Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 12:53, курсовая работа
Такое определение дано ПБУ 1/2008.В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Основными задачами инвентаризации являются:
1) выявление фактического наличия имущества;
2) контроль за сохранностью ТМЦ и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
3) выявление ТМЦ, потерявших свои первоначальные качества, залежавшихся и не нужных организации;
4) проверка соблюдения правил и условий хранения ТМЦ и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
5) проверка полноты отражения в учете обязательств.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе: председателя комиссии - руководителя организации или его заместителя, членов комиссии - главного бухгалтера, начальников структурных подразделений, представителей общественности. В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации приказом или распоряжением.
Постоянно действующие инвентаризационные комиссии проводят инструктаж рабочих комиссий, осуществляют контрольные проверки, рассматривают объяснения материально ответственных лиц, допустивших недостачу. Рабочие комиссии непосредственно осуществляют инвентаризацию ТМЦ и денежных средств в местах хранения и производства. При малом объеме работ при инвентаризации и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Отсутствие одного из членов комиссии на период инвентаризации дает основания рассматривать ее результаты недействительными.
Результаты инвентаризации отражают на счетах бухгалтерского учета в том месяце, в котором была закончена инвентаризация, а при проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности - в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
1) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты;
2) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Ниже приведен вариант отражения в учетной политике положений об инвентаризации имущества предприятия.
Порядок и сроки проведения инвентаризации АУ РК «Комиинформ» в 2009 году:
Инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от места нахождения, и все виды обязательств.
Инвентаризация в Обществе проводится в следующие сроки:
- основных средств – не реже одного раза в два года по состоянию на 1 декабря отчетного года;
- нематериальных активов – ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года;
- расходов будущих периодов - ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;
- денежных средств на счетах в учреждениях банков – ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;
- финансовых вложений – ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года;
- расчетов с дебиторами и кредиторами - ежеквартально по состоянию на конец квартала;
- расчетов по налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, по целевому финансированию – ежегодно по состоянию на 31 декабря текущего года.
Для проведения инвентаризации создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии, состав которых утверждается руководителем.
Сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств организации в АУ РК «Комиинформ» определено в учетной политике предприятия.
2.5. Учет основных средств.
Основные средства (ОС)– это имущество организации, используемое в качестве средств труда, и сроком использования более 1 года.
Особенностью основных средств заключается в том, что свою первоначальную стоимость они переносят на готовую продукцию путем начисления амортизации.
Существуют три оценки основных средств:
1) Первоначальная стоимость – совокупность затрат по приобретению, монтажу основных средств и по их строительству.
2) Остаточная стоимость – сумма разницы между первоначальной стоимостью объекта и амортизацией по этому объекту.
Остаточная стоимость определяется в следующих случаях: при выбытии основных средств, при составлении бухгалтерского баланса.
3) Восстановительная стоимость – стоимость основных средств на момент их переоценки (учитывается на счете 01 «Основные средства»).
При определении рыночной стоимости могут быть использованы следующие данные:
- о ценах на аналогичные активы, полученные в письменной форме от организаций изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных активов.
Для учета амортизации используется пассивный счет 02 «Амортизация ОС». По К-ту счета 02 отражается начисление амортизации. По Д-ту счета 02 отражается списание амортизации в связи с выбытием объектов.
В бухгалтерии на основании актов приемки-передачи ОС заполняются инвентарные карточки по учету ОС. При передаче ОС со склада в эксплуатацию (например, в цех или отдел) оформляется накладная на внутреннее перемещение.
Если стоимость объекта не превышает 20 000 рублей за единицу, то их стоимость можно списывать в себестоимость продукции, работ, услуг. С Д-та 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу» в К-т 01 «Основные средства».
Если стоимость объекта более 20 000 рублей за единицу, то их передача со склада в эксплуатацию отражается как внутреннее перемещение.
Однако с 01 января 2011 года изменился стоимостной критерий для амортизируемого имущества для основных средств. Лимит первоначальной стоимости таких объектов вместо прежних 20 000 рублей теперь равен 40 000 рублей. Это прописано в новой редакции п. 1 ст. 256 НК РФ. Причем срок полезного использования амортизируемого имущества остался тот же более 12 месяцев.
Пороговую сумму поправили соответственно и в п. 1 ст. 257 НК, где раскрывается понятие ОС. Это значит, что все, что не дороже 40 000 рублей, можно тепе6рь считать малоценным и смело списывать всю стоимость единовременно на текущие расходы отчетного периода.
Применять столь выгодный порядок можно лишь в отношении того имущества, которое ввели в эксплуатацию 01 января 2011 года и позже. Хотя приобрести его могли и в конце прошлого года.
