Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:09, курсовая работа
Целью работы является проведение исследования и выяснение способов, порядка и целей образования резервов на предприятии по предвиденным расходам.
Предметом исследования является учет резервов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, главными из которых являются:
-определение сущности резервов;
-классификация резервов;
-определение порядка учета резервов
Введение…………………………………………………………....3
Глава 1.Теоретические основы учета резервов.………………....5
§1.1.Классификация резервов……………………………….........5
§1.2.Порядок учета резервов под снижение стоимости
материальных ценностей и под обесценение вложений
в ценные бумаги…………………………………………………..6
§1.3.Порядок учета резервов по сомнительным долгам и
предстоящих расходов…………………………………...............14
Глава 2.Порядок организации бухгалтерского учета резервов
на ООО “Ларго”.………………………………………………....28
§2.1.Учет резервов под снижение стоимости материальных
ценностей……………………………………………………….....28
§2.2.Учет резервов под обесценение вложений в ценные
бумаги ………...……………………………………………..........33
§2.3.Учет резервов по сомнительным долгам……………….....37
§2.4.Учет резервов предстоящих расходов …………………....39
Заключение……………………………………………………….46
Библиографический список………………………………..........48
В отчетном периоде, когда происходит отпуск материальных ценностей, по которым в бухгалтерском учете ранее было отражено создание резерва под снижение стоимости, организация признает постоянную разницу, приводящую к образованию суммы налога. Эта постоянная разница уменьшает налоговые платежи по налогу на прибыль в отчетном периоде - постоянный налоговый актив. Величина постоянного налогового актива определяется как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату. Постоянные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете записью: Дебет 68, Кредит 99,субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)».
Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому резерву.
Учет резервов под обесценение вложений в ценные бумаги ведётся с использованием счета 59.Счет 59 контрактивный. Под обесценением финансовых вложений понимают устойчивое существенное снижение их стоимости. Разница между учетной стоимостью финансовых вложений и суммой снижения их стоимости называется расчетной стоимостью финансовых вложений. Данный показатель исчисляют по тем финансовым вложениями, по которым не определяют текущую рыночную стоимость.
Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги создают организации, имеющие ценные бумаги, которые не котируются на фондовых биржах. Резерв создается по каждому виду ценных бумаг в отдельности на разницу между учетной и расчетной стоимостью независимо от сохранения или увеличения рыночной стоимости всех ценных бумаг, принадлежащих организации.
Устойчивое снижение стоимости финансовых вложений характеризуется наличием следующих условий:
1)на отчетную дату и на
предыдущую отчетную дату
2)в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно уменьшалась;
3)на отчетную дату отсутствуют признаки существенного повышения расчетной стоимости.
Обесценение финансовых вложений происходит при появлении у организаций – эмитентов ценных бумаг, признаков банкротства, сделок с ценными бумагами по цене существенно ниже их стоимости, отсутствии или существенном снижении поступлений от финансовых вложений и т. п. При возникновении указанных или подобных ситуаций организация обязана осуществлять проверку наличия условий устойчивого снижения стоимости финансовых вложений.
В целях последующей оценки следует различать два вида финансовых вложений:
- вложения, по которым можно
определить текущую рыночную
стоимость в установленном
-вложения, текущая рыночная стоимость которых не определяется.
Образование резерва отражается по дебету счета 91 “Прочие доходы и расходы” и кредиту счета 59 “Резервы под обесценение финансовых вложений”. Резерв используется для формирования балансовой стоимости финансовых вложений в ценные бумаги на основе их учетной стоимости. Вместе с тем созданный резерв обеспечивает покрытие возможных убытков по операциям с ценными бумагами на фондовом рынке в новом году.
Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. Проверка может производиться на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности.
Если по результатам проверки выявляется дальнейшее снижение расчетной стоимости финансовых вложений , то сумма созданного резерва соответственно увеличится. При повышении расчетной стоимости финансовых вложений на сумму повышения уменьшают созданный резерв.
Подведем итог вышесказанному и определим основные условия и порядок создания резерва:
-возможность создания резерва должна быть закреплена в учетной политике;
-резерв создается только по финансовым вложениям, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость;
-резерв создается, если имеется устойчивое снижение стоимости финансовых вложений;
-устойчивое снижение определяется на основании проверки;
-организацией должно быть обеспечено подтверждение результатов проверки;
-организацией самостоятельно определяется расчетная стоимость финансовых вложений как разница между учетной стоимостью и суммой снижения;
-производится непосредственно расчет резерва (учетная стоимость минус расчетная).
При этом дебетуют счет 59 “Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги” и кредитуют счет 91 “Прочие доходы и расходы”. Аналогичная запись делается при списании с баланса ценных бумаг, по которым ранее были созданы соответствующие резервы. Аналитический учет по счету “Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги” ведется по каждой ценной бумаге.
Если до конца года, следующего за годом создания, этот резерв в какой-либо части не будет использован, неизрасходованные средства присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец года к финансовым результатам организации соответствующего года (дебет счета 59 и кредит счета 91.)
