Порядок планирования аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

 

3,1

3.1 Этапы проведения аудита расчетов с подотчетными лицами

 

 

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля при ведении расчетов с подотчетными лицами для аудитора являются:

 

· отсутствие на предприятии утвержденного приказом руководителя предприятия списка лиц, которым разрешено получать в кассе наличные деньги под отчет;

 

· несоблюдение приказа об ограничении числа лиц, получающих наличные деньги в кассе под отчет;

 

· отсутствие на предприятии системы подачи письменных заявлений на выдачу наличных денег из кассы с обоснованием необходимости приобретения определенных материальных ценностей или оплаты работ, услуг;

 

· несоблюдение установленных сроков отчета о полученных суммах;

 

· задолженность подотчетных лиц, которая не погашена в установленные сроки;

 

· списание просроченной задолженности подотчетных лиц по истечении сроков исковой давности на финансовые результаты деятельности предприятия или за счет использования чистой прибыли;

 

· отсутствие утвержденных руководителем предприятия смет представительских расходов;

 

· отсутствие оправдательных документов или наличие документов неудовлетворительного качества, приложенных к авансовым отчетам;

 

· отсутствие визы руководителя предприятия или иного уполномоченного лица, утверждающей авансовые отчеты;

 

· выдача денег под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия, без соответствующего основания.

 

Целью аудита расчетов с подотчетными лицами является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской и кредиторской задолженностей.

 

При проведении аудита расчетов с подотчетными лицами специалисты-аудиторы решают следующую задачу:

 

- установление правильности определения и отражения в учете расчетов с подотчетными лицами.

 

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

Прежде всего необходимо ознакомиться с учредительными документами, в которых оговорены виды деятельности предприятия, причем очень часто предусматривается достаточно широкий спектр разнородных видов хозяйственной и коммерческой деятельности. Можно предположить, что в этом случае персонал бухгалтерии клиента, будучи недостаточно подготовленным в области учета разнородной деятельности, допустит значительное количество ошибок и нарушений. Вероятно, в результате этого обстоятельства осложнится проверка, увеличатся время на ее проведение и оплата.

 

При знакомстве с потенциальным клиентом аудитор получает, в

 

частности, материалы заседаний акционеров и отчетность по хозяйственной деятельности, уясняет направления и масштабы работы, проводит беседы с администрацией и персоналом бухгалтерии, получает необходимую информацию от банков, налоговой службы и других организаций, с которым клиент имеет деловую связь.

 

В результате предварительного ознакомления аудитор делает вывод о

 

степени деловой безупречности клиента и принимает решение о проведении аудиторской проверки или отказе от нее. Например, едва ли аудитору имеет смысл осуществлять проверку сомнительных хозяйствующих субъектов (фирм, товариществ), возглавляемых лицами криминогенных наклонностей, ставящих целью получение максимальных доходов любым путем.

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Основной задачей, решаемой специалистами-аудиторами на данном этапе является проверка:

 

· операции по выданным авансам, проведение зачетов по выданным авансам;

 

· правильности отражения списанных задолженностей;

 

· правильности создания и ведения резерва по сомнительным долгам;

 

· наблюдение или участие в инвентаризации;

 

· наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;

 

· устный опрос;

 

· получение письменных подтверждений;

 

· проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;

 

· проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;

 

· проверка арифметических расчетов;

 

· анализ.

 

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля при ведении расчетов с подотчетными лицами для аудитора являются:

 

· отсутствие на предприятии утвержденного приказом руководителя предприятия списка лиц, которым разрешено получать в кассе наличные деньги под отчет;

 

· несоблюдение приказа об ограничении числа лиц, получающих наличные деньги в кассе под отчет;

 

· отсутствие на предприятии системы подачи письменных заявлений на выдачу наличных денег из кассы с обоснованием необходимости приобретения определенных материальных ценностей или оплаты работ, услуг;

 

· несоблюдение установленных сроков отчета о полученных суммах;

 

· задолженность подотчетных лиц, которая не погашена в установленные сроки;

 

· списание просроченной задолженности подотчетных лиц по истечении сроков исковой давности на финансовые результаты деятельности предприятия или за счет использования чистой прибыли;

 

· отсутствие утвержденных руководителем предприятия смет представительских расходов;

 

· отсутствие оправдательных документов или наличие документов неудовлетворительного качества, приложенных к авансовым отчетам;

 

· отсутствие визы руководителя предприятия или иного уполномоченного лица, утверждающей авансовые отчеты;

 

· выдача денег под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия, без соответствующего основания.

