Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ для принятия краткосрочных решений по данным бухгалтерского управленческого учета.
В результате поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1) ознакомится с понятием маржинального дохода, а именно:
изучить зависимость величины затрат от изменения объема производства и сбыта продукции;
рассмотреть методы деления затрат на постоянные и переменные;
ознакомится с понятием маржинального дохода (маржи покрытия);
2) рассчитать точку безубыточности, определить зону убытков и прибыли;
3) рассмотреть систему директ-костинг и ее информационное значение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА 6
1.1. Зависимость величины затрат от изменения объема производства и сбыта продукции 6
1.2. Методы деления затрат на постоянные и переменные 7
1.3. Понятие суммы и ставки покрытия маржинальных затрат и дохода 10
2. ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ, ЦЕЛИ И МЕТОДИКА ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 12
2.1. Точка безубыточности, зона убытков и прибылей 12
2.2. Расчет точки безубыточности 14
3. СИСТЕМА ДИРЕКТ-КОСТИНГ, ЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ 19
3.1. Система директ-костинг основа для принятия управленческих решений 19
3.2. Использование системы директ-костинг в ценообразовании 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Существует два способа определения величины маржинального дохода.
При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.
Маржинальный доход на единицу (ставка покрытия) = Цена на единицу – Переменные затраты на единицу
Ставка покрытия должна покрывать постоянные затраты на единицу.
При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.
Под средней величиной
маржинального дохода понимают разницу
между ценой продукции и
Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.
Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка [10, с. 84].
Производственный леверидж – это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).
Маржинальный запас прочности – это процентное отклонение фактического объема продаж от реализации продукции (работ, услуг) от порогового (порога рентабельности) [7, с. 214].
Таким образом, чем больше величина маржинальной прибыли, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
2. ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ, ЦЕЛИ И МЕТОДИКА ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1. Точка безубыточности, зона убытков и прибылей
Точка безубыточности (критическая точка, точка равновесия) – это такой объем производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.
Анализ точки безубыточности на практике иногда называют анализом соотношения «затраты – объем – прибыль». Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия» [8, с. 189].
По мнению Вахрушиной в процессе определения точки безубыточности решаются следующие основные задачи:
Как считает, Шеремет А.Д. основными этапами определения точки безопасности является:
Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление сумм и ставок покрытия позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.
В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются три метода:
Для вычисления точки безубыточности математическим методом сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:
Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль
Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:
(Цена за единицу х Количество единиц) – (Переменные затраты на единицу х Количество единиц) – Постоянные затраты = Прибыль
Метод уравнений, кроме того, можно
использовать при анализе влияния
структурных изменений в
Разновидностью метода
уравнений является метод маржинального
дохода, при котором точка
При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль».
Последовательность построения
графика заключается в
Точка безубыточности на
графике – это точка
В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой.
Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.
2.2. Расчет точки безубыточности
Любое предприятие, в процессе хозяйственной деятельности, должно быть уверено, что затраты окупятся и принесут прибыль. Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия. Без такого сравнения могут быть допущены непоправимые ошибки при выборе экономической политики предприятия, при принятии важных управленческих решений, выборе видов предпринимательской деятельности, определении оптимальных объемов и структуры выпуска продукции (работ, услуг), а также цен на продукцию (работы, услуги).
Обеспечения финансового равновесия в длительном периоде возможно только при увеличении денежного потока от основной деятельности предприятия. Одним из мероприятий является управление безубыточностью продаж с помощью операционного анализа. Управление безубыточностью проведем в следующей последовательности.
Во-первых, проведем операционный анализ деятельности с помощью системы аналитических показателей (табл. 1).
Таблица 1
Показатели безубыточности деятельности предприятия
Показатель |
Формулы |
Год | |
2008 |
2009 | ||
1. Доход от оказания услуг, тыс. руб. |
59835 |
43611 | |
2. Переменные расходы, тыс. руб. |
40109 |
26793 | |
3. Постоянные расходы, тыс. руб. |
11421 |
10358 | |
4. Прибыль от продаж |
8305 |
6460 | |
5. Валовая маржа: |
|||
5.1. сумма, тыс. руб. |
п.1 – п.2. |
19726 |
16818 |
5.2. доля маржинального дохода к выручке |
п.5.1 / п.1 |
0,33 |
0,39 |
6. Порог рентабельности, тыс. руб. |
п.3 / п.5.2. |
34609 |
26559 |
7. Сила операционного рычага |
п.5.1 / п.4 |
2,4 |
2,6 |
8. Запас финансовой прочности, тыс. руб. |
п.1 – п.6 |
25226 |
17052 |
Высокая доля валовой маржи в доходе от реализации (коэффициент выручки) свидетельствует о большей амплитуде колебания прибыли в результате динамики дохода от реализации. Динамика, в свою очередь связана с производственной, сбытовой и маркетинговой стратегиями предприятия. Высокое значение коэффициента выручки выгодно при стабильно высоком спросе на предоставляемые услуги, так как в этом случае даже небольшой прирост дохода от реализации приведет к существенному увеличению прибыли. В условиях нестабильной конъюнктуры рынка оно свидетельствует об увеличении риска убытка.
Снижение порога рентабельности (критического объема, точки безубыточности) сигнализирует о ранних признаках снижения операционного риска и дает возможность изменить наметившиеся тенденции к повышению прибыльности деятельности предприятия.
Запас финансовой прочности является еще одним аналитическим показателем, предназначенным для оценки степени риска. Чем он больше, тем стабильнее положение предприятия. Для оперативного использования данного показателя рекомендуется составлять график безубыточности, который наглядно показывает влияние текущего производственного положения предприятия на формирование его финансового результата.
Сила операционного рычага позволяет определить, на сколько процентов может измениться прибыль при изменении дохода от реализации на один процент.
Во-вторых, для выявления основных причин такого положения рассмотрим основные факторы, влияющие на безубыточность деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Показатели определения точки безубыточности
Показатели |
2008г. |
2009г. |
Абсолютное отклонение |
Объем реализации, ед. |
6809 |
5119 |
-1690 |
Цена реализации единицы услуги, руб. |
8787 |
8520 |
-267 |
Доход от реализации, тыс. руб. |
59835 |
43611 |
-16224 |
Переменные на 1 ед., руб. |
4669 |
4995 |
326 |
Постоянные расходы, тыс. руб. |
11421 |
10358 |
-1063 |
Валовая маржа единицы услуги, руб. |
4118 |
3525 |
-593 |
Безубыточный объем продаж, ед. |
2773 |
2938 |
165 |
Безубыточный объем продаж в натуральном выражении (Т) можно определить по формуле:
где А – постоянные расходы;
Р – цена за единицу предоставляемых услуг;
В – переменные расходы на единицу предоставляемых
услуг [39, с.114].
Т = = 2773
Определим зону безопасности.
Зона безопасности представляет собой
разность между фактическим объемом
предоставляемых услуг и
Зона безопасности для услуг (работ) анализируемого предприятия увеличится и составит: