Порядок планирования аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)


Глава 1. Теоретические основы аудиторской деятельности.

 

 

 

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

В начале 70-х гг. XX века началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены.

 

1.1. Сущность аудиторской деятельности. Виды.

 

 

 

 

Согласно определению Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухучета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству. Аудит осуществляется в обязательной и инициативной форме.

Выделяют следующие виды аудита – внутренний и внешний. Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

4) оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Функции внутреннего аудита могут выполнять не только работники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом.

Основными задачами данного аудита являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, т. е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности. Этот вид аудита преследует три цели:

- оценка эффективности управления;

- выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;

- внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Аудит на соответствие требованиям. Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия, например внутренние правила контроля, установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находят отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит. Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Специальный аудит — это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др. Обязательный и инициативный аудит. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Первоначальный и согласованный аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах согласованного (повторяющегося) аудита. Такое сотрудничество удобно и аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

С точки зрения развития аудит разделяется на 3 стадии и, соответственно, 3 вида:

1) подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);

2) системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);

3) аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском). С точки зрения направленности аудит подразделяется на: общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации и учреждения); банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; аудит внебюджетных фондов; аудит инвестиционных институтов и др.

Потребность в аудиторах быстро растет. Если в СССР было около 40 тысяч предприятий, то в России в условиях рыночной экономики действует несколько сотен тысяч стабильно работающих компаний и, кроме того, сотни тысяч «полуживых» и «мертвых» компаний, которые зачастую также нуждаются в аудиторском заключении. Услуги аудита дорожают.

В Москве аудит «нулевого» баланса стоит 2 тыс. долларов . Проверка небольшой торговой компании будет стоить 3-5 тыс. долларов. Аудит банков и крупных компаний оценивается десятками и сотнями тысяч долларов. В газетах пишут о крупнейшей Российской газодобываюшей компании, которая заплатила за проверку Аудиторской фирме с мировым именем чуть меньше 12 млн. долларов. Часовые ставки российских аудиторов сравнялись со ставками западных коллег.

Рост потребности в аудите при отсутствии во Временных правилах четких критериев ответственности аудитора привлек в эту Область недобросовестных людей. Работа российского бухгалтера очень сложна, трудоемка, законодательство часто меняется, ответственность велика, и иногда ошибки ведут к уголовному преследованию. Оплата самых квалифицированных бухгалтеров не превышает 2 тыс. долларов в месяц, а аудитор может за одну проверку получить в 2-3 раза больше.

Некоторые российские фирмы практикуют оплату услуг аудитора «черным налом». В договоре указывается минимальная цена, по ней рассчитывается налог на добавленную стоимость и другие налоги, а остальная часть выплачивается наличными. Ряд фирм принимает за основу оплаты услуг аудитора ставки главного бухгалтера или финансового директора.

 

 

1.2. Правовое регулирование.

 

 

 

В настоящее время аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", принятым Государственной Думой 13 июля 2001 года и одобренным Советом Федерации 20 июля 2001 года. В статьях Закона дается определение понятие аудиторской деятельности, аудитора, аудиторской организации, обязательного аудита, аудиторской тайны. Определены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг. Перечислены правила (стандарты) аудиторской деятельности. Указана ответственность за заведомо ложное аудиторское заключение, за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Обозначен порядок контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, страхования при проведении обязательного аудита, аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.

В статье 2 «Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности» обозначено, что отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Федеральному закону и иным федеральным законам. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Федеральному закону или иному федеральному закону применяется Федеральный закон или соответствующий федеральный закон.

Другие законы и подзаконные акты, регулирующие деятельность аудиторов – это Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью».

Ранее аудиторская деятельность регулировалась Временными правилами, и в Федеральном Законе по сравнению с ними много изменений. В новой редакции Закона снято ограничение на проведение проверок предприятий и организаций, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Первоначально такую проверку могли осуществлять только аудиторские организации, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Это в первую очередь ударяло по большим аудиторским компаниям. В новой редакции Закона такие ограничения сняты. То есть фактически все возвращено в прежнее состояние, поскольку Временные правила также не содержали каких-либо ограничений по этому вопросу.

Информация о работе Порядок планирования аудита