Порядок планирования аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

 

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (организационно-правовая структура аудиторской деятельности в РФ приведена на рис.2).

 

В законе определена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите. В соответствии с федеральным законом должны быть приведены все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

 

Основные положения закона получили в них конкретные уточнения и разъяснение, что позволило регулировать аудиторскую деятельности непосредственно, начиная с момента его вступления в действие.

 

Прошедший период после принятия закона характеризовался динамичным развитием системы российского аудита, чему способствовало значительная работа, проделанная МФ РФ по реализации основных положений закона. В развитии закона были приняты по вопросам аудиторской деятельности Постановления Правительства РФ, изданы приказы и положения Министерства финансов РФ.

 

Рис.2. Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в РФ

 

2.3 Стандарты аудиторской деятельности

 

 

В целях обеспечения качества проведения аудита и оказания аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

 

Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы и правила, формирующие единые основополагающие требования, определяющие нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

 

На основании аудиторских правил (стандартов) регулируется качество профессиональной деятельности аудиторов.

 

Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

 

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

 

Следует иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретные действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в ходе проведения аудита, которые могут быть различными, и рациональность которых аудитором должна быть обоснована.

 

В мировой практике аудиторская деятельность строится в соответствии с международными стандартами. Это, во-первых, общие стандарты, где изложена сущность, цели, задачи и обязанности сторон; во-вторых, профессиональные стандарты, где изложены понятия независимости, объективности, конфиденциальность выдаваемой информации, в-третьих, эксплуатационные стандарты, содержащие методику непосредственно аудиторских проверок, оценку их соответствия законодательным актам, и в-четвертых, стандарты, регламентирующие форму и сроки представления результатов аудита.

 

Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:

 

- международные стандарты;

 

- национальные стандарты;

 

- внутрифирменные стандарты.

 

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

 

обеспечивает качество аудиторской проверки;

 

содействует внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

 

помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;

 

обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;

 

создает общественный имидж профессии.

 

С развитием рыночных отношений и интеграционных процессов в экономике стран и, в связи с этим, превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость в унификации аудита в международном масштабе.

 

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций.

 

Разработкой международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAS), являющаяся международным объединением лиц бухгалтерской профессии. Эта организация была основана в октябре 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудита. Членами IFAS являются более 150 профессиональных организаций из 130 стран. Российская Федерация представлена в ней полноправным членом - Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России. В рамках IFAS аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

 

Система международных стандартов включает в себя не только стандарты аудита (МСА), но и международные руководства по аудиторской практике.

 

Система международных стандартов аудита в настоящее время насчитывает 39 стандартов, сгруппированных в несколько разделов, и 11 положений по международной практике (ПМАП). Так, система МСА включает в себя следующие разделы: «Вводные аспекты», «Обязанности», «Планирование», «Внутренний контроль», «Аудиторские доказательства», «Использование работы третьих лиц», «Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)», «Специализированные области», «Сопутствующие услуги».

 

Положения по международной аудиторской практике включают одиннадцать положений, среди которых пять посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, два - особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений - помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

 

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме того, МСА используются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг.

 

Значение международных стандартов аудита заключается в том, что они способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения.

 

В соответствии со ст.7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрена следующая классификация правил (стандартов) аудиторской деятельности:

 

- федеральные стандарты аудиторской деятельности;

 

- стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

 

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита, являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, саморегулируемых аудиторских объединений и их работников, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Данные правила определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы.

 

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать методические материалы по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом саморегулируемые аудиторские объединения вправе предусматривать в них дополнительные требования по проведению аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита.

 

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования, документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

 

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

 

Правила (стандарты) по большей части имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:

 

а) общие принципы правила (стандарта);

 

б) основные понятия и определения, используемые в стандарте;

 

в) сущность стандарта;

 

г) практические приложения.

 

В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются: цель и необходимость разработки данного стандарта; объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами.

 

Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает новые термины и их краткую характеристику.

 

В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

 

Раздел «Практические приложения» включает схемы, таблицы, образцы документов и другие приложения.

 

Стандарт должен содержать такие обязательные реквизиты, как: номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

 

На основе международных стандартов аудита Правительством РФ были разработаны и утверждены 36 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.

 

1,2 Наибольшую ценность и достоверность для аудиторской организа­ции представляют внешние доказательства, затем по степени ценности и достоверности следуют смешанные и внутренние доказательства.

Аудиторские доказательства должны быть достоверными и доста­точными. Доказательства, полученные самой аудиторской организа­цией, обычно являются более достоверными, чем доказательства, предоставленные аудируемым лицом. Доказательства в форме доку­ментов и письменных показаний обычно являются более достоверны­ми, чем устные показания.

Понятия достаточности и надлежащего характера взаимосвязаны: достаточность — это количественная мера аудиторских доказательств, надлежащий характер является их качественной стороной.

Определение достаточности аудиторских доказательств зависит от следующих факторов:

      степени аудиторского риска, т.е. вероятности принятия невер­ного решения аудиторской организацией;

      наличия свидетельства от независимого источника (третьих лиц) как более достоверного, чем полученного непосредственно от сотруд­ников экономического субъекта;

      получения аудиторского доказательства на основе данных сис­темы внутреннего контроля, которое является тем более достоверным, чем лучше состояние системы внутреннего контроля;

      получения информации в результате самостоятельного анализа или проверки аудиторской организации как более достоверной, чем сведения, полученные от других лиц;

      получения аудиторских доказательств в форме документов и письменных показаний как более достоверных, чем показания в уст­ной форме;

      возможности сопоставления выводов, сделанных в результате использования доказательств, полученных из различных источников.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих до­кументах.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

      первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

      регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

      результаты   анализа   финансово-хозяйственной   деятельности  экономического субъекта;

      устные высказывания сотрудников экономического субъекта и

     третьих лиц;

      сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

      результаты инвентаризации имущества экономического субъек­та, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

      бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее цен­ными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, по­лученные аудитором непосредственно в результате исследования хо­зяйственных операций.

Аудиторские доказательства, как правило, собирают, принимая внимание все предпосылки подготовки финансовой отчетности, сде­ланные руководством аудируемого лица. К таким предпосылкам отно­сятся:

      существование (наличие актива или обязательства, отраженного в отчетности);

      права и обязанности;

      возникновение;

      полнота (отсутствие не отраженных в учете активов и обяза­тельств);

      стоимостная оценка;

      измерение;

      раскрытие в отчетности.

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказа­тельства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, ау­дитору необходимо использовать дополнительные аудиторские проце­дуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности получен­ных выводов.

Если аудиторской организации экономическим субъектом не пред­ставлены существующие документы в полном объеме, она обязана от­разить это в отчете (письменной информации руководству экономи­ческого субъекта) и может рассмотреть вопрос о подготовке аудитор­ского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

Информация о работе Порядок планирования аудита