 

Ответственность за ведение учета расчетов с подотчетными лицами возлагается на руководителя предприятия и главного бухгалтера.

 

3.2 Оформление результатов аудита и предложения для аудиторского заключения

 

Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов -- акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.

 

В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако, без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие -- выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.

 

Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.

 

После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его.

 

Аудиторское заключение -- официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.

 

Возможны четыре вида аудиторских заключений:

 

заключение без замечаний (безоговорочное заключение);

 

заключение с замечаниями (заключение с оговорками);

 

отрицательное заключение;

 

заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.

 

Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.

 

Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.

 

Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи, с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.

 

Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.

 

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации по результатам аудиторской проверки подготавливается аудиторское заключение, состоящее из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

 

Протоколом N1 от 9 февраля 1996г. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации был одобрен Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности.

 

В соответствии c этими нормативными документами аудиторское заключение должно содержать:

 

а) во вводной части:

 

- наименование аудиторской фирмы (фамилия, имя, отчество аудитора), юридический адрес, данные государственной регистрации, номер и дата выдачи лицензии (с указанием вида аудита и срока действия лицензии), банковские реквизиты.

 

б) в аналитической части:

 

- наименование экономического субъекта и временные рамки проверяемого периода,

 

- результаты экспертизы системы внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета в экономическом субъекте,

 

- факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, повлекшие за собой искажение бухгалтерской отчетности и связанные с этим недоимки по налогам и обязательным платежам и сборам.

 

в) в итоговой части:

 

- констатация вывода о полной достоверности (недостоверности, условной достоверности - при условии исправления выявленных ошибок) бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

 

Каждая страница аудиторского подписывается аудитором, проводившим проверку: и заверяется его личной печатью.

 

Аудиторское заключение брошюруется вместе с бухгалтерской отчетностью и предоставляется для ознакомления исполнительной дирекции и акционерам (участникам) экономического субъекта.

 

При этом всем внешним заинтересованным лицам (в налоговые службы, в кредитные учреждения, в средства массовой информации - в случае публикации баланса, и т.п.) предоставляется только итоговая часть аудиторского заключения, содержащая вывод о степени достоверности бухгалтерской отчетности.

 

Заключение

 

Существенное значение для сохранности товарно-материальных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.

 

Улучшить учет товарно-материальных запасов можно, совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, то есть более широко используя накопительные документы, предварительную выписку документов по движению материалов и оперативных документов на вычислительных машинах, карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным материалам (без документальной системы оформления расхода материалов) и другое.

 

В связи с этим перед учетом производственных запасов стоят следующие задачи:

 

- правильное и своевременное документальное оформление всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов;

 

- выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений фактической себестоимости ценностей от их учетной стоимости (ТЗР) по направлениям затрат;

 

- выбор наиболее приемлемой оценки материалов в текущем учете; контроль за сохранностью производственных запасов в местах их хранения и на всех стадиях движения; постоянный контроль за соблюдением установленных норм производственных запасов;

 

- систематический контроль за использованием товарно-материальных ценностей в производстве на базе обоснованных норм их расходования;

 

- своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода производственных запасов по сравнению с установленными лимитами (нормами);

 

- своевременное осуществление расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей, контроль за ценностями, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.

 

Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и их расходованием, уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве сельскохозяйственной продукции.

 

Список использованной литературы:

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. №117-ФЗ (с изменениями от 28 февраля 2006г.)

 

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ (с изменениями от 9 мая 2005г.)

Информация о работе Порядок планирования аудита