Понятие маржинального дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ для принятия краткосрочных решений по данным бухгалтерского управленческого учета.
В результате поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1) ознакомится с понятием маржинального дохода, а именно:
изучить зависимость величины затрат от изменения объема производства и сбыта продукции;
рассмотреть методы деления затрат на постоянные и переменные;
ознакомится с понятием маржинального дохода (маржи покрытия);
2) рассчитать точку безубыточности, определить зону убытков и прибыли;
3) рассмотреть систему директ-костинг и ее информационное значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА 6
1.1. Зависимость величины затрат от изменения объема производства и сбыта продукции 6
1.2. Методы деления затрат на постоянные и переменные 7
1.3. Понятие суммы и ставки покрытия маржинальных затрат и дохода 10
2. ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ, ЦЕЛИ И МЕТОДИКА ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 12
2.1. Точка безубыточности, зона убытков и прибылей 12
2.2. Расчет точки безубыточности 14
3. СИСТЕМА ДИРЕКТ-КОСТИНГ, ЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ 19
3.1. Система директ-костинг основа для принятия управленческих решений 19
3.2. Использование системы директ-костинг в ценообразовании 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Понятие маржинального дохода.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Величина маржинального  дохода показывает вклад предприятия  в покрытие постоянных затрат и получение  прибыли.

Существует два способа  определения величины маржинального  дохода.

При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.

Маржинальный доход на единицу (ставка покрытия) = Цена на единицу – Переменные затраты на единицу

Ставка покрытия должна покрывать постоянные затраты на единицу.

При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Под средней величиной  маржинального дохода понимают разницу  между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя  величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального  дохода называется доля величины маржинального  дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней  величины маржинального дохода в  цене товара.

Использование этих показателей  помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Порог рентабельности (точка  безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка [10, с. 84].

Производственный леверидж – это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас  прочности – это процентное отклонение фактического объема продаж от реализации продукции (работ, услуг) от порогового (порога рентабельности) [7, с. 214].

Таким образом, чем больше величина маржинальной прибыли, тем  больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

 

 

 

2. ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ, ЦЕЛИ И МЕТОДИКА ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

2.1. Точка безубыточности, зона убытков и прибылей

 

Точка безубыточности (критическая  точка, точка равновесия) – это такой объем производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

Анализ точки безубыточности на практике иногда называют анализом соотношения «затраты – объем – прибыль». Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия» [8, с. 189].

По мнению Вахрушиной в процессе определения точки безубыточности решаются следующие основные задачи:

  • рассчитывается объем реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат предприятия;
  • исчисляется объем реализации, обеспечивающий, при прочих равных условиях, получение необходимой предприятию суммы прибыли;
  • дается оценка объема реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособно на рынке, т. е. расчет зоны (поля) безопасности [5, с. 254].

Как считает, Шеремет  А.Д. основными этапами определения точки безопасности является:

  • сбор, подготовка и обработка исходной информации в соответствии с условиями анализа соотношения объема производства (реализации) продукции с издержками и прибылью;
  • расчет постоянных и пepeмeнныx издержек, уровня безубыточности и зоны безопасности;
  • обоснование объема реализации, необходимого для обеспечения планируемой суммы прибыли [14, с. 156].

Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление сумм и ставок покрытия позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.

В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются три метода:

  • математический метод (метод уравнения);
  • метод маржинального дохода (валовой прибыли);
  • графический метод [6, с. 278].

Для вычисления точки  безубыточности математическим методом сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:

Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль

Детализируя порядок расчета показателей  формулы, ее можно представить в  следующем виде:

(Цена за единицу х Количество единиц) – (Переменные затраты на единицу х Количество единиц) – Постоянные затраты = Прибыль

Метод уравнений, кроме того, можно  использовать при анализе влияния  структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

Разновидностью метода уравнений является метод маржинального  дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты –  объем – прибыль».

Последовательность построения графика заключается в следующем:

  • наносится на график линия постоянных затрат, для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс;
  • выбирается какая-либо точка на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строится прямая на графике, отвечающая этому значению;
  • вновь выбирается любая точка на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строится прямая, отвечающая этому значению.

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения  прямых, построенных по значению затрат и выручки.