Согласно пункту 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, стоимость ОС погашается путем начисления амортизации. Амортизация начисляется по всем объектам, кроме:
– объектов жилищного фонда;
– объектов внешнего благоустройства, объектов лесного и дорожного хозяйства;
– земельных участков и объектов природопользования и т.д.
Амортизация по каждому объекту начисляется с 01 числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету.
В бухгалтерском учете существуют следующие способы начисления амортизации:
1. Линейный. Сумма начисленной амортизации определяется путем умножения первоначальной стоимости объекта на норму амортизации.
При расчете нормы амортизации необходимо знать срок полезного использования объекта (определено в постановлении правительства «О классификации ОС, включаемых в амортизационные группы). Норма амортизации определяется как деление единицы на срок полезного использования.
Именно этот способ начисления амортизации используется в ООО «МонтажЭлектро».
2. По сумме чисел лет. Начисление амортизации производится исходя из первоначальной стоимость объекта и годового соотношения, где в числителе указывается число лет, оставшихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе указывается сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
3. Способ уменьшения остатка. При этом способе начисление амортизации производится исходя из остаточной стоимости на начало каждого отчетного года и нормы амортизации.
Чтобы самоамортизировать объект за все 5 лет, обычно норма амортизации увеличивается в 2 раза.
4. Пропорционально объему продукции, работ, услуг. Сумма амортизации определяется путем умножения нормы амортизации на фактический выпуск продукции. Норма амортизации определяется как отношение первоначальной стоимости объекта к предполагаемому объему выпуска продукции.
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
В учетной политике предприятия должен быть указан один из способов учета затрат на проведение ремонта:
1. Путем создания резерва на ремонт ОС. В течении каждого месяца резерв на ремонт создается в размере 1/12 от годовой стоимости сметы на ремонт. Начисление резерва отражается проводкой Д-т 20 К-т 96.
Фактические расходы по ремонту списываются на созданный резерв. Отражаются проводками:
Д-т 96 К-т 60 – ремонт выполнен подрядным способом.
Д-т 96 К-т 60 – ремонт выполнен хозяйственным способом, т.е. силами ремонтного цеха.
Резерв на ремонт создается в целях равномерного включения расходов в себестоимость продукции, работ, услуг.
2. По фактическим затратам на ремонт путем включения их в себестоимость продукции, работ, услуг. Фактические затраты по проведенному ремонту сразу включаются в себестоимость продукции, работ, услуг по акту выполненных работ. Отражается проводками:
Д-т 20 К-т 60 – выполнен ремонт подрядным способом.
Д-т 20 К-т 23 – ремонт выполнен хозяйственным способом, т.е. силами ремонтного цеха.
3. С использованием счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным списанием их на себестоимость продукции, работ, услуг. Фактические расходы по проведенному ремонту предварительно учитываются на счете 97 как расходы будущих периодов в целях равномерного включения их в себестоимость продукции. Отражается проводками:
Д-т 97 К-т 60 – отражаются фактические затраты по проведенному ремонту подрядным способом.
Д-т 97 К-т 23 – отражаются фактические затраты по проведенному ремонту хозяйственным способом.
Ежемесячно расходы будущих периодов равномерно включаются в себестоимость продукции, работ, услуг согласно учетной политики предприятия. Отражается проводкой Д-т 20 К-т 97.
При принятии к бухгалтерскому учету активов (имущества) в качестве объектов основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий (пункт 4 ПБУ 6/01):
- использование данного имущества в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- данное имущество должно использоваться в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев;
- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов (основных средств);
- способность объектов основных средств приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Как видно, в приведенном перечне отсутствует стоимостный критерий отнесения объектов к основным средствам. Поэтому в настоящее время практически все активы, срок службы которых превышает 12 месяцев (и удовлетворяющие иным условиям ПБУ 6/01) можно относить к основным средствам.
Поэтому одной из основных задач при разработке учетной политики является разработка организацией критерия отнесения к основным средствам предметов труда. Большая часть таких предметов удовлетворяют условиям признания их внеоборотными активами. Однако было бы нелепо считать основными средствами, к примеру, канцелярские принадлежности со сроком службы более 12 месяцев (дыроколы, степлеры, подставки для ручек и т. п.). Поэтому при разработке учетной политики АУ РК «Комиинформ» необходимо не только автоматически перенести из ПБУ 6/01 параметры отнесения имущества к основным средствам, но и отразить в ней свои соображения по данному поводу (естественно, обосновав их с технической стороны либо с точки зрения степени их использования в производственном или управленческом процессе).