета, повышению его трудоемкости.

Однако законодатель требует от составителей бухгалтерской отчётности объяснять все свои методологические приёмы, что и указанно в учётной политике АУ РК «Комиинформ».

Учётная политика для финансового учёта сформирована в соответствии с методологическими указаниями и требованиями. Все изменениия деятельности в АУ РК «Комиинформ» вносятся в учётную политику.

Предлагаю в учетной политике определить и отметить меру ответственности конкретного исполнителя за правильностью работы, за правильное оформление и составление первичных учетных документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкое распределение ответственности не только даст психологический эффект, но и позволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей.

Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с этим предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета, в первую очередь, принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания “может использовать”, “могут быть”, “разрешается” и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В-третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций.

Информация о работе Понятие и значение учетной политики, принципы её формирования, нормативно-правовые акты, ее регулирование