В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна  его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая  точке безубыточности, называется пороговой  выручкой.

Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

 

2.2. Расчет точки  безубыточности

 

Любое предприятие, в  процессе хозяйственной деятельности, должно быть уверено, что затраты окупятся и принесут прибыль. Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия. Без такого сравнения могут быть допущены непоправимые ошибки при выборе экономической политики предприятия, при принятии важных управленческих решений, выборе видов предпринимательской деятельности, определении оптимальных объемов и структуры выпуска продукции (работ, услуг), а также цен на продукцию (работы, услуги).

Обеспечения финансового равновесия в длительном периоде возможно только при увеличении денежного потока от основной деятельности предприятия. Одним из мероприятий является управление безубыточностью  продаж с помощью операционного анализа. Управление безубыточностью проведем в следующей последовательности.

Во-первых, проведем операционный анализ деятельности с помощью системы  аналитических показателей (табл. 1).

Таблица 1

Показатели безубыточности деятельности предприятия

Показатель

Формулы

Год

2008

2009

1. Доход от оказания услуг, тыс. руб.

 

59835

43611

2. Переменные расходы,  тыс. руб.

 

40109

26793

3. Постоянные расходы,  тыс. руб.

 

11421

10358

4. Прибыль от  продаж

 

8305

6460

5. Валовая маржа:

     

5.1. сумма, тыс. руб.

п.1 – п.2.

19726

16818

5.2. доля маржинального дохода к выручке

п.5.1 / п.1

0,33

0,39

6. Порог рентабельности, тыс. руб.

п.3 / п.5.2.

34609

26559

7. Сила операционного  рычага

п.5.1 / п.4

2,4

2,6

8. Запас финансовой  прочности, тыс. руб.

п.1 – п.6

25226

17052


 

Высокая доля валовой  маржи  в доходе от реализации (коэффициент выручки) свидетельствует о большей амплитуде колебания прибыли в результате динамики дохода от реализации. Динамика, в свою очередь  связана с производственной, сбытовой и маркетинговой стратегиями предприятия. Высокое значение коэффициента выручки выгодно при стабильно высоком спросе на предоставляемые услуги, так как в этом случае даже небольшой прирост дохода от реализации приведет к существенному увеличению прибыли. В условиях нестабильной конъюнктуры рынка оно свидетельствует об увеличении риска убытка.

Снижение порога рентабельности (критического объема, точки безубыточности) сигнализирует о ранних признаках снижения операционного риска и дает возможность изменить наметившиеся тенденции к повышению прибыльности деятельности предприятия.

Запас финансовой прочности  является еще одним аналитическим  показателем, предназначенным для оценки степени риска. Чем он больше, тем стабильнее положение предприятия. Для оперативного использования данного показателя рекомендуется составлять график безубыточности, который наглядно показывает влияние текущего производственного положения предприятия на формирование его финансового результата.

Сила операционного  рычага позволяет определить, на сколько  процентов  может измениться прибыль  при изменении дохода от реализации на один процент.

Во-вторых, для выявления  основных причин такого положения рассмотрим основные факторы, влияющие на безубыточность деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Показатели определения  точки безубыточности

Показатели

2008г.

2009г.

Абсолютное отклонение

Объем реализации, ед.

6809

5119

-1690

Цена реализации единицы  услуги, руб.

8787

8520

-267

Доход от реализации, тыс. руб.

59835

43611

-16224

Переменные на 1 ед., руб.

4669

4995

326

Постоянные расходы, тыс. руб.

11421

10358

-1063

Валовая маржа единицы  услуги, руб.

4118

3525

-593

Безубыточный объем  продаж, ед.

2773

2938

165


 

Безубыточный объем продаж в  натуральном выражении (Т) можно  определить по формуле:

                                                 ,                                                           (4.3)

где А – постоянные расходы;

       Р – цена за единицу предоставляемых услуг;

       В – переменные расходы на единицу предоставляемых услуг [39, с.114].                                        

Т = 2773

Определим зону безопасности. Зона безопасности представляет собой  разность между фактическим объемом  предоставляемых услуг и безубыточным объемом реализации услуг и показывает, на сколько процентов, фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Зона безопасности для  услуг (работ) анализируемого предприятия  увеличится  и составит:

Информация о работе Понятие маржинального дохода