Понятие маржинального дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ для принятия краткосрочных решений по данным бухгалтерского управленческого учета.
В результате поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1) ознакомится с понятием маржинального дохода, а именно:
изучить зависимость величины затрат от изменения объема производства и сбыта продукции;
рассмотреть методы деления затрат на постоянные и переменные;
ознакомится с понятием маржинального дохода (маржи покрытия);
2) рассчитать точку безубыточности, определить зону убытков и прибыли;
3) рассмотреть систему директ-костинг и ее информационное значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА 6
1.1. Зависимость величины затрат от изменения объема производства и сбыта продукции 6
1.2. Методы деления затрат на постоянные и переменные 7
1.3. Понятие суммы и ставки покрытия маржинальных затрат и дохода 10
2. ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ, ЦЕЛИ И МЕТОДИКА ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 12
2.1. Точка безубыточности, зона убытков и прибылей 12
2.2. Расчет точки безубыточности 14
3. СИСТЕМА ДИРЕКТ-КОСТИНГ, ЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ 19
3.1. Система директ-костинг основа для принятия управленческих решений 19
3.2. Использование системы директ-костинг в ценообразовании 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Понятие маржинального дохода.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

.


 

 

                  43611 

 

                      

 

                  26559

 

 

                   10358

 

                                                    

                           0                          2938                       5119

                                                 


 

Точка безубыточности (порог рентабельности) расположена на уровне 2938 единиц объема продаж. Если предприятие будет продавать более 2938 единиц от его производственной мощности, то будет прибыль. Если величина заказов будет меньше 2938 единиц от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным, что может привести к банкротству. При объеме реализации равном нулю предприятие получит убыток равный величине постоянных затрат, т.е. 10358 тыс. руб. При объеме реализации 2938 единиц прибыль составит 26559 тыс. руб.

Наиболее эффективным  моментом работы организации является продуманное действие его руководителей. Квалифицированное действие руководства  дает возможность направить в  нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и возбудить мотивацию их действий, содействовать эффективной работе. В результате производственная деятельность коллектива приобретает нужную целеустремленность, организованность и продуктивность. Таким образом, успех приходит тогда, когда качественное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности.

Таким образом, совершенствования  финансового состояния деятельности предприятия может быть достигнуто за счет:

  • соблюдения нормативов и динамики во времени фактических  удельных расходов и оборачиваемости оборотных средств;
  • изменение подходов к планированию основных показателей деятельности предприятия, с целью управления безубыточностью деятельности;
  • проведение работы по оптимизации снабженческо-заготовительной деятельности предприятия путем применения методики выбора оптимального  поставщика материалов.

 

3. СИСТЕМА ДИРЕКТ-КОСТИНГ,  ЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

3.1. Система  директ-костинг основа для принятия  управленческих решений

 

Для принятия надежных стратегических решений необходимо обладать большим объемом разнообразной информации. При этом надо иметь в виду, что системы информационного обеспечения принятия решений все больше усложняются, поскольку стратегическое планирование используется не на одном, а на многих уровнях организации, а стратегические решения имеют кросс-функциональные последствия. Кроме того, многие стратегические решения, по сути, уникальны и неповторимы, и необходимость их принятия вызывается внезапными изменениями внешней среды.

Функция управленческого  учета в рамках стратегического  менеджмента состоит в том, чтобы  в пределах отведенного времени  доставлять всю нужную информацию принимающим  решения менеджерам определенного  уровня. Однако стратегические решения, принимаемые в конкретной организации, могут весьма различаться в зависимости от того, какие задачи стоят перед данной организацией, а также от уровня, на котором в ней принимают эти решения.

Система стратегического  управленческого учета должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать организацию финансовой информацией, удовлетворяющей именно этим специфическим условиям принятия стратегических решений, причем сами условия могут меняться по мере корректировки стратегии в связи с изменениями внешней среды.