ПБУ 19/02 установлено, что расчетная стоимость финансовых вложений определяется на основании расчета организации (п. 37). В то же время в п. 38 ПБУ 19/02 указано, что организация должна обеспечить подтверждение результатов проверки на обесценение финансовых вложений. Следовательно, необходимо оформить документ, например акт проверки, содержащий:
-описание ситуаций, которые имели место и в которых могло произойти обесценение финансовых вложений;
-учетную и расчетную
стоимость акций;
-информацию о факте выполнения
или невыполнения условий устойчивого
снижения стоимости финансовых вложений;
-результат проверки: имеется или нет устойчивое снижение стоимости финансовых вложений;
-информацию
о том, создается или не создается резерв
К акту проверки следует приложить соответствующий
расчет стоимости (расчетной стоимости)
финансовых вложений.
§1.3.Учет резервов по сомнительным долгам и учет резервов предстоящих расходов
Учет резервов по сомнительным долгам ведется с использованием счета 63. Счет 63 контрактивный. В настоящее время организации обязаны составлять резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты.
Резервы сомнительных долгов5 создаются на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния организации-должника и оценки вероятности погашения ею долга.
Что касается вопроса об обязательности формирования резерва по сомнительным долгам, то следует отметить следующее. С одной стороны, нормы пункта 70, а также пункта 77 “Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ6” позволяют сделать вывод о том, что создание резерва по сомнительным долгам является правом организации. Следовательно, решение о создании резервов должно быть закреплено в учетной политике. В противном случае организация может не формировать такие резервы. С другой стороны, учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).
Нормы пункта 70 “Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ” устанавливает возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг.
Можно сделать вывод о том, что наличие или отсутствие записи в учетной политике о создании резерва по сомнительным долгам значения не имеет. Если у организации имеются все основания для формирования резерва по сомнительным долгам, то резерв нужно создавать. Если же в учетной политике имеется запись о том, что организация не создает резерва по сомнительным долгам, то это означает, что организацией в бухгалтерском учете не будет соблюдено требование осмотрительности.
За основу формирования резерва в бухгалтерском учете можно взять методику, изложенную в Налоговом кодексе (ст. 266 НК РФ):
1) по сомнительной
задолженности со сроком
2) по сомнительной
задолженности со сроком
3) сомнительная
задолженность со сроком
При этом необходимо помнить о том, что сроки создания резервов в бухгалтерском и налоговом учете все же могут не совпадать. Например, такая ситуация может возникнуть, если организация-должник ликвидируется и долги остаются непогашенными. В бухгалтерском учете необходимо всю сумму задолженности по данному контрагенту включить в резерв, так как имеется информация о невозможности погашения задолженности контрагентом. В налоговом же учете основания для создания резерва по этому контрагенту могут не возникнуть по причине того, что срок для создания резерва не наступил. Так как Налоговый кодекс предусматривает создание резерва по истечении 45 и 90 календарных дней после срока оплаты, предусмотренного договором.
Дата возникновения и размер сомнительного долга, по которому организация обязана создать резерв, определяются исходя из условий договора о сроках платежа. Так, например, если условиями договора предусмотрен единый срок оплаты по нескольким отгрузкам, то для создания резерва такая задолженность рассматривается как один долг. Если условиями договора предусмотрена оплата каждой отгрузки товара, то резерв необходимо создавать по каждой не оплаченной в срок отгрузке.
Порядок определения величины резерва по сомнительным долгам целесообразно прописать в учетной политике. Например, в учетной политике может быть предусмотрено, что резерв формируется в размере величины возможных потерь (убытков) вследствие неоплаты дебиторской задолженности на отчетную дату. При таком подходе сумма резерва равна сумме неполученной к концу отчетного периода (года) дебиторской задолженности. Для этого на конец каждого отчетного периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности и выявляется та, по которой срок платежа уже наступил, но она еще не погашена. Недостатком данного метода является то, что не учитывается период просрочки, финансовое состояние (платежеспособность) должника и вероятность погашение им долга.
Организацией
может быть применен подход к определению
величины резерва по сомнительным долгам,
основанный на ведении аналитического
учета дебиторской
В зависимости от оценки вероятности погашения долга и финансового состояния должника, резерв может быть создан как в общей сумме долга, так и на часть задолженности (например, в размере 70%, 50 %, 10 % долга).
При формировании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации за счет созданных резервов.
Следует обратить внимание на то, что изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности. Изменение оценочного значения (за исключением отдельных случаев), подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации. Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением
На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов дебетуют счет 91 “Прочие доходы и расходы” и кредитуют счет 63 “Резервы по сомнительный долгам”. Списание невостребованных долгов, признанных сомнительными, отражают по дебету счета 63 и по кредиту счетов 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” и 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Списанные долго должны учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007 “Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов”
Анализ норм бухгалтерского учета, в частности, пункта 70 Положения и Инструкции по применению Плана счетов7 позволяет сделать вывод о том, что организация может формировать резерв по сомнительным долгам не только по итогам отчетного года, но и по результатам работы за квартал или месяц. Периодичность формирования резерва следует прописать в учетной политике.
Информация о работе Порядок организации бухгалтерского учета резервов на ООО “Ларго”