Директ-костинг, как система управленческого учета организации отвечает условиям оперативного снабжения  руководителей, принимающих стратегические решения, полной и достоверной информацией, которая, что немаловажно, обладает свойствами мобильности и гибкости. Быстрота получения информации, легкость управления издержками в условиях высокой неопределенности приобретает ведущую роль и позволяет эффективно использовать имеющиеся конкурентные резервы организации.

Метод директ-костинг называется также методом маржинального дохода, так как основное содержание данного метода представляет собой расчет маржинальной прибыли как разницы между выручкой и переменными издержками на первом этапе. На втором этапе из маржинальной прибыли вычитают постоянные затраты и получают операционную прибыль.

Метод директ-костинг – это система учета себестоимости, базирующаяся на разделении общим издержек предприятия на постоянные, т.е. не зависящие от количества продукции, произведенной за единицу времени, и переменные, т.е. изменяющиеся расходы, прямо связанные с количеством продукции, произведенной за единицу времени [3, с. 401].

Система директ-костинг, как и каждая система управленческого учета имеет как позитивные, так и негативные стороны. Рассмотрение последовательно каждой из них, позволит сделать вывод о необходимости, или, наоборот, нецелесообразности применения данного метода в качестве системы управленческого учета предприятия.

Система директ-костинга важна в качестве базы принятия стратегических средне- и краткосрочных решений, и может быть основанием корпоративной стратегии организации только в виде агрегированных сводок, планов и отчетов. В разработке долгосрочной стратегии директ-костинг учитывается наряду с другими факторами деятельности предприятия.

К преимуществам данного метода можно отнести:

  1. возможность установления взаимосвязей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы регрессионного и корреляционного анализа, математической статистики, можно определять формы зависимости  конкретного вида затрат от объемов производства или загрузки производственных мощностей; получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема, рассчитать точку безубыточности данного вида продукции и предприятия в целом; прогнозировать поведение себестоимости и отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием;
  2. директ-костинг позволяет предприятию заострить внимание на изменении маржинального дохода, как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции; выявить изделия с наибольшей рентабельностью, что позволит изменить производственную программу  для получения максимального объема прибыли. Это связно, в основном, с тем, что разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий;
  3. система подает сигналы о необходимости переориентирования производства, что очень важно для достижения целей минимизации риска и снижения неопределенности;
  4. несомненным преимуществом системы является также возможность взаимодействия с маркетинговой службой организации. Система позволяет просчитать возможные границы интервалов цены для выхода на новый рынок, например, и позволит балансировать на грани рентабельности даже в случае назначения цены на уровне, едва покрывающем переменные затраты; 
  5. ограничение себестоимости позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль статей затрат;
  6. расширяются аналитические возможности учета, причем наблюдается  процесс тесной интеграции учета и анализа.

Безусловно, ни одна система  управленческого учета не является идеальной,  не позволяет подстроиться под реальные потребности предприятия  в анализе и не может являться единственным источником данных при принятии управленческих решений. 

Основные трудности, возникающие при применении данного метода, обусловленные особенностями, присущими данной системе:

  1. основные трудности связаны с точностью разделения затрат на постоянные и переменные, поскольку чистых постоянных и переменных затрат не так много. Кроме того, в различных условиях одни и те же расходы могут вести себя по-разному;
  2. директ-костинг не дает ответа на вопрос, какова полная себестоимость продукта, поэтому требуется  дополнительное определение условно-постоянных расходов, когда возникает необходимость определения полной себестоимости продукции или незавершенного производства;
  3. когда предприятие находится на волне спада жизненного цикла продукции, возникает необходимость покрытия всех издержек производства, так как предприятие в этом случае несет дополнительную нагрузку по сглаживанию негативных последствий снижения спроса: дополнительные рекламные расходы, меры по стимулированию сбыта, или же осуществляет вывод на рынок нового продукта.

Анализируя позитивные и негативные стороны системы, можем  увидеть, что, хотя она не лишена серьезных  недостатков, впрочем, как любая  система, применение ее более соответствует  целям реализации маркетинговой  стратегии организации в условиях рыночной конкуренции при принятии управленческих решений.

Таким образом, в последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста удельного веса постоянных (накладных) расходов. Поэтому повышаются требования к обоснованности планирования и нормирования величин этих расходов.

Директ-костинг позволяет  заострить внимание на решении этих вопросов, поскольку сумма постоянных расходов за конкретный период указывается в отчете о доходах  отдельной строкой, что позволяет выделить меру их влияния на прибыль.

Важнейшая особенность директ-костинга как системы управленческого учета – это возможность корелировать полученные данные с маркетинговыми целями для определения  целесообразности выпуска того или иного товара, разработки ассортиментной политики;  выделить этапы жизненного цикла товара или торговой марки и сгладить их последствия. 

 

 

 

3.2. Использование системы  директ-костинг в ценообразовании

 

В условиях рыночной экономики  установление цены на производимую продукцию  и оказываемые услуги имеет особое значение.

Определение цены заключается  в возможности изучения положения на рынке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, в первую очередь необходимо задумываться о том, будет ли спрос на продукцию по предполагаемой цене. Если цена станет слишком высока и товар не будет пользоваться спросом у покупателей, то продавец будет вынужден постепенно снижать ее до уровня, удовлетворяющего покупателей, с одновременным снижением издержек по производству данного продукта (работы, услуги).

Существует несколько  подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики.

Один подход – назначить такую цену, которая привлечет покупателей; другой – использовать цены конкурентов, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий – использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.

В управленческом учете  используют два термина:

  • долгосрочный нижний предел цены;
  • краткосрочный нижний предел цены [12, с. 415].

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.

Краткосрочный нижний предел цены – это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Иными словами, это себестоимость, рассчитанная по переменным издержкам.

Очень часто бывают ситуации, когда при недостаточной загруженности  производственных мощностей привлечение  дополнительных заказов оправданно, даже при цене, величина которой не покрывает всех издержек. Снижать цену на такие заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела.

Пример: Предприятие производит продукцию «А» и продает ее оптом по цене 35 руб. за штуку. При этом постоянные затраты составляют 7,9 руб., а переменные – 21 руб. Полная себестоимость одного изделия равна 28,9 руб. Таким образом, удельная прибыль составляет 6,1 руб. за штуку.

Производственная мощность организации – 1500 единиц изделия «А» в месяц. Фактический объем производства составляет 1000 штук за месяц, т.е. производственные мощности загружены не полностью и имеются резервы по дальнейшему наращиванию объемов производства. Организация не может увеличивать объем производства из-за трудностей со сбытом.

Предприятие получает предложение подписать контракт на производство дополнительной партии изделия «А» в количестве 100 штук по цене 27 руб. Руководство организации должно решить, принять или отклонить полученное предложение.

На первый взгляд, организация  должна отказаться, ведь цена контракта (27 руб.) ниже полной себестоимости изделия (28,9 руб.). Но нельзя сразу занимать такую позицию без экономического обоснования.

В связи тем, что речь идет о дополнительном заказе, все  постоянные косвенные расходы уже  заложены в себестоимость и участвуют в калькуляции фактического объема производства (1000 штук) изделия «А». Учитывая, что в рамках определенной масштабной базы (область релевантности) постоянные расходы не меняются при изменениях объемов производства, подписание контракта не приведет к их росту.

Таким образом, принимая решение в отношении дополнительного  заказа, предлагаемую цену нужно сравнивать с суммой переменных издержек, а  не с полной себестоимостью продукции. В нашем случае переменные издержки, необходимые для производства единицы изделия «А», составляют 21 руб. С учетом цены контракта (27 руб.) поступившее предложение выгодно предприятию, и каждое изделие продукции «А», реализованное в рамках дополнительного контракта, принесет предприятию дополнительную прибыль в размере 6 руб. (27 – 21).

Информация о работе Понятие маржинального